Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры со звуками, буквами и словами 2 страница






 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Исключите лишнее слово.

Мне исполняется (исполнилось) пять лет (сегодня, дав-
но, завтра).

Я играл (вечером, допоздна, рано, днем).

Время течет (быстро, незаметно, медленно, немедленно).

Новый год был (недавно, давно, вчера, в прошлом ме-
сяце).

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах полночь, рассвет, вос­ход, закат, сумерки. Как называются эти звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Какой последний звук слышится в словах полдень, ночь, вечность, календарь. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

Какие гласные звуки слышатся в словах миг, год, луна, сутки, эра, часы? (о, а, ы, и, у, э)

Назовите пять слов, связанных со временем, в кото­рых есть звук с. (Сон, среда, сутки, солнце, стрелка.)

Назовите пять слов, связанных со временем, в кото­рых есть звук з. (Завтра, звезда, заря, закат, завтрак.)

Какого звука не хватает в словах вече... (р),...очь (н), мину...а (т),...удни (б),...торник (в),...реда (с)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в словах звон...к (о),...бед (о),...жин (у).

Вставьте пропущенные согласные буквы в словах...ас-свет (р), те...нота (м),...оризонт (г).

Составьте слово из «рассыпанных» звуков: с, а, ч (час), г, м, и (миг), н, с, о (сон). Определите количество соглас­ных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах зори, ночи, сутки. Назо­вите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах забота, шутки, кочка один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Сутки, ра­бота, ночка.)

Как превратить слово ужи в слово ужин?

Какого слога не хватает в словах пятни... (ца), по...дель-ник (не),...годня (се),...деля (не), вы...дной (хо)?

Угадайте слово по перепутанным слогам: та-тем-но (темнота), день-пол (полдень), ну-та-ми (минута).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: рассвет (свет, вера), темнота (нота, темно), звонок (звон), прогулка (гул, угол), восход (ход), будиль­ник (буди, дуб), сегодня (год).

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Время». Составьте мини-диалоги.

Слово «время» происходит от древнерусского слова «веремя», что значит вращение. Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, и мы наблюдаем смену дня и ночи. Луна вращается вокруг Земли, меняя свои очер­тания каждые семь дней. Земля вращается вокруг Солн­ца, поэтому происходит смена времен года.

Как люди определяют время? (По часам.) Сначала люди изобрели солнечные часы, потом — механические. Какие вы знаете часы? Что показывают стрелки часов? (Стрелка, которая двигается очень быстро, показывает секунды, самая большая стрелка показывает минуты, а самая маленькая — часы.) На электронных часах мы ви­дим цифры, показывающие часы, минуты и секунды.

 

Работа с картинками.

Что длиннее — секунда или минута? (Секунда — самая короткая единица времени, скажешь «раз» —и секунда прошла. В минуте 60 секунд. Если секундная стрелка прошла один круг, значит, прошла одна минута.) Что мы можем выполнить за одну секунду? (С помощью секун­домера и электронных часов познакомьте детей с времен­ными интервалами: секунда, минута, час) Какая стрел­ка движется быстрее других? Сколько раз вы смогли хлопнуть в ладошки за одну секунду? Сколько вы нари­совали квадратиков за одну минуту? Сколько раз можно подпрыгнуть за одну минуту? Что можно построить из конструктора за одну, три и пять минут? Что еще можно сделать за три минуты? За пять минут? Что такое час? (Час — это 60 минут.) Проследить по часам, сколько бу­дет длиться прогулка.

Как вы понимаете слова миг, мгновение? Можно ли остановить время?

Что может случиться, если остановятся сразу все часы? Что происходит с теми людьми, которые забывают вов­ремя посмотреть на часы? К чему приводит опоздание? Как вы понимаете слово пунктуальность?

«Доброе утро!» — кто и когда говорит вам такие слова? После какого времени суток наступает утро? Где можно увидеть солнце в утренние часы — высоко в небе или низко, у горизонта? (У горизонта.) Та часть света, отку­да появляется солнце, называется восток. (Определить направление по компасу.) Что вы делаете по утрам дома? Что вы делаете утром в детском саду? Что бывает по утрам — завтрак, обед или ужин? В какое время вы вста­ете? Сколько времени вам требуется на дорогу в детский сад? В какое время мы завтракаем? В какое время са­димся на занятия? Когда открываются магазины — ут­ром или вечером? В какое время года по утрам бывает темно? (Зимой, когда короткие дни.) Когда нам не при­ходится зажигать свет по утрам? (Весной и летом.) Что бывает по утрам — рассвет или закат? Почему так гово­рят: встал с зарей? Что можно наблюдать по утрам в природе? (Просыпаются и поют птицы, распускаются бу­тоны цветов, на траву и деревья выпадает роса.)

Что мы желаем друг другу, говоря слова С добрым утром!? (Добра, здоровья, радости, хорошего настроения.)

Кому приходится трудиться в очень ранние часы? (Води­телям автобусов, троллейбусов, трамваев, поливальных машин. Дворникам, они подметают улицу. Почтальонам, они разносят письма, газеты. Рано просыпаются жители деревни. Им надо подоить коров, выгнать их на пастби­ще и позаботиться о других домашних животных.) Что могло бы случиться, если бы люди вовремя не вышли на работу? Как вы понимаете такие пословицы: Утро всему начало. Утро день красит. Утро вечера мудренее?

Что следует после утра? (День.) Что вы можете рас­сказать о солнышке в дневные часы? Почему днем не видно звезд? Как можно догадаться, что наступил день? Люди днем обедают или ужинают? Что такое полдень? Какое самое жаркое время суток? Что вы делаете днем в детском саду? В какое время бывает полдник? Чем вы занимаетесь днем в выходной день? Что можно увидеть днем на улицах города, в парке? Кто работает в дневные часы? Как вы понимаете выражение берегите время?

 

Работа с картинками.

Когда и почему наступает вечер? Чем отличается ве­чер от других частей суток? Какие слова можно сказать друг другу, встречаясь вечером? (Добрый вечер!) Что бы­вает вечером — закат или восход? Куда прячется солн­це? (Вечером солнце закатывается за горизонт, поэтому это время назвали закатом.) Как ведут себя птицы и насекомые в вечерние часы? Что происходит с некоторы­ми цветами? (Они на ночь закрываются, сворачивают лепестки.)

Когда закрываются магазины? Когда возвращаются с работы ваши родители? Что вы делаете вечером дома? Чем занимаются ваши папы вечером? Как вы помогаете маме? Какие гигиенические процедуры непременно дол­жны быть выполнены перед сном? В какое время вы ложитесь спать? Какие слова вы говорите своим близ­ким, ложась спать? Кто продолжает работать по вечерам? Почему концерты и спектакли для взрослых бывают по вечерам?

Что приходит на смену вечеру? (Ночь.) Как можно догадаться, что наступила ночь? Что вы можете наблю­дать на ночном небе? Что делают люди ночью? Кто рабо­тает в ночные часы? (Ночью работают люди разных про­фессий: машинисты ведут поезда, пилоты — самолеты, в больнице дежурят врачи, на телеграфе — телефонистки.) Как ведут себя разные животные в ночное время? (Одни животные спят, другие — охотятся.) Кто охотится ночью? (Совы, лисы, рыси, волки, песцы.) Почему ночью выпа­дает роса? Спят ли ночью деревья? (Электронные датчи­ки показали, что летом деревья спят с часу ночи до пяти часов утра.)

Какое время года бывает перед летом? Какое время года бывает перед зимой? Зима, весна, лето, осень — это четыре времени года. Пройдут они друг за другом, зна­чит, закончился круглый год. Декабрь, январь, фев­раль — это (зимние месяцы). Март, апрель, май — это (ве­сенние месяцы). Июнь, июль, август — это (летние меся­цы). Сентябрь, октябрь, ноябрь — это (осенние месяцы). Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье— это (дни недели).

Пройдет семь суток, значит, кончилась неделя. Рань­ше названия дней недели связывали с названием небес­ных тел: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Ве­неры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца. Про­исхождение недели у славян связывалось с четырьмя фазами Луны, на каждую из которых падает прибли­зительно семь дней, что и называлось седьмицей или неделей.

Назовите дни недели в правильной последовательнос­ти. Почему они так называются? (Понедельник — пер­вый день недели. Вторник — второй день недели. Сре­да — средний день недели. Четверг — четвертый день не­дели. Пятница — пятый день недели.) Назовите выходные дни. Какой сегодня день недели? Какой день был вчера? Какой день наступит завтра? Какой день бывает перед понедельником?

До Нового года осталась неделя. Сколько дней оста­лось до Нового года? Сегодня среда. Через неделю мы пойдем в цирк. В какой день мы пойдем в цирк? У Саши день рождения в субботу. Сегодня вторник. Сколько дней осталось до Сашиного дня рождения?

Зачем нужен календарь? (По календарю люди узнают, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц, какой день будет завтра, через месяц, через три месяца, сколько дней осталось до праздника и т. д. По календарю можно узнать, когда кончается один месяц и наступает другой. На каждом листке вы видите цифру и название дня недели. Цифры показывают числа каждого месяца.) С какого числа начинается каждый месяц? (С первого числа.) Сколько дней в каждом месяце? Сколько меся­цев в году? Какой месяц заканчивает год? Какого числа мы встречаем Новый год? С какого месяца начинается год? Какие вы знаете зимние месяцы? Какое время года наступает после зимы? Назовите весенние месяцы. Ка­кое время года наступит после весны? Как называются летние месяцы? Какое время года бывает после лета? Какие вы знаете осенние месяцы?

Какие праздники бывают зимой? Какой праздник бы­вает весной? Когда бывают самые длинные каникулы у школьников? Когда первоклассники идут в школу в пер­вый раз?

 

Стихи

 

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ДОБРОЕ УТРО

Доброе утро! —птицы запели.—
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.

А. Кондратьев

 

ДЕНЬ И НОЧЬ

День — это когда светло?
Правда? — Правда! Правда!
Ночь — это когда темно?
— Разобраться надо!
Было днем от туч темно.
Почернело небо.
Ночью от луны светло.
Научиться мне бы
День и ночь отличать,
День не путать с ночью.
У кого бы разузнать:
День — это когда гулять?
Ночь — это когда мне спать?
Эх! Узнать бы точно!

М. Газиев

 

ПЕТУХ

— Кукареку! —
Кричит петух.
У рыбаков
Костер потух.

Роса сверкает
На лугу.

Ночь кончилась! —
Кукареку!

В. Протасов

 

* * *

Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.

Встала маменька,
Открыла ставеньку:
«Здравствуй, солнышко-
Колоколнышко».

 

ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу —
Кузнецу, ткачу, врачу —

«С добрым утром!» —я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

«Завтра» будет праздник,

«Завтра» что-то купят.

Почему сегодня

«Завтра» не наступит?

Где они хранятся, дни и вечера?

Почему к нам больше

Не придет «вчера»?

Л. Фадеева

 

* * *

Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,

Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.

Ю. Яковлев

 

МЫ ИГРАЕМ

...В понедельник ровно в час
Мы зажжем на кухне газ.
А во вторник утром рано
Побежит вода из крана.
В среду будем печь пирог.
Купим сахар и творог.
Вымоем в четверг окошки,
Блюдца, чашки, вилки, ложки.
Скатерть в пятницу нагладим
И за стол в субботу сядем.
Приходите на веселье!
В воскресенье — новоселье!
Вход в квартиру со двора,
Вот и кончена игра.

О. Дриз

 

НОВАЯ СТОЛОВАЯ

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний —

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

3. Александрова

 

ЛЕЖЕБОКА

В понедельник я проснулся,

А во вторник я зевнул,

В среду сладко потянулся,

А в четверг опять заснул.

Спал я в пятницу,

В субботу не ходил я на работу,

Но зато уж в воскресенье

Спал весь день без пробужденья!

Д. Родари

Перевод с итальянского С. Маршака

 

В ОКЕАНЕ ДРЕМЛЕТ КИТ

В океане дремлет кит.
Лошадь в стойле стоя спит.
Спит охотник в гамаке.
Рыщут волки по тайге.
Кто не спит — тому беда.
Вы, ребята, спите?
— Да!

В. Протасов

 

СПАТЬ ПОРА

Посинел

Над домом воздух,
Умолкают
Птицы в гнездах.
А недавно
Утро было,
Прямо в окна

Солнце било.
И как будто бы
Недолго

Я играл среди двора,
Но торопит перепелка:
— Спать пора!
Спать пора!

Э. Авакян

 

УРА

Если с утра
Закричать: «Ура-а-а!»,
С кровати вскочить,

Сбросив лень,

То будет прекрасным

И ясным весь день!

О. Бундур

 

РОСА

Я утром нес домой росу,
А солнышко взглянуло:
Что это я домой несу? —
И всю росу слизнуло.
Отправлюсь завтра за росой,
Пораньше встать придется.
Я по росе пойду босой,
Пока не встало солнце.
Я принесу росу домой,
Дам бабушке: «Умойся!
Умойся, бабушка, росой

И сразу станешь молодой.
А то, что я гулял босой,
О том не беспокойся!»

М. Газиев

 

ПЕСЕНКА ВЕСЕННИХ МИНУТ

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.

Потихоньку,
Полегоньку

Прогоняем зиму прочь!

В. Берестов

 

* * *

Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

А. Блок

 

* * *

Перед вами — страница ночная,
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят,
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с московских холмов,
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов...

С Маршак

 

СПАТЬ ПОРА

Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!

П. Воронько

 

ВСЕ СПЯТ

Жучка тявкнула во сне,
Хвостиком вильнула.
Котик, серенький коток
Спит у ножки стула.

В мягком кресле у окна
Бабушка уснула.
Мишка тоже стал зевать.
Не пора ли Мише спать?

П. Воронько

 

ДРЕМОТА И ЗЕВОТА

По городу бродили Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота,

Заглядывала в окна

И щелочки дверей

И детям говорила:

— Ложитесь поскорей!

Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,

Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет!

А если кто не ляжет

Сейчас же на кровать,

Тому она прикажет

Зевать, зевать, зевать.

С. Маршак

 

КТО ГДЕ УСНУЛ

В домике из глины
Ласточки уснули,
Лошади — в конюшне,
Пчелы — в темном улье,
Пес дворовый — в будке,
Бабочки — на ветке.
Лучше всех цыплятам —
Под крылом наседки.

О. Дриз

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

В небе звезды загорались,
В гнездах совы просыпались.
И спешила детвора
Лечь в кроватки до утра.

Сны смотреть, пока темно,
Интересней, чем кино.
Я и сам поспать не прочь,
Если наступает... (ночь).

С. Ситников

 

Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?

(Часы)

 

Только он не отстает —
Звоном спать мне не дает.
Все! Запрячу в холодильник
Надоедливый... (будильник).

С. Ситников

 

Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом:
Попрощается последний,
Появляется передний.

(Дни недели)

 

Черная корова всех людей поборола,
А белый вол всех поднял.

(Ночь, день)

 

Ночью высыпало стадо,
А к утру его не стало.

(Звезды)

 

Светит, сверкает, всех согревает.

(Солнце)

 

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел,
Значит, день уже пришел.

(Солнечный луч)

 

 

ЗИМА

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ зима чародейка волшебница декабрь январь февраль мороз холод вьюга Новый год Дед Мороз Снегурочка метель стужа пурга ураган буря буран вихрь снег снежинка сугроб снеговик иней пороша поземка изморозь лед ледник прорубь сосулька гололед оттепель наст белизна голубизна каток фигурное катание фигурист тренер хоккеист клюшка шайба коньки лыжи палки лыжник лыжня биатлон спуск трамплин слалом фристайл горка санки ледянки сани ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ зимний сказочный снежный зеркальный морозный вьюжный суровый лютый холодный студеный ураганный порывистый продолжительный трескучий сильный крепкий легкий сырой мокрый рыхлый колючий колкий
прозрачный скользкий плотный рассыпчатый ГЛАГОЛ наступать приходить падать валить лететь кружиться сыпать порошить ложиться покрывать скрипеть сверкать искриться завывать бушевать мести лепить кататься спускаться скользить нагрянуть укрыть укутать засыпать заморозить остудить заколдовать нарядить утеплить расчистить замерзнуть ПРИЧАСТИЕ блестящий сверкающий искрящийся утрамбованный хрустящий поскрипывающий замерзший скользящий оледеневший дремлющий заснеженный запорошенный заиндевевший укутанный завывающий НАРЕЧИЕ ЗИМОЙ по-зимнему холодно скользко морозно студено продолжительно заунывно изредка

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите свое состояние и настроение в разное время
зимы. Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного
ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную,
студеную погоду.

 

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Покажите мимикой, жестами и движением настроение
и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и
кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром
землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей
и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразите Деда
Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как
разные звери встречали Новый год.

Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, иг-
раем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках
малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной.
Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

А. Введенский

Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетев-
ших к кормушке, замерзшего воробья.

Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на
дерево, насыпаем в кормушку зерно.

Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаив-
шегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху
мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя;
белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой,
стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие сне-
жинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, сви-
сающую с крыши.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте движения в соответствии со смыслом текстов
Стихотворений.

Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбега,
Кто по льду, а кто по снегу,
С горки — ух, на горку — ух!
Бух! Захватывает дух!

А. Прокофьев

 

СНЕГОВИК

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза... шляпа... нос... метла...
Но солнце припечет слегка —
Увы! — и нет снеговика.

В. Егоров

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели».

метель — метелица, буран, вьюга, пурга

долгая — длинная, продолжительная, бесконечная

сырой — мокрый, липкий, влажный

замораживать — подморозить, прихватить морозцем

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

зима — лето
холод — жара
жара — мороз
студеная — теплая
плотный — рыхлый

холод — тепло
мороз — оттепель
короткая — продолжительная
замерзать — оттаивать
подниматься — спускаться

прочный — ломкий
гладкий — бугристый
грязный — чистый

падать — лежать
наступить — закончиться
холодно — тепло

 

Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель
(липкий).

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны (закан-
чиваются).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопрос и дополните предложения.

О каких предметах можно сказать слово зеркальный?
(Зеркальный лед, пол.)

В воздухе порхает (снежинка, снег, пушинка, лист,
бабочка).

Падает (снег, дождь, сосулька, стул, ребенок, настроение).

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах? Исключите лишнее слово.

зима, зимовье, зимний, зимовать, зимующий, метелица
снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, сне-
говая, сугроб

мороз, морозный, морозильник, морозить, моросить
лед, ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол, коньки
лыжи, лыжня, лыжник, лыжный, лежать

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух. Почему они так называются:
снегоход, ледоруб, снегопад, горнолыжник?

снег падает — снегопад

голый лед — гололед

по снегу ходит — снегоход

белый снег — белоснежный

убирает снег — снегоуборочная (машина)

горные лыжи — горнолыжник

перед зимой — предзимье

лед рубит — ледоруб

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

Когда бывают самые длинные ночи?
Какой снег самый чистый?

Какой снег плотнее и тяжелее — рассыпчатый или
мокрый?

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

Я буду произносить часть слова (за, при, от), а вы —
слово морозить. Какие новые слова получились? (Замо-
розить, приморозить, отморозить.)

морозить — заморозить, приморозить, отморозить, пе-
реморозить

студить — остудить, застудить, выстудить

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один сугроб — сугробы — много сугробов
одна снежинка — снежинки — много снежинок
одна сосулька — сосульки — много сосулек
одна лыжа — лыжи — много лыж
одни санки — санки — много санок

 

Вставьте нужное слово.

На мою ладошку упала лучистая (снежинка).

В воздухе кружатся пушистые (снежинки).

Во время снегопада можно увидеть много (снежинок).

Без чего не бывает зимы на севере?

(Без морозов, снега, пурги, метелей и холодов.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Подскажите конец чистоговорки.

Ма-ма-ма, в гости к нам пришла (зима).
Ели-ели-ели, метут зимой (метели).
Розу-розу-розу, не рады мы (морозу).
Ужу-ужу-ужу, сидите дома в (стужу).
Мой-мой-мой, ходим в шубе мы (зимой).
Ме-ме-ме, рада детвора (зиме).

 

Вставьте коротенькие слова — предлоги.

Наступила снежная, метельная зима. Дети взяли сан-
ки и пошли кататься... горку. Коля свалился... сугроб.
... сугроба он вылез весь в снегу.... горке детям было
весело! (С, в, из, на.)

 

Составьте предложения из перепутанных слов.

зимой, люди, надевать, шуба, и, шапка
дети, играть, хоккей, в

хорошо, зимой, прокатиться, тройка, лошадей, на
горнолыжники, спуститься, горы, крутой, с

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких зимних вещах можно сказать мой, твой, наш,
его, eel (Шарф, пуховик, тулуп, комбинезон.)

О каком спортивном инвентаре можно сказать моя,
твоя, наша? (Клюшка, шайба, палка, лыжа.)

О какой зимней одежде можно сказать мое, твое, на-
ше? (Пальто.)

О каких предметах спортивного инвентаря можно ска-
зать мои, твои, наши? (Санки, лыжи, ледянки, коньки.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

 

О чем можно сказать зимний, зимняя, зимнее?

зимний (день, вечер, снег, лес, путь)

зимняя (погода, одежда, дорога, горка, пора)

зимнее (пальто, утро, поле)

зимние (сапоги, виды спорта, дни, праздники)

снежный (ком, покров, вал)

снежная (баба, зима, лавина)

снежное (покрывало)

снежные (деревья, торосы, заносы)

морозный (день, вечер)

морозная (ночь, погода)

морозное (утро)

морозные (дни, вечера, зимы)

ледяной (дом, терем, каток)

ледяная (горка, дорожка, постройка)

ледяное (мороженое, озеро)

ледяные (сосульки, глыбы, айсберги)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Подберите слова, которые отвечают на вопросы какой?
какая? какое? какие?

зима (какая?) (морозная, вьюжная, метельная, суро-
вая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, про-
должительная, длинная, затяжная, теплая, белоснеж-
ная)

мороз (какой?) (трескучий, злой, сильный, крепкий,
большой, легкий)

снег (какой?) (белый, голубой, искристый, серебрис-
тый, пушистый, мягкий, легкий, холодный, липкий,
сырой, мокрый, грязный, чистый, рыхлый, плотный, ноз-
древатый, тяжелый)

снежинка (какая?) (маленькая, легкая, нежная, пуши-
стая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лу-
чистая, игольчатая, кружевная, резная)

иней (какой?) (серебристый, белый, колкий, колючий,
острый)

ветер (какой?) (колючий, порывистый, сильный, ура-
ганный, холодный, злой)

лед (какой?) (холодный, прозрачный, скользкий, глад-
кий, зеркальный, бугристый, темный, голубой, тонкий,
толстый, прочный, ломкий, твердый, хрупкий)

лес (какой?) (неподвижный, сказочный, угрюмый, за-
думчивый, темный, спокойный)

сосулька (какая?) (хрустальная, прозрачная, скольз-
кая, острая, треугольная, длинная, короткая, холодная)

погода (какая?) (холодная, морозная, вьюжная, ветре-
ная, студеная, снежная, зимняя)

деревья (какие?) (сказочные, серебристые, снежные, голые)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
падать падает, -ют падал будет падать
кружиться скрипеть кружится, -атся скрипит, -ят кружился скрипел будет кружиться будет скрипеть
сверкать сверкает, -ют сверкал будет сверкать
кататься катается, -ются катался будет кататься
скользить скользит, -ят скользил будет скользить

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.