Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа логопеда 10 страница






О каких бытовых предметах можно сказать моя, твоя,
наша! (Электропечь, кофемолка, люстра, соковыжи-
малка.)

Как правильно сказать о бра — мой или мое! (Мое бра.)
О каких предметах, находящихся в доме, можно ска-
зать мои, твои, наши! (Телевизоры, плееры, телефоны.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ-
МИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Подберите слову пару.

кухонный (комбайн)
электрический (утюг)
газовая (плита)

настольная (лампа)
электронные (часы)
бытовые (машины)

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах холодиль­ник, пылесос, кипятильник, торшер. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

Назовите последний звук в словах бра, утюги, люст­ры. Как называются звуки а, и, ы? (Гласные звуки.)

Угадайте слово. В этом слове первый звук т', после­дний — р. Что это? (Телевизор.) В слове первый звук л, последний — а. (Лампочка.) В слове первый звук ш, по­следний — р. (Шнур.)

Какое это слово? В слове есть согласные звуки п, л', с, с. Что это? (Пылесос.) В слове есть согласные звуки л', с, т, р. (Люстра.)

В названиях каких электроприборов или бытовых электромашин есть звук р? (Электрочайник, тостер, электросамовар, картофелечистка, электропечь.)

В названиях каких электрических приборов и машин слышится первый звук э? (Электроплита, электропечь, электромясорубка, электрочайник и др.)

Какого гласного звука (какой буквы) не хватает в сло­вах...тюг (у), п...лесос (ы), телеф...н (о)?

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ви­део...амера, теле...изор, компью..ер.

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, б (бра); ф', н, э (фен); р, ш, у, н (шнур). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах радио, прибор, кабель. Назовите гласные звуки каждого слова.

Какого слога не хватает в словах...ника (тех), при...ры (бо), те..визор (ле)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: ни-то-фон-маг (магнитофон), сос-пы-ле (пылесос).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: кофемолка (кофе, кол, мол, мел, кафе), холодиль­ник (холод, льдинки, лодки).

 

Развитие познавательных процессов

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

«Экскурсия» по квартире.

Потрогайте и сравните поверхность металлических, пластмассовых и деревянных предметов домашнего оби­хода. У какого предмета поверхность самая теплая, са­мая холодная, самая гладкая?

Какую бытовую машину нельзя поднять одному чело­веку? Что тяжелее — пылесос или стиральная машина? Какие предметы можно легко поднять и перенести?

Что мы слышим? (Звуки радио, магнитофона, шум мотора холодильника, щелканье выключателя и т. д.)

Сравните разные электрические машины и приборы. Что больше — холодильник или стиральная машина, те­левизор или радио?

Найдите в квартире электроприборы прямоугольной формы. (Холодильник, стиральная машина и т. д.)

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие электроприборы: пылесос, холодильник....

 

Назовите предметы бытовой техники, которые не могут рабо­тать без электричества.

 

Запомните и повторите пары слов.

телевизор — смотреть радио — слушать пылесос — убирать

кофемолка — молоть миксер — взбивать плита — варить

Воспроизведение глаголов по слову-подсказке, напри­мер: миксером (взбивают), радио (слушают), телевизор (смотрят), на газовой плите (варят).

 

Посмотрите, запомните и скажите.

Где у вас дома стоят холодильник, стиральная маши­на и пылесос?

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНОГО ПРЕДМЕТА К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ

 

Скажите, к чему относится тот или иной электроприбор.

Телевизор — это видеотехника, а настольная лампа — осветительный прибор.

Электрочайник — бытовая техника, а торшер — осве­тительный прибор.

Видеокамера — оптический прибор, а электромассажер — бытовая техника.

 

Назовите одним словом.

Стиральная машина, кофемолка, соковыжималка, элек­тромясорубка, электрочайник — это (электроприборы).

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

Игра «Четвертый лишний». Что между ними общего? Чем они отличаются?

бра, лампочка, свеча, люстра солнце, торшер, фонарик, телефон

 

Работа с картинками.

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

 

Назовите общий признак у данных предметов.

Мясорубка, кухонный процессор, кофемолка. (Они из­мельчают продукты.)

Электрочайник, кофеварка, электросамовар. (С их по­мощью можно быстро приготовить горячие напитки.)

Стиральная машина, пылесос. (Они облегчают домаш­ний труд.)

Холодильник, погреб, лед. (Сохраняют холодными про­дукты.)

Веник, щетка, пылесос. (С их помощью можно сделать уборку.)

Фен, полотенце. (С их помощью можно высушить во­лосы.)

Бра, фонарик, свеча. (Светят в темноте.)

Электроплита, газовая плита, микроволновая печь. (С их помощью можно приготовить еду.)

Радиоприемник, книга, телевизор. (С их помощью мож­но узнать много нового.)

 

Найдите парные предметы.

кофе чай яблоки масло хлеб белье платье паркет стиральный порошок соковыжималка кофеварка холодильник тостер электрочайник утюг пылесос стиральная машина электрополотер

 

Игра «Чего на свете не бывает». Придумайте предло­жения-небылицы со словами телефон, телевизор, утюг, кофемолка, фотоаппарат, например: «Телевизор смот­рит мальчика», «Белье гладит утюг», «Кофе мелет кофе­молку».

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги между Утюгом и Телевизором, Стиральной машиной и Бельем, Электроплитой и Газо­вой плитой.

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Электроприборы». Составьте мини-диалоги.

Какие электроприборы есть у вас на кухне? В ванной комнате? В гостиной?

Почему некоторые машины и приборы называются электрическими? Какие общие части есть у электроприбо­ров? (Электрический провод и вилка.) Почему большин­ство электроприборов издают гудящий звук? (Это работа­ет их мотор.) Без чего не могут работать электроприборы? (Без электричества.) Почему люди предпочитают пользо­ваться электрическими машинами и электроприборами? Что освещает наши квартиры и дома? Как они освеща­лись до появления электричества?

Для чего нужен холодильник? Почему продукты луч­ше сохраняются в холодильнике, чем при комнатной температуре? Как люди раньше обходились без холодиль­ника? Что может заменить холодильник? Для чего нуж­на стиральная машина? Можно ли обойтись без стираль­ной машины? Почему лучше чистить ковер пылесосом, а не веником? Зачем нужен телевизор? Хорошо или плохо жить без телевизора? Для чего нужен электроутюг? Все­гда ли были такие утюги, как сейчас? Как они нагрева­лись? (В одни утюги клали горячие угли, а другие стави­ли на горячую печь.)

Почему так назвали эти предметы: кофеварка, скоро­варка, соковыжималка, электробритва, электромассажер? Чем взбивают крем? Каким миксером удобнее взбивать — ручным или электрическим? Что еще можно делать мик­сером? Где быстрее закипит вода — в электрочайнике или на электрической плите? Что случится, если вовремя не выключить чайник?

Чем, кроме тепловых батарей, можно обогревать ком­нату? (Электрообогревателем.) Чем сушат волосы? (Фе­ном.) С помощью чего можно запечатлеть на долгое вре­мя знаменательные события нашей жизни? (С помощью фотоаппарата и видеокамеры.)

Куда следует обратиться при поломке электроприборов и бытовых машин? (В мастерскую, телеателье, к теле­визионному мастеру.) Кто устраняет неполадки в работе электроприборов? Какими словами вы встретите пришед­шего к вам мастера? Что вы скажете ему после того, как он починил сломанную вещь? Что означает слово умелец?

Что обозначает слово экономить? Как научиться эко­номно расходовать газ и электроэнергию? Почему надо учиться быть экономными?

Что вы должны предпринять, если почувствуете запах горелой резины? Что надо сделать, если увидишь искря­щийся провод? Почему нельзя засовывать в розетку раз­ные предметы?

Что может случиться, если надолго отключится элек­троэнергия? Что делать, если вечером погас свет? (Мож­но зажечь свечу, керосиновую лампу или фонарь, посве­тить фонариком.)

Без каких бытовых машин и приборов нельзя обой­тись современному человеку?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

Чтобы самовозгоранья
В доме не произошло,
Выходя из помещенья,
Уноси с собой утюг,
Пылесос, электроплитку,
Телевизор и торшер,
Лучше с лампочками вместе
Вынеси в соседний двор.
А еще надежней будет
Перерезать провода,
Чтоб во всем твоем районе
Сразу вырубился свет.
Тут уж можешь быть уверен
Ты почти наверняка,
Что от самовозгоранья
Дом надежно уберег.

Г. Остер

 

МИША-МАСТЕР

Чинит сам розетки,
Лампы, плитки, утюги...
Мишу знают все соседки,
Часто просят:

— Помоги!

— Если сможем,
То поможем! —
Отвечает он всегда.

В нашем доме плитки греют,
Не провисли провода.
Все звонки в квартирах наших
Издают приятный звон...
Миша — мастер настоящий!
Дело твердо знает он.

Г. Ладонщиков

 

— Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!

А. Масленникова

 

ЭЛЕКТРИК

Станкам, машинам, поездам
Он пустит ток по проводам,
Придет он в город и село
Один, а всем кругом светло.

В. Степанов

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

По бокам коробки —
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом в уголке —
Ручка с трубкой на шнурке.

(Телефон)

 

Называется «патрон»,
Но стрелку не нужен он:
Нет в нем пороху и пули —
Пузырек в него ввернули.

(Электрический патрон)

 

У меня который год
Ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском,
Он натрет его до лоска.

(Электрополотер)

 

Он на столике стоял,

Все, что слышал, повторял.

(Магнитофон)

 

Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
Но стоит ручку повертеть,
Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

 

Пришел вчера монтер ко мне,
Повесил ящик на стене.
Теперь в любое время дня
Я говорю с друзьями.
А что за ящик у меня,
Вы мне скажите сами.

(Телефон)

 

Дом на ножках,
Посреди — окошко.
Засветится окно —
Появится кино.

(Телевизор)

 

Полюбуйся, посмотри,
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.

(Холодильник)

 

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

 

Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек —
Загорелся огонек.

(Электрическая лампочка)

 

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
А загудит его мотор —
Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

 

ГОРОД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ город улица название район центр окраина площадь переулок площадка двор проспект бульвар тротуар мостовая дорога асфальт перекресток переход переезд проезд подъезд светофор знак остановка стоянка газон клумба парк дерево сквер фонарь станция вокзал причал стадион театр кинотеатр музей рынок магазин ларек киоск столовая ресторан кафе фабрика завод памятник фонтан набережная пригород зоопарк окрестность поселок деревня село столица страна население горожане дети жители земляки односельчане школьники люди пенсионеры студенты прочие слова новостройка озеленение местонахождение благоустройство мэр регулировщик милиционер постовой ограда пост  
транспорт ворота совет въезд адрес достопримечатель- ность ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ городской проезжий загородный подземный сельский пешеходный деревенский ночной уличный бульварный парковый исторический асфальтированный шумный тихий древний старинный современный дисциплинированный внимательный ГЛАГОЛ проживать ходить ездить передвигаться переезжать отдыхать работать учиться подметать чистить поливать разбивать благоустраивать построить заасфальтировать поселиться ПРИЧАСТИЕ проживающий отдыхающий работающий подметающий заасфальтированный озелененный убранный построенный НАРЕЧИЕ убого тихо шумно зелено многолюдно малолюдно
           

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Покажите, как спокойно и уверенно пешеходы ходят
по улице.

Два пешехода случайно столкнулись друг с другом.

Выразите жестами и мимикой чувство вины от слу-
чившегося происшествия.

Изобразите недисциплинированного пешехода, перехо-
дящего улицу на красный свет.

Передайте состояние заблудившейся девочки, ее мамы,
прохожих и милиционера.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

Изобразите светофор. Покажите мимикой и жестами
отношение светофора к дисциплинированным и недис-
циплинированным пешеходам. Что мог бы сказать крас-
ный, желтый и зеленый свет светофора этим пешехо-
дам?

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Придумайте действия к заданным ситуациям: Что мы
делаем на улице? Что мы видели на улице? Дворник под-
метает улицу и поливает газоны.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте движения пальчиками в соответствии с текстом
стихотворения.

Мы по улице шагаем,

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж —

Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с кленами считаем:

Одна, две, три, четыре, пять...

Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

Подойдем мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зеленый — пропускает нас.

Е. Еголаева

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Подберите слова, близкие по значению, — «слова-приятели».

древний — старинный, старый
малолюдный — малонаселенный

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите противоположные по значению слова — «слова-не-
приятели».

шумный — тихий
древний — молодой
безлюдный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — старинный
узкая — широкая

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

О чем или о ком можно сказать старый? (Старый го-
род, дедушка, дом, автобус, пень.) Молодой? (Молодой
месяц, город, человек.)

О каких предметах можно сказать грязный? (Грязный
дом, пол, город, костюм.) Узкий? (Узкий переулок, про-
ход, тротуар, ход, рукав, ручей.)

О чем или о ком можно сказать тихая? (Тихая улица,
ночь, погода, девочка, река.) Шумный? (Шумный город,
ребенок, мотор.)

Что можно разбить? (Разбить клумбу, стекло, стакан,
чашку, лицо, зеркало.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите «слова-родственники». Исключите
лишнее слово.

город, горожанин, городок, городище, городской, го-
родить, гордый
улица, переулок, уличный, улитка
ход, пешеход, переход, ходули, поход, пешеходная,
ходить, ухоженный

село, сельчанин, сельский, селиться, сели

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

город — городок, городишко
деревня — деревенька
ларек — ларечек
магазин — магазинчик
фонарь — фонарик
улица — улочка

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Ответьте на вопросы.

Как называют людей, которые ходят пешком? (Пеше-
ходы.)

Как можно назвать людей, живущих в одном селе?
(Односельчане.)

Как называется дом, состоящий из нескольких этажей?
(Многоэтажный.) Улица, на которой мало людей? (Мало-
людная улица.) Город, в котором много людей? (Много-
людный город.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

древний — древнее — самый древний (древнейший)
старинный — стариннее — самый старинный (старин-
нейший)

огромный — огромнее — самый огромный (огромнейший)
красивый — красивее — самый красивый (красивейший)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

 

Составьте новые слова.

ходить, переходить, выходить, заходить, входить, ухо-
дить, отходить...

мести, подметать, выметать, сметать...

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один город — города — много городов

один переход — переходы — много переходов

один светофор — светофоры — много светофоров

одна площадка — площадки — много площадок

одна улица — улицы — много улиц

одно кафе — кафе — много кафе

 

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывает городов? (Без домов, улиц, магази-
нов, дворов.)

Без чего не бывает улиц? (Без домов, магазинов, дво-
ров, детских площадок.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словами пешеход и светофор.

Ходы-ходы-ходы, мы с тобою (пешеходы).
Ор-ор-ор, на перекрестке (светофор).
Ора-ора-ора, три глаза есть у (светофора).
Ору-ору-ору, подошли мы к (светофору).
Ор-ор-ор, посмотри на (светофор).
Ором-ором-ором, постоим под (светофором).
Оре-оре-оре, зеленый свет на (светофоре).
Ход-ход-ход, иди спокойно, (пешеход).

 

Вставьте коротенькие слова-предлоги.

Бабушка послала Аню... магазин. Магазин находился
совсем близко... их дома. Надо только перейти... ули-
цу. Аня выбежала... двор. Улица была рядом... их
двором.... улице быстро мчались автомобили. Девочка
подошла... переходу. Она подождала, пока загорится
зеленый свет, и спокойно перешла улицу. Вернувшись
... магазина домой, Аня рассказала младшей сестре, как
надо переходить улицу. (В, от, через, во, с, по, к, из.)

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О чем можно сказать мой, твой, наш, его, ее? (Город,
район, поселок.)

О чем можно сказать моя, твоя, наша? (Улица, стан-
ция, фабрика.)

О чем можно сказать мое, твое, наше? (Селение, село.)

О ком можно сказать мои, твои, наши, их! (Земляки,
горожане.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

 

Подберите слову пару.

внимательный (пешеход) пешеходный (переход)

городской (рынок) загородный (дом)

проезжая (часть улицы) дисциплинированные (пешеходы)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Скажите правильно.

Переход подземная(-ый).

Житель городская(-ой), деревенская(-ой).

Площадь большой(-ая), красивый(-ая).

 

Ответьте на вопросы какой? какая?

город (какой?) (большой, маленький, старинный, но-
вый, современный, зеленый)

двор (какой?) (зеленый, чистый, тихий, шумный, уют-
ный)

улица (какая?) (широкая, узкая, прямая, оживлен-
ная, соседняя, главная, городская, деревенская, зеленая)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
проживать проживает, -ют проживал будет проживать
переезжать переезжает, -ют переезжал будет переезжать
работать работает, -ют работал будет работать
учиться учится, -атся учился будет учиться

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
построить построил построит, -ят
заасфальтировать заасфальтировал заасфальтирует, -ют
забетонировать забетонировал забетонирует, -ют
переехать переехал переедет, -ут
поселиться поселился поселится, -ятся

 

Вставьте нужное слово.

Мой друг Вова... в большой город. Его семья... в
огромном многоэтажном доме. Теперь они будут... на
главном проспекте города. Вовин папа устроился... на
большой завод. (Переехал, поселилась, жить, работать.)

 

Загадайте желание.

Я хочу, чтобы мой город стал...

Я хочу, чтобы в моем городе построили...

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Ответьте на вопросы.

Что я делаю? (Я живу, учусь, работаю.)
Что мы делаем? (Мы живем, учимся, работаем.)
Спросите у друга. (Ты живешь, учишься, работаешь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы живете, учитесь,
работаете.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) живет,
учится, работает.)

Что они делают? (Они живут, учатся, работают.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания, советы пешеходам и горо-
жанам.

Уважаемые пешеходы, переходите улицу по переходу!

Не бросайте мусор на улице.

Не перебегайте улицу на красный свет!

Держитесь правой стороны улицы.

Будьте внимательны к прохожим.

Не толкайтесь!

Приезжайте к нам отдыхать.

Живите дружно!

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах двор, про­езд, бульвар, подъезд, тротуар. Какие это звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Узнайте слова по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, последний — д? (Город.) В слове первый звук п, последний — к. (Парк.) В слове первый звук д, последний — р. (Двор.) В слове есть со­гласные звуки л', ц. (Улица.) В слове есть согласные зву­ки д, р, г. (Дорога.)

Какое слово я задумал(-а)? В слове есть один гласный звук о? (Двор.) В слове один гласный звук а. (Знак.) В слове два гласных звука и, о. (Киоск.)

Соберите «рассыпанные» звуки (буквы) в слово: д, м, о (дом); л', ц, у, и, а (улица); ф, н, о, р', а (фонарь).

Какие слова я задумал(-а)? В словах есть звуки р, р'. (Центр, двор, тротуар, дорога, переезд, переулок и др.)

Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог де, последний — ня. Какое это слово? (Деревня.) В слове три слога, первый слог ста, последний — он. (Стадион.) В слове пять слогов, первый слог на, последний — я. (Набережная.)

Узнайте слово по одному слогу. В слове три слога, в середине есть слог ли. Какое это слово? (Улица.) В слове три слога, последний — ход. (Переход.) В слове три сло­га, последний — га. (Дорога.)

Составьте слова из перепутанных слогов: щадь-пло (площадь), зал-вок (вокзал), чал-при (причал), ка-сто-ян (стоянка).

«Слово в слове». Найдите коротенькие слова и составь­те новые из букв следующих слов: светофор (свет), до­рога (рог, рога, дог), магазин (газ, Зина), зоопарк (пар, парк, кора), столовая (стол, лов), поселок (село, пол).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте вопросы друг другу по теме «Город». Составьте мини-диалоги.

Как называется место, в котором вы живете, — дерев­ня, поселок, село или город? Чем отличается город от деревни? Как называется ваш город (ваше село, ваша деревня)? Где он расположен — на севере, юге, западе или востоке страны? Ваш город (поселок) большой или ма­ленький? Ваш город старый или молодой? Как называ­ется ваша улица? Знаете ли вы свой полный домашний адрес? Как называется центральная улица вашего горо­да? Какие площади есть в вашем городе?

Есть ли в вашем городе парк или сквер? Есть ли буль­вары? Фонтаны? Памятники? Музеи? Какие достоприме­чательности есть в вашем городе? О каких исторических местах вы можете рассказать?

Красив ли ваш город? Как заботятся жители о чисто­те и красоте вашего города? Куда вы денете бумажку от съеденной конфеты, если на улице нет урны, — бросите под ноги, положите в мамину сумку или к себе в кар­ман? Что вы можете сделать, чтобы город стал чище и красивее?

Какие предприятия есть в вашем городе? Какие уч­реждения есть в вашем городе? Есть ли фабрика или завод? Что на них выпускают? Люди каких профессий работают в вашем городе? Какую профессию вы бы хоте­ли получить? Кем бы вы хотели работать в своем городе?

Какие виды транспорта есть в вашем городе? На чем вы ездите в детский сад (в школу)? На чем ваши родители добираются на работу? На какой свет можно переходить улицу? Почему нельзя переходить улицу в неустановлен­ном месте? Зачем нужен подземный переход? С какой стороны нужно обходить стоящий автобус — спереди или сзади? Какие правила должны соблюдать пешеходы при ходьбе по тротуару? (Ходить по правой стороне тротуара.) Что может случиться с теми, кто не соблюдает правил дорожного движения? Зачем нужны дорожные знаки?

Что может случиться, если вы будете переходить ули­цу на красный свет? Кататься на велосипеде по проез­жей части улицы? Обходить стоящий автобус сзади? Ухо­дить далеко от дома?

Что надо сделать, если случайно потеряешься в парке или в магазине? К кому следует обратиться в первую оче­редь? Что надо сделать, если вы ушли далеко от дома и не знаете, как найти дорогу? Какую опасность представляют для людей оставленные на улице открытые люки? Почему нельзя играть с мячом вблизи проезжей части улицы?

Что вы скажете детям, которые громко кричат под окнами домов? Бросают мусор на улице? Рвут цветы на газоне? Бросают в открытые окна бумажки? Не закрыва­ют за собой двери подъезда? Громко хлопают дверью?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

УЛИЦА

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
— Здравствуй, улица моя! —
Я пою в тишине,
Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

— Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я, отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:

— Здравствуй, родина моя!

К. Ивряев

 

АПАТИТЫ

За далеким Белым морем
Среди тундровых озер
На холмах белеет город
У подножья синих гор.
Приезжайте, посмотрите
На прославленный трудом
Апатиты, знаменитый
Заполярный городок.
Здесь в снегу грустят осины,
А в Москве пришла весна.
Продолжается Россия
Даже севернее нас

И. Давыденко

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Длинной шеей поверчу —
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.

(Подъемный кран)

 

Вот утюг — так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошел — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной.

(Каток)

 

Запылал у чудища
Изумрудный глаз —
Значит, можно улицу
Перейти сейчас.

(Светофор)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.