Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 54. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил охраны окружающей среды или производства работ






Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, являются бланкетными. Поэтому при квалификации экологических преступлений следует применять не только нормы и институты общей части экологического законодательства, содержащиеся в Федеральном законе " Об охране окружающей среды" < *>, но и положения ряда федеральных законов (" Об использовании атомной энергии", " О радиационной безопасности населения", " Об особо охраняемых природных территориях", " О животном мире", " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", " О недрах", Водного, Воздушного, Земельного, Градостроительного, Лесного кодексов и т.п.).

Видовым (или групповым) объектом экологических преступлений является комплекс общественных отношений, регламентирующих безопасное и целесообразное использование окружающей среды как основы жизнедеятельности человека.

Непосредственный объект можно представить в виде конкретных общественных отношений по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ природных условий и обеспечению экологической безопасности людей.

Предметами экологических преступлений являются обозначенные конкретно природные ресурсы: воздух, вода, земля, животный мир, леса и др.

Объективная сторона охватывает собой, как правило, совершение действий (или бездействие), состоящих в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Большинство составов экологических преступлений являются материальными (кроме предусмотренных ч. 1 ст. 247, ч. 1 ст. 252, ст. 253, п. п. " б", " в" и " г" ч. 1 ст. 258 УК).

По субъективной стороне экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие возраста 16 лет. В ряде составов указаны признаки специального субъекта (ст. ст. 246 - 249 УК). Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, исполняющие непосредственно профессиональные обязанности и нарушающие карантинные правила (ст. 249 УК).

Исходя из содержания гл. 26 УК, представляется обоснованным выделить следующие виды экологических преступлений:

1) сопряженные с причинением вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, воздействующей на экологический баланс: нарушение охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст. 254); нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов (ст. 262);

2) посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

3) посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261).

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК).

Объектом преступления являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, а также экологическая безопасность.

Предмет преступления составляют компоненты природной среды: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Объективная сторона состоит в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Проектирование промышленных и иных объектов подразумевает разработку перечня технологических процедур, необходимых для их последующего строительства и ввода в эксплуатацию.

Строительство промышленных и иных объектов означает возведение соответствующих сооружений, а равно их реконструкцию.

Ввод в эксплуатацию – это процедура сдачи построенного объекта исполнителем и его приемка заказчиком и иными лицами, включающая проверку документации и фактического состояния объекта, его испытание и введение в действие.

Эксплуатация промышленных или иных объектов предполагает их использование в соответствии с целевым назначением: для изготовления продукции и пр.

Первый признак объективной стороны - выраженное в форме действия или бездействия нарушение правил охраны окружающей среды. Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом от 18 июля 1994 г. N 222, предусматривается Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке.

Второй необходимый признак - наступление общественно опасных последствий в названных формах.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ по данной категории дел " причинение вреда здоровью человека (ст. ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам".

Под массовой гибелью животных подразумевается их гибель в больших количествах, на больших территориях. Пункт 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ так раскрывает данный признак: " Массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза".

Существенное изменение радиоактивного фона опасно для значительного числа людей, грозит тяжким ущербом их здоровью. По сравнению с естественным, создаваемым космическим излучением и излучением природных радионуклидов по действующим нормам радиационной безопасности, оцениваемое как причиняющее или могущее причинить вред здоровью людей. Радиационная обстановка в России определяется: глобальным радиоактивным фоном, обусловленным проводившимися ранее ядерными испытаниями; наличием радиационно загрязненных территорий вследствие аварии; эксплуатацией предприятий ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок, региональных хранилищ радиоактивных отходов. Нормы радиационной безопасности принимаются на основе рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды (Министерство природных ресурсов РФ) и санитарно-эпидемиологического надзора (Министерство здравоохранения РФ).

Иные тяжкие последствия могут выразиться в причинении существенного вреда отдельным звеньям окружающей природной среды. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указано: " Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию" (п. 3).

Состав по конструкции является материальным. Между нарушениями и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона выражается умыслом или неосторожностью. По отношению к последствиям преступления вина является неосторожностью в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.

Субъект преступления - специальный – лицо, достигшее 16 лет, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. Среди таких лиц можно назвать ответственных за осуществление отдельных видов работ, а также за организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений предприятия.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, " когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по ст. 285 и ст. 201 УК РФ".

 

Вопрос 55. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.

Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием. Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) и ст. 271.1. – нарушение правил использования воздушного пространства РФ

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК).

Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК, является здоровье человека, а ч. 2 и ч. 3 - жизнь другого человека.

Предметом преступления является:

железнодорожный транспорт – рельсовый подвижной состав, находящийся в ведении Министерства путей сообщения (электровозы, локомотивы, вагоны, электропоезда);

воздушный транспорт – летательные аппараты гражданской авиации (самолеты, вертолеты, планеры и пр.);

морской транспорт – самоходные плавсредства, предназначенные для морской эксплуатации (грузовые, пассажирские, нефтеналивные, буксирные и др.);

речной транспорт – самоходные суда, предназначенные для внутреннего плавания (в том числе прогулочные или спортивные).

Объективная сторона преступления состоит в одном из двух деяний:

нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения содержания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта,

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения правил безопасности движения и эксплуатации одного из указанных видов транспорта, а равно в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом; последствие, выражающееся в причинении тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом - проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

Нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта может выражаться в превышении установленной скорости движения, самовольном занятии перегона, проезде на запрещающий сигнал семафора и пр.

Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта может состоять в нарушении метеоминимумов, невыполнении схемы полетов, несоблюдении техники пилотирования и пр.

Правила безопасности движения морского и речного транспорта установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ и др.

Нарушение правил безопасности движения морского или речного транспорта может состоять в превышении скорости движения, нарушении правил встречного разъезда, швартования и др.

Нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта подразумевает использование технически неисправных объектов транспорта, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, допуск к управлению лиц, не имеющих такого права, и др.

Правила эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта устанавливаются в различных ведомственных, не публикуемых официально документах.

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запрещающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в акваторию порта, несанкционированное изменение воздушным судном маршрута или высоты полета.

Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности эксплуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечивающего его безопасное использование.

Состав преступления материальный, поскольку наступление уголовной ответственности диспозиция ч. 1 ст. 263 связывает с причинением тяжкого вреда здоровью человека. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет. Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект специальный (с 18 лет)- лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т.е. работник определенного вида транспорта, осуществляющий движение транспортного средства, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся: машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п.

В ч. 2 ст. 263 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления - деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Признаком, особо квалифицирующим деяние, признается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 263 УК).

Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями ст. 263 УК, например причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по той части статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое последствие, но во всех процессуальных актах указываются все последствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.