Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отвлеченное состояние обучения






Глава 2

Запоминание имен

Общий обзор главы 2

• Упражнение по называнию.

• Стратегии вызывания в памяти имен.

• Краткое изложение эффективных стратегий по зато-минанию имен.

Запоминание имен

Р.Д.: Чтобы познакомить с тем, как мы используем фунда-1 ментальные принципы и понятия динамического обуче-1 ния на наших семинарах, мы часто начинаем с исследова-1 ния стратегий запоминания имен. Запоминание имен — хорошая стратегия обучения для начала, поскольку явля-1 ется выверенным заданием обучения и обладает очевид-1 ным доказательством успеха. Такую стратегию можно по-1 пробовать сразу — индивид либо запомнит чье-то имя, ли-1 бо не запомнит.

Упражнение по называнию

Чтобы представить слушателям имена друг друга, мы начинаем наш семинар по динамическому обучению с по-1 строения раппорта между слушателями, где индивиды по-1 лучают возможность познакомиться друг с другом. Мы просим, чтобы они переиначили свои имена и вслед за именем написали какую-то свою отличительную способ-1 ность, что-то, в чем они преуспели. Это может быть что угодно: сочинительство, музыка, творчество, чтение.

В оптимальной среде обучения каждый мог пользова-1 ться преимуществом другого, тем, что другой должен был предложить в смысле своих ресурсов, навыков и способ-1 ностей.

Поэтому мы просим, чтобы каждый записал способ-1 ность, которой мог бы поделиться с другими, и показывал бы эту способность вместо своего имени. Затем их инст-1 руктируют задать четыре вопроса:

1) Кто вы? Имя — это только один ответ; это только часть ответа. С чем вы себя идентифицируете? Что соотно-1 сится с вами лично или с вашей профессией?

2) Почему вы здесь? Почему вы хотите учиться? Почему вы включились в обучение или преподавание? Сообщите мне о чем-то на самом деле важном для вас; что значит для вас обучение? Не на этом специфическом семина-1 ре, а обучение вообще. Вы многого об этом семинаре не

знаете, но вы здесь, потому что обучение имеет для вас значение. Оно связано с вами, вы мотивированы.

3) В чем заключается та способность, которую вам хоте^ лось бы развить? Не та способность, которую вы присо-1 вокупили к своему имени, а другая, которую хотели бы развить больше.

4) В каком поведении вы преуспеваете, но хотели бы узнать больше о том, как это у вас получается? Вы в чем-то пре-1 успеваете, но вы не обязательно знаете, как у вас это по-1 лучается так хорошо. К примеру, кто-то умеет ходить на лыжах, но не знает, как научить этому другого человека. У кого-то хороший контакт с некоторыми учениками, но он не знает точно почему. Можно быть настоящим творцом в определенных областях, но не полностью осознавать, как это получается. В сущности, это пове-1 дение, в котором вы знаете ЧТО, но не знаете КАК.

После того как они зададут эти четыре вопроса— 1. Кто вы? 2. Почему вы здесь? 3. В чем заключается та способ-1 ность, которую вам хотелось бы развить? 4. В каком пове-1 дении вы преуспеваете, но хотели бы узнать больше о том, как это у вас получается? — они могут спрашивать «Как вас зовут?»

Поскольку слушатели курса встречаются с - другими участниками, они способны обратить внимание на его-' собности, которыми другие слушатели должны поделить-1 ся. Это создает контекст, в котором раскрываются и потен-1 циально общедоступные отношения, и задачи.

Когда они возвращаются из этого упражнения, мы спрашиваем, встретил ли кто-нибудь новых людей и может ли вспомнить все их имена. Мы также спрашиваем, сколь-1 ко тех, кто не может запомнить тимен новых людей, с кото-1 рыми повстречался. Затем мы это изучаем и сравниваем их умственные стратегии по запоминанию имен. Ниже при-1 водится пример того, как мы «выявляем» эти стратегии в группе.

Сгщштегшгвыз^

Р.Д.: Линда, вы обладаете способностью хорошо запоми-1 нать имена. Как именно вы запоминаете чье-то имя?

Линда: Я спрашиваю несколько раз.

Р.Д.: Вы все время повторяете: «Как вас зовут?» «Как вас зовут?» «Как вас зовут?»

Линда: Нет, я поговорю немного, а потом спрошу: «Так как ваше имя?» Тогда-то оно и западает.

Р.Д.: Как именно вы делаете это?

Линда: Как будто окошко открывается. Оно туда и западает.

Р.Д.: Интересно получается, я заметил, когда вы говорите «оно туда западает», ваши глаза двигаются вверх и налево. В НЛП это говорит о чем-то важном, происходящем в ва-1 шем разуме. Давайте пройдем последовательность посте-1 пенно. Прежде всего вы говорите, что подготавливаетесь для этого, «открываете окошко». Когда вы спрашиваете об имени второй раз, вы готовы, «чтобы запало». Такая готов-1 ность — важная часть обучения. Даже наиболее простые задания, по-видимому, задействуют последовательность: приготовиться, целься, огонь. Многие, однако, думают, что обучение — это только огонь, огонь, огонь! Готов ты или не готов.

Линда: Мне приходится возвращаться к теме и узнавать имя снова. Я приношу извинения и говорю: «Извините, но скажите еще раз, как вас зовут». Так я закрепляю. Имя есть. И потом я помню его.

Р. Д.: Безусловно, самая волшебная вещь состоит в том, что происходит между тем, как «имя есть» и «я помню его».

Линда: Меня больше волнует тот факт, что я не помню, что мне говорят в первый раз.

Т.Э.: Это вас мотивирует заставить человека сообщить свое имя второй раз?

Линда: Да. Я не помню имя, а говорю об очень личных ве-1 щах.

Т.Э.: Таким образом, вы полагаете, что важно помнить чье-то имя, если вы собираетесь говорить об очень личном. И если вы не помните его с первого раза, невозможно про-1 должать разговор, пока не узнаешь имени.

Линда: Мне трудно поддерживать такую беседу

Т.Э.: Что происходит вначале, когда вы впервые спрайт-1 ваете об имени. Не безразличие ли это?

Линда: Да я его просто не слышу. Простая формальность.

Т.Э.: Все правильно, вы просто не готовы знать имя на этом этапе.

Линда: Я даже не помню, слышала ли его.

Р.Д.: Таким образом, эта готовность настраивает вас на то волшебство, которое происходит между временем, когда вы получаете имя и когда запоминаете его. Когда кто-то сообщает вам свое имя, что происходит сразу же, как вы получаете имя? Подумайте о ком-то в этой группе, чье имя вы узнали. Что вы делали после того, как услышали имя во второй раз?

Линда: Включилась ассоциация. Ее имя — Сью, а у меня сестра по имени Сьюзен. Я поговорила немного об имени. Потом я спросила ее: «Вам нравится, когда вас называют Сьюзен или Сью?» Она сказала «Сью». Вот так я и запом-1 нила. Я как бы загрузила имя.

Р.Д.: «Загрузила...». Но как загрузила?

Линда: Я решила, что это важно. Я поступила также с Диа-1 ной. У меня есть подруга по имени Диана, и Диана наго-1 минает ее. Ее имя — Диана Г Вот я о ней и подумала.

Р.Д.: Таким образом, вы стараетесь сопоставлять имя с дру-1 гими людьми, важными для вас.

Линда: Всегда.

Р.Д.: (обращаясь к группе) Это первое приближение к то-1 му, что мы называем «стратегией» в НЛП. Это своего рода программа: я беру имя индивида и пробую сопоставлять его с другими людьми, с кем у меня уже сложились отно-1 шения. Это программа, которая присоединяет имя к че-1 му-то, что является уже важным для меня, — что принадле-1 жит долгосрочной памяти, а не краткосрочной. «Запомина-1 ние» предполагает, что об этом уже «поминают», то есть помнят. В некотором смысле Линда говорит вот что: «Пы-1 таясь запомнить имя, я задействую больше нервной систе-1 мы в процессе, подключая ее непосредственно к себе или вещам, которые являются уже важными для меня».

Ливда: Я придумываю имена для людей, если я не помню их или если они не вызывают ассоциации. Вот если бы Диана не напоминала Диану или имя Сью не было бы по-1 хожим на имя моей сестры, тогда бы я придумала имена для них. И я бы заставила их разрешить мне называть их так. Это могло бы быть как прозвище, например, «Тигр». Я, наверное, напоминаю торговца подержанными автомоби-' лями, но называть людей хочу чем-то значащим. Назову «Булочкой», ведь что-то сладкое всегда хорошо.

Лайза: Линда, вы и к имени что-то добавляете. Она назы-1 вает меня «Лайза—Бонита».

Линда: Я изменяю значение имени так, чтобы запомнить.

Р.Д.: (обращаясь к группе) Хочу обратить ваше внимание на следующее. Некоторым может поначалу показаться, что я анатомирую опыт и поведение Линды, но это не так. На самом деле, часть причины, почему я хочу обратить ваше внимание, состоит в том, что это на самом деле средство узнать кого-то лучше. У людей в разговоре свой собствен-' ный язык знаков. Этот язык знаков зачастую разделяется большим количеством людей. Но обычно ни один из нас не обращает особого внимания на него. К примеру, каж-1 дый раз, когда Линда говорила: «Я делаю имя важным для себя», «Я подключаю его к чему-то», «Я придаю ему значе-1 ние», она делала знак руками, касаясь руками живота.

Т.Э.: Руки она прижимала к себе. Это существенно, что ее руки не отходили от тела. Они прижимались к телу

Р. Д.: Линда раскрыла руки, отведя их далеко от тела, когда сказала, что она хочет называть людей чем-то значащим. Для нас это не просто случайные движения. Они представ-' ляют язык знаков, к которым я мог бы захотеть присоеди-' ниться в общении с Линдой, особенно если речь идет о чем-то важном (прижимает руки к своему животу — общее оживление). Иными словами, это жесты, которые я мог бы задействовать в качестве посьшов и метапосьшов. Я люблю использовать их, чтобы показать, что я на самом деле обра-1 тип внимание на все, что делал индивид, общаясь со мной. Также в НЛП такие жесты указывают, какими чувствами пользуется индивид.

Т.Э.: Давайте сравним стратегию запоминания имен Лин-' ды с другими стратегиями. Как ваше имя?

Буч: Буч. Буч — это прозвище.

Т.Э.: Уж не Линда ли дала вам это прозвище? (Смех.)

Буч: Нет.

Т.Э.: Мне просто хотелось проверить, как далеко она згг шла. Буч, вы тут познакомились с кем-нибудь?

Буч: Да.

Т.Э.: Ну и как его или ее зовут?

Буч: Патрисия.

Р.Д.: Как вы запомнили имя Патрисии?

Буч: Я посмотрел ей в глаза и попробовал на самом деле услышать имя.

Р.Д.: Это отличается от стратегии Линды.

Линда: Да. Я не слышу имени.

Р.Д.: Буч смотрит в глаза. Буч, так что это дает? Когда вы стараетесь услышать имя, что это значит для вас на самом деле — услышать имя?

Буч: Усвоить его каким-то образом. (Руки прижимает к жи-1 воту.)

Т.Э.: (Обращаясь к группе) Вы увидели только что его язык знаков? Он сказал, что он «усваивает это каким-то обра-1 зом», и руки прижал к животу. Есть, вероятно, определен-1 ное чувство, идущее внутрь Буча, когда он запоминает имя.

Р.Д.: Я думаю, важно, что он не только слышит своими ушами, но он слышит телом.

Буч: Также, я полагаю, очень важно, что я знаю имя. Имя я сверяю с человеком. Я знаю имена всех своих учеников, а их в классе 32. Я знаю их имена уже в первый день, прежде чем они уходят домой, для меня это важно.

Р.Д.: Буч говорит, что он «сверяет» кого-то с его именем. Все равно, как если имя обозначает личность. Запомина-1 ние имен имеет отношение к оценке индивида. Это может также иметь отношение к тому, какую из наших репрезен-' тативных систем мы ценим наиболее высоко. Раньше я по-1 лагал, что люди не помня т имен, потому что они не думают,

Butch — грубиян (англ.).Прим. перевод.

что они важны. Они помнят лица. Или они помнят места, но не обязательно имена. Я думаю, и для Буча, и для Линды очень важно, что данный слуховой элемент — имя — явля-1 ется знаком уважения.

(К Бучу) Вы говорите, что для вас важно запомнить имя. Ваши процессы, похожи ли они на процессы Линды? Стараетесь ли вы ассоциировать имя с кем-то или чем-то важным для вас? Или у вас иная стратегия?

Буч: Лица. Я определенно вижу лицо — лицо прилагается к имени.

Р.Д.: Как именно вы прилагаете лицо к имени?

Т.Э.: Ну, например, ученик у вас в классе, как вы прилагае-1 те имя к его лицу? Как это на самом деле происходит? Вы сознаете это?

Буч: Должно что-то быть у этого индивида, какая-то харак-1 терная черта. Иногда я нахожу, что имя подходит лицу. И это помогает мне запомнить лицо.

Т.Э.: Характерная черта — это о внешности или о внутрен-1 нем содержании?

Буч: О том, какой человек. Как одет, как причесан.

Т.Э.: То, что можно узнать в первый день в классе.

Р.Д.: Давайте исследуем это немного. Какое имя подошло бы одежде?

Т.Э.: Взять хотя бы Джорджа.

Буч: Джордж для меня всегда выглядит вполне определен-' но. По некоторым причинам такое имя соответствует не только внешности, но и поступкам, походке, манере гобо-1 рить.

Р. Д.: (обращаясь к группе) Таким образом, имя и для Буча,. и для Линды не является функцией концентрации на зву-1 чании имени, но это функция концентрации на личности. Такая концентрация выглядит на самом деле важной. Лин-1 да говорит: «Я даже не пытаюсь услышать имя. Я стараюсь обратить внимание на человека». И Буч, и Линда чувству-1 ют, что имя индивида имеет определенное отношение к личности. Имя для них не просто формальность, но имеет связь с налаживанием определенных отношений или с ка-1 чеством отношений.

Т.Э.: (Бучу) Когда дети выходят из класса в тот первый день, вы сознаете, что уже знаете их имена? Когда, их уже нет — они ушли. Как вы знаете, что их нет, а вы знаете их имена?

Буч: Я же зову их по имени в течение дня. Прилагаю имя к лицу.

Р.Д.: «Прилагаете». Слово очень интересное, по моему мнению, потому что в обучении прилагать одно к другому, безусловно, очень важно. Как именно вы прилагаете одно к другому?

Буч: Я вижу лицо умозрительно. Я визуализирую.

Р. Д.: (обращаясь к группе) Отметьте, как глаза Буча двига-' ются вверх, когда он говорит о визуализации. (Бучу) У вас и образ имени возникает?

Буч: Я полагаю, что да. Да. Определенно там присутствует лицо.

Т.Э.: Вы воображаете имя уже в буквенном выражении? Оно как-то представлено?

Буч: Это своего рода умозрительное слово.

Р.Д.: Одна стратегия запоминания имен, которую мы об-1 наружили в людях, способных хорошо запоминать имена, состоит в воображении лица с последующим наглядным образом имени и прикреплении этого образа к личности индивида. Некоторые представляют как бы табличку с именем. Вы визуализируете имя, соответствующее лицу. Я думаю, соединитель, который соединяет имя и лицо вмес-1 те, является не просто умозрительным образом. Он ripen-1 ставляет собой феномен пробуждения чувства важности, о котором говорили Буч и Линда, или это ассоциация с чем-то значимым. Безусловно, не всегда приходится ви-1 деть написанное имя. Но даже если имя не написано, вы представляете имя как слово, Буч?

Буч: Да.

Р.Д.: Линда, когда вы запоминаете имена людей, вы тоже видите имя как слово?

Линда: Нет, так я его не вспомню. Его так трудно туда вло-1 жить, а извлечь и подавно... Нет. Оно вызывается, но не в виде написанного слова. Всплывает. Вызывается.

Т.Э.: (обращаясь к группе) Вслушайтесь в одно из слов, ко-1 торые она использовала. Она потянула руку к уху и сказала, что оно «вызывается».

Р.Д.: (Линде) Значит, вы «вызываете», а не «высматривав-1 те» его.

Т.Э.: Оно вновь звучит, вызывается, проигрывается, но не получает зрительного образа.

Р.Д.: С другой стороны, я заметил, что глаза Линды — все еще посматривают наверх, совсем как у Буча, когда он ви-1 зуализирует. А раньше Линда говорила об «открывающем-1 ся окошке». Не зря говорится, что глаза — это окна души. В НЛП положение глаз дает информацию о том, какой сенсорный процесс происходит внутри разума. Смотреть вверх обычно означает визуализацию.

Линда: Забавно, даже при том, что я знаю об НЛП и о поло-1 жении глаз, я не могу не смотреть вверх. И ничего не могу с собой поделать, даже при желании.

Р.Д.: Вы подразумеваете, что не делаете этого специально, чтобы нам с Тоддом не ударить в грязь лицом с нашим НЛП. Не прикидываетесь дубом.

Т.Э.: Дубом? (Смех.)

Р.Д.: Ну ладно, надо было назвать что-то другое.

Т.Э.: Зачем. Давайте зреть в корень.

Р.Д.: Ох, куда-то нас понесло не в ту степь.

Т.Э.: Я всего-то пытаюсь удобрить почву то есть идею.

Р.Д.: Ну а я собираюсь пресечь все в корне.

Т.Э.: Не слишком ли весело для такого серьезного предме-1 та, как обучение. Кому весело, может «остаться».

Р. Д.: Ну что натворил этот Тодд, теперь уже все в аудитории смеются. Вы нарушили ход занятия. Народ в таком пре-1 красном расположении, что теперь им никогда не забыть матери... материала. Как вспомнят, так... Как можно по-1 зволить такое? (Обращаясь к группе) Живо открывайте свои амбарные книги и начинайте чувствовать себя плохо. Думайте: «Усердие и только усердие».

(Линде) Теперь вернемся к более серьезным вопросам. Если бы я произнес имя Сью, вы знаете, о ком я говорю?

Ливда: Конечно.

Р.Д.: То есть у вас возникает образ Сью?

Ливда: Возникает как бы ощущение. Я знаю, где она. Я как бы вижу ее, потому что во мне ее имя. Но на самом деле это не то, как она выглядит.

Р.Д.: Что же это тогда? Ну вот, когда вы думаете об этом, что происходит в вашем разуме или в вашем теле?

Линда: Это как бы ощущение ее. Честно признаюсь. Когда мы общаемся, я чувствую: «Теперь я, вероятно, увижу ее лицо, стоит только глаза закрыть». Это главным образом чувство, но я могла бы вспомнить некоторые из ее черт. Но не целиком лицо.

Р.Д.: Итак, вы вспоминаете черты. (Обращаясь к группе) Интересно исследовать, как вы используете и комбинируе-1 те свои чувства при обучении. Очевидно, при разговоре с кем-то вы привлекаете все свои чувства в определенной степени. В целом, информации на входе не слишком мно-1 го по таким параметрам, как вкус, и по счастью, не так много ее в отношении запаха (смех); но вы знаете, люди пользуются духами или одеколонами. Когда вы стараетесь сделать что-то систематически, например, систематиче-' ски запомнить имена 32 учеников за день, вам следует на-1 чать координировать сйои чувства во имя репрезентаций, которые будут продолжаться или останутся. Из высказы-1 вании Линды мне понятно, что она использует имя как точку наложения репрезентаций из других своих чувств, которые она ассоциирует с лицом, которому принадлежит это имя. Она использует зрение как систему ввода, чтобы найти главные черты индивида. Но репрезентативная сие-1 тема, которая на самом деле объединяет все это вместе, — ее кинестетика или чувственность, объединяющая все дру-1 гие частицы из других ее чувств.

Линда: К примеру, я помню, если кто-то носит очки.

Р.Д.: То есть некоторые отличительные черты, например, ношение очков, сопровождают чувство.

Линда: Да. Я не смотрела на Диану. Но я вижу ее волосы. У нее симпатичная стрижка. И еще ресницы.

Р.Д.: (обращаясь к группе) Интересно отметить, что, гово-1 ря о волосах Дианы и ее ресницах, Линда показывала рука-

ми на себя. Она не показывала на Диану, а, наоборот, на свои собственные волосы и ресницы. Словно Линда вошла в другого человека и на секунду побыла им. (Линде) Мо-1 жет, вы пробовали примерить что-то от других на себя?

Линда: Да, то, что я нахожу привлекательным, я восприни-1 маю.

Т.Э.: Значит, вы склонны искать привлекательное в людях, чьи имена вы хотите запомнить?

Линда: Нет, это потому, что я хочу помнить имена всех.

Т.Э.: Даже если они ничтожества.

Линда: Уж я-то найду что-нибудь.

Р.Д.: К примеру, что вы помните о Тодде? (Смех.)

Линда: Я помню его сканирующий взгляд и как он вертит головой туда-сюда (поворачивает голову из стороны в сто-' рону).

Т.Э.: (обращаясь к группе) Вы видели, как подражает ему? Словно она прикинула его поведение на себя.

Р.Д.: (Бучу) Буч, вы сказали, что связываете названия с хгг рактеристиками индивида. Вы делаете что-то подобное то-1 му, что Линда описывает?

Буч: Да. Есть что-то, что я беру от ученика и помещаю внутрь. Особенно поведение, которое являются характер-1 ным или отличительным; «плохой ребенок», «хороший тип», «грустный ребенок». Определенно, это срабатывает.

Т.Э.: (обращаясь к группе) Буч будет покруче Линды. Он находит больше категорий поведения, сопутствующих именам. (Бучу и Линде) У меня есть другой очень важный вопрос для вас обоих. Спрошу-ка я сначала Буча. Когда вы проходите через свою стратегию запоминания имен со все-1 ми учениками в вашем классе, является ли это простым? На самом деле это трудная задача, требующая много уси-1 лий, или это просто?

Буч: Нет, для меня это просто.

Т.Э.: А как вы, Линда?

Линда: Это — больше, чем просто, это — забава. Я нахожу в этом удовольствие.

Р.Д.: Вот еще одна очень важная вещь в эффективной стра-' тегии, с которой Тодд и я когда-либо сталкивались. Тут присутствуют оба качества — и простота, и забава. Специа-1 листы по орфографии не чувствуют никакого труда, каж-1 дый раз сталкивался с правописанием, особых усилий им

S

t не требуется. Они говорят, что это просто и забавно, дин простой принцип нервной системы — если что-то приятно, нервная система хочет делать это больше. Если что-то неприятно, нервная система не хочет делать это больше.

Т.Э.: На нашем первом семинаре по динамическому обуче-1 нию был один паренек, который сказал нам: «Я не делаю мою домашнюю работу. Особенно чтение. Это слишком трудно. Я не люблю и не хочу делать это». Мы попросили, чтобы он рассказал о чем-то, что он любит делать. Он ска-1 зал, что он любит компьютерную игру с темницами и дра-1 конами. Игра, надо сказать, не слабая. Чтобы играть, нуж-1 но много чего прочесть. Количество информации и па-1 мятк которая для этого требуется, куда больше, чем нужно для большинства учебных заданий в школе. Я спросил, как часто он играет в эту игру. Он сказал: «Всякий раз, когда есть возможность». Если бы это зависело от него, играл бы он по 8, 9, 10 часов в день. Я спросил его: «Как ты можешь проводить за этим так много времени? Разве не трудно все это запомнить?» Он ответил: «Это — забава, и это просто, именно поэтому я и делаю это». Дело в том, что, если что-то стимулирует и приятно, оно не кажется трудным, тяжелым или требующим много усилий, даже если такое задание и сложно.

Возникает вопрос: «Как вы превращаете это в забаву?» Как вы превращаете запоминание имен в дело интересное и забавное? Те из вас, кому трудно запомнить имена, разве это забава для вас, разве это просто? Не требует ли это мнет го усилий?

Как вы начинаете? Вопрос такой: с чего вы начинаете? Когда вы собираетесь участвовать в какой-то деятельно-' сти, начинаете ли вы с мысли: «Я плохо запоминаю имена, и поэтому я не смогу хорошо сделать это. Это всегда было трудно. Я никогда не мог делать это». С чего вы начинаете? Кто еще может запоминать имена? Джон, как вы начинаете?

Джон: Я должен установить отношения, и сюда входит уз-1 навание личности моих учеников. Поэтому для меня важ-

но знать их имена. В классе мы превращаем все в шутку, что через тридцать секунд я смогу отбарабанить 30 имен. Затем я сообщаю им, как я делаю это.

Т.Э.: И как же вы это делаете?

Джон: Я создаю образ ученика сначала, а затем я его назы-' ваю.

Р.Д.: Таким образом, когда ученик сообщает вам имя, вы создаете образ этого ученика в голове?

Джон: Да, я визуализирую место ученика и его окружение. Если я вижу их не на своих местах, поначалу возникают трудности.

Р.Д.: Так что сначала важно их месторасположение. Это сложноватая стратегия для массового скопления людей, которые все время перемещаются.

Джон: Да, согласен. Но в такой ситуации у меня и мотива не будет запоминать имена.

Т.Э.: Джон — это совершенный пример человека С превос-1 ходной стратегией для выполнения чего-то, но только в определенном контексте. Я думаю, что дело здесь не столь-' ко связано с элегантностью или эффективностью страте-' гии. Тут больше завязаны убеждения и вопросы личности.

Джон: В самом деле, когда вы спросили: «Кто хорошо зало-1 минает имена?» — я не поднял свою руку. Я на самом деле хорошо помню имена в классной комнате. Но себя к лю-1 дям с хорошей памятью на имена не отношу

Р.Д.: (обращаясь к группе) Вы слышите, как Джон смеши-' вает способность запоминания имен с определением «ти-' па» человека. Это хорошая иллюстрация того, как мы отде-1 ляем себя от использования или подтверждения своих его-1 собностей из-за смешений их со своей личностью.

Т.Э.: Именно поэтому я так убежден, что люди в сто раз ум-1 нее, чем они о себе думают.

Р.Д.: Мы хотели бы дать вам всем теперь возможность об-1 наружить, насколько вы умнее, чем думаете, посредством совместного упражнения.

Но сначала тем не менее я хотел бы поблагодарить на-1 ших превосходных моделей... э... Лайзу?... э-э... Билла?... иэ... Джека? (Смех, аплодисменты.)


\

Краткое изложение эффективных стратегий по запоминанию имен

Мы можем подвести итог того, что узнали о стратегиях запоминания имен, разделив информацию на две части: 1) убеждения о запоминании имен и 2) познавательный процесс, способствующий запоминанию имен.

Убеждения, которые кажутся наиболее уместными:

A. Имя индивида имеет определенное отношение к лич-1
ности. Имя не просто формальность, но имеет опреде-1
ленное отношение к налаживанию отношений или к
качеству отношений.

Б. Вы «легализируете» кого-то через использование его имени. Важно помнить чье-то имя, если вы собираетесь говорить с ним о чем-то личном.

B. Выучивание имени - это не функция концентрации на
звуке, звучании имени, но это функция концентрации
на личности.

Познавательный процесс, задействованный в эффектив-1 ном запоминании имен, таков:

1. Начинайте с чувством, что вы хотите узнать человека.

2. Смотрите в глаза и старайтесь на самом деле услышать имя. Визуализируйте лицо индивида и «прикрепите» это лицо к имени. К примеру, создайте в голове образ индивида, услышьте его имя, а затем представьте его имя на табличке и «прикрепите» ее на лоб индивиду

3. Сконцентрируйтесь на характерных чертах индивида. Найдите черты, соответствующие данному индивиду, его особенность; не обязательно это внешний вид, а скорее что-то, что представляет его как личность, — то есть манера одеваться или причесываться, движения, походка, речь и т.д.

4. «Примерьте» некоторые характерные черты индивида. «Вложите» в себя те из них, которые наиболее для вас привлекательны.

5. Ощутите индивида и используйте имя для ассоциации с отличительными чертами, связанными с индивидом.

Некоторые полезные стратегии:

а. Ассоциируйте индивида с другими людьми, у кого
подобное имя и с кем у вас уже близкие отношения.
Это связывает имя с чем-то, что является уже важ-1
ным для вас — с относящимся к долгосрочной памя-'
ти, а не к памяти краткосрочной.

б. Изобретайте имена для людей, если трудно запом-1
нить их настоящее имя. Если невозможно получить
чье-то имя, поскольку оно не вызывает ассоциаций,
изобретайте имя или прозвище, например, «Тиф»
или «Булочка».

в. Добавьте к имени что-нибудь, например, как назы-1
вали Лайзу: «Лайза—Бонита».

Попробуйте эти стратегии. Найдите людей, чьи имена вы еще не знаете. Спросите, как их зовут, затем примените одну из этих стратегий, чтобы запомнить. Если пожелаете, можно начать со своей собственной стратегии запомина-1 ния имен и расширить ее немного. Прибавьте определен-1 ные элементы стратегий, которых мы коснулись. Смотри-' те индивиду в глаза или соотнесите его имя с чем-то, что вы уже знаете. Можно попробовать рифмовать имя индивида с определенными чертами, характерными для него. Поста-' райтесь начать с чувства, что вы хотите узнать этого инди-1 вида, и попробуйте позаимствовать у него какую-то черту

Т.Э.: Из трех наших примеров на самом деле очевидно, что основной элемент — это желание «легализации» индивида посредством использования его имени.

Джон: А чего мы добьемся, если запомним имена всех? (Смех.)

Р.Д.: У вас появится, действительно, на самом деле, доброе чувство, когда вы пойдете домой. Никакой внешней натра-1 ды или одобрения вам не нужно. Эффективность обучения уже и есть награда.

Т.Э.: Стоит помнить имена людей, потому что никогда не знаешь, кого повстречаешь. Никогда не знаешь, с кем по-1 знакомишься. А Джону я скажу так: эх, заставить бы людей приплачивать вам, чтобы вы их помнили.

После упражнения

Р.Д.: Узнал ли кто-нибудь что-то интересное, с чем хотел бы поделиться с остальными в группе?

Линда: Я обнаружила, что обговариваю имена. Например, говорю: «Вас зовут Ирландка. Это так соответствует ры-1 жим волосам».

Р.Д.: Значит, вы вкрапляете имя в разговор.

Женщина: Я не могу визуализировать индивида как фото-' график», но я могу запомнить человека по действиям, на-1 пример, вот если кто-то уронит тетрадь. Шея меня поступ-' ки передают больше всего информации об индивиде.

Женщина: Я нашла, что если люди называют свое имя, а за-1 тем отходят, то так их трудно запомнить по имени. Словно продолжаешь идти за именем, а оно ускальзает от вас все больше и больше.

Р.Д.: Есть явление, которое мы называем «метасообщени-ем», это сообщение о посыле. Наиболее часто метасообще-ния передаются внеречевой коммуникацией, которая со-' провождает коммуникацию. Таким образом, то, о чем вы упомянули, означает, что если человек вам представляется, а затем как бы ускальзывает, он словно вам на другом уров-1 не сообщает: «Не запоминайте мое имя». Или: «Я на самом деле хочу скрыть, кто я».

Мужчина: Я был заинтересован развитием слуховой стра-' тегии, потому что, если бы у каждого человека бьша бирка с именем, запоминать имена было бы очень легко.

Р.Д.: Зачастую мы больше узнаем о своей собственной стратегии, когда расчленяем ее, чем когда она просто рабо-1 тает. Истинно эффективные стратегии обучения включают в себя гибкость с тем, чтобы, если вы блокированы от ис-1 пользования одного специфического подхода, у вас оста-' ется две — три резервные копии.

Т.Э.: Иногда бывает, что слуховая система — единственная репрезентативная система, к которой у вас есть доступ. Бен зусловно, если вы много работаете по телефону, единст-' венный способ запомнить имя оппонента — это услышать его. Как только вы слышите имя, можно превратить его в Умозрительный образ. Но вы не начинаете с образа.

Р. Д.: Другой очень важный принцип обучения — перерыв. Перерьшы в обучении, как оказалось, необходимы для предотвращения утомления, замедления и привыкания. Перерывы позволяют вашему подсознанию обдумывать и перерабатывать информацию, чтобы она дошла до созна-' ния. Зачастую наиболее важные части обучения не дохо-1 дат, несмотря на интенсивную концентрацию на них. А в промежутку вы как бы даете информации осесть и впита-' ться. Поэтому» рекомендую, чтобы...

Т.Э.: Вы

Р.Д.: не

Т.Э.: упустили

Р.Д.: возможность

Т.Э.: предложить

Р.Д.: самим себе,

Т.Э.: чтобы

Р. Д.: дать

Т.Э.: своему подсознанию

Р. Д.: расслабиться

Т.Э.: и изо всех сил постараться не помнить,

Р.Д.: помнить весь материал,

Т.Э.: который вы только что узнали,

Р. Д.: наиболее

Т.Э.: действенным

Р. Д.: подходящим

Т.Э.: и эффективным

Р.Д.: способом.

Глава 3

Стратегии запоминания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.