Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины повышенной тревожности






- Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

- Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

- Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное - чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Личностная тревожность матери может быть причиной детской тревожности, особенно, если имеет место, симбиотический стиль воспитания. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Кроме того, самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначенном как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер.

Также неправильное воспитание зачастую является причиной детской тревожности. Причины неправильного воспитания могут быть различными: определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание; низкая педагогическая культура родителей; личные особенности самих родителей.

Э.Г.Эйдемиллер выделяет следующие типы неправильного воспитания:

- потворствующая гиперпротекция (ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей);

- доминирующая гиперпротекция (ребенок в центре внимания семьи, которая отдает ему много сил и времени, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты);

- эмоциональное отвержение (воспитание по типу «Золушки»);

- повышенная моральная ответственность (высокие требования к ребенку при недостатке внимания к нему со стороны родителей, забота минимальна);

- гипопротекция (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его);

- жестокое обращение; [8]

из типов предложенных Варгой А.Я., Столиным В. В. сюда можно добавить такие, как:

- «отвержение» (по мнению родителей, их ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей; родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему);

- «симбиоз» (родитель чувствует себя единым целым с ребенком, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным);

- «авторитарная гиперсоциализация» (родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, следит за его социальными достижениями, за своеволие ребенка жестоко наказывают);

- «маленький неудачник» (родители инфантилизируют ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность). [1]

Все вышеперечисленные причины тревожности имеют свое основание в природных, генетических факторах развития ребенка, но основой для развития тревожности у детей являются социальные факторы, которые в большей степени поддаются коррекции при соответствующих условиях.

Изучая актуальные формы проявления тревоги, исследователи сталкиваются с сложностями связанными с их идентификацией: это во-первых полифункциональность этих форм, во-вторых они носят индивидуальный характер и не выделяются из форм поведения, характеризующих психическое напряжение в целом. Выделяют такие симптомы как: покраснение или побледнение кожи; позывы к частому мочеиспусканию; чрезмерное потение; грызение ногтей; дрожь; повышенная суетливость; чувство неловкости, неуклюжести, скованности и т.п.

Исследователи выделяют два вида тревожности: мобилизующий, при котором проявляется повышенная активность, повышенный аппетит и т.п.; а также демобилизующий, для этого вида характерно оцепенение, апатия, потеря интереса и т.п.

Возрастные особенности проявления форм тревоги не выделяются, но у маленьких детей тревогу наблюдать проще, в силу их открытости, а у старших - сложнее, т.к. появляется многозначность и усложнение этих форм.

 

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как " страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.

 

Детские страхи разнообразны: дети боятся остаться одни в темноте, дети боятся воды или тараканов - склонность бояться у разных детей развита в разной степени. И кто-то боится одного, кто-то другого, кто-то всего понемножку, кто-то почти ничего.

Страхи детей обычно меняются с возрастом: это нормально, хотя лучше всего, если дети, взрослея, будут от страхов освобождаться в принципе. Страхи оправданы в детстве, взрослые люди в опасной ситуации должны уже руководствоваться не чувствами, а разумом.

Если уйти от излишней детализации, то детских страхов всего три: страх как обращение за помощью, честный страх и манипулятивный страх. Конечно, внутри этого можно различать и множество конкретных страхов: ночные страхи, страх воды, страх темноты и тысячи других страхов. Была бы готовность - страхи налипнут.

Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее;

2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности;

3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом;

4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;

5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;

6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен;

7) тревога социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.

Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.

Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес.). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы (А. И. Захаров, 1986, 143).[4]

Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.

Детские и подростковые страхи - это обычное явление для развития личности. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка имеется большое количество страхов, то это может перейти в невроз страха. При этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным.

Причиной возникновения страхов всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.