Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание! Детали!






Есть люди мелочные, а есть внимательные к деталям. Первые старательно высчитывают сколько копеек недосдал им кассир в магазине и количество минут, что они сегодня переработали сверх нормы. Часто они ссылаются на принципиальность, но всё больше видится в этом малодушие и природное занудство.

А вот внимательность к деталям – это способность увидеть символичность в, казалось бы, незначительной мелочи. Вспомни, например, фильм «Я робот», где главный герой показывает свои классические кеды Convers, изготовленные вручную, без помощи роботов. Вот это сильная деталь, неподдельно показывающая его отношение к роботомании.

Внимательность к деталям важна во многих профессиях: следователю для поиска улик, доктору для вынесения правильного диагноза, журналисту для хорошей драматургии в сюжете, художник вообще всю картину составляет из одних только деталей. Можно ошибиться про какую-то из перечисленных профессий, но вот что совершенно точно, что вожатому внимательность к деталям будет не лишней.

Подмечай всё: шишка валяется у корпуса, одинокий ботинок в прихожей, вечно развязанный шнурок у твоего пионера – всё это твои будущие помощники. Вокруг них можно развернуть любую игру, легенду, создать целый культ. Детали не обязательно должны быть материальными. Это может быть какая-то привычка, характерная особенность. Если деталь проблемная – разверни её в свою пользу. У твоего пионера Толика всегда развязан шнурок на правой ноге. Ты знаешь, что завтра в полдник дают мороженое и говоришь: «Вот есть такая народная примета, что если Толя до полдника с завязанными шнурками проходит, то в среду мороженое подадут» – тебе не придётся самому напоминать ему завязать шнурок. За тебя это сделают тридцать его сверстников. Но... забудь заготовку. Деталей море – море вариантов. Просто будь внимательным, чёрт побери!

 

 


Коллективное сознательное

Возьми за правило делиться мыслями с коллегами. Ведь ты не один. В отряде есть ещё твой напарник-вожатый. Просто рассказывайте друг-другу незаконченные мысли. Ты заметил яркую деталь, но не знаешь как использовать, коллега поймал вдохновение, но мысль заглохла на самом интересном месте. Объединяйте усилия, добивайте, обсуждайте. Просто вечером делитесь забавными историями, что произошли за сегодня. Возможно, что не нужно перечислять тебе виды и технологию коллективного мозгового штурма. Даже если тебе попались совсем бездарные коллеги, не забывай, что раз в год и палка стреляет.


Ассоциируй и усиливай

Регулярно задавайся вопросом «На что это похоже?» – ищи непрямые ассоциации. Если у тебя возникает чувство, что ты в цирке – играй в цирк. Отдыхающие ведут себя, как стадо приматов? Значит можно сделать один день из жизни приматов…


Пошли всех подальше

В уроке, посвященному эффективному тайм-менеджемнту, об этом будет говориться более подробно. Если настроиться на какое-то конкретное дело и заниматься только им – будет получаться, несомненно, лучше. «Нет вдохновения» – это одна из самых распространённых отговорок. И если услышите подобное от других вожатых и всегда спрашивай: «А ты его искал?» Удели полчаса, час, два только одному делу – поиску идеи. Оборви все связи. Выключи телефон, уйди в лес, не говори никому где ты. У тебя, наверняка, будет такая возможность (чаще всего уже после отбоя). Ты можешь поразиться, насколько креативен твой мозг и какое количество идей просто ждали, чтобы ты пришёл за ними в глубину своего сознания. По пути к той самой можно нарыть ещё кучу левых, несомненно подходящих для других ситуаций. Возьми бумагу с ручкой, начни писать всё, что приходит в голову. Даже если в итоге нашёл не то, возможно оно пригодится в будущем.


Импровизируй неадекватно

Очень важно умение импровизировать. Сделай свои креативы неожиданностью даже для самого себя. Самое главное – не бойся быть неадекватным, это офигенно весело. Более того, тебе просто необходимо научиться вести себя в разрез с представлением о нормальном человеке. Не думай о том, как ты завтра утром разбудишь детей. Просто заходишь в палату и задаёшься целью сказать сейчас что угодно, кроме: «Доброе утро, ребята! Пора вставать!» А что можно сказать?

Пожар!

Нас обокрали!

В корпусе медведь!

Делай что угодно кроме того, что сейчас сделал бы нормальный человек. Пойми, вожатый – это тот, кто просто рвёт нормальность. Именно поэтому пионерам всегда с ним интересно.


Комбинируй

Все эти способы помогут тебе не раз. Не циклись на каком-то конкретном. Если он не работает сегодня, здесь и сейчас, значит бросай, иначе только будешь впустую тратить время и закреплять ошибки.

И ещё немного о важности уметь импровизировать. Ты можешь быть гениальным тактиком и офигенно спланировать что угодно. Однако проза жизни быстро даст понять, что заготовка далеко не всегда срабатывает. Будь готов к тому, что здесь и сейчас планы сорвутся и придётся импровизировать. И не забывай о том, что ты клёвый.

 

Через смену галопом

 

С учётом, что средняя лагерная смена идёт 3 недели, то обычно её делят, соответственно, на 3 периода. Это, конечно, очень условно, скорее, как ориентир, для начинающего вожатого. Если ты чувствуешь, что задачи первого периода выполнил уже на четвёртый день – значит переходи ко второй фазе. Ну, а ежели не чувствуешь – ориентируйся на количество дней. Также можно на какую-то тактическую задачу отвести больше времени, но учти, что если недели на какой-то из этапов тебе хронически не хватает – это уже что-то нехорошее, и стоит над собой основательно поработать. Ну да ладно, это всё бла-бла-бла. Давай перейдём к делу.


Первая неделя – скрытая угроза

В своё время ты бросил читать десятки художественных книг ещё в первой трети именно потому, что они скучно начинались. Подобного эффекта тебе ни в коем случае нельзя допустить. Пионер – материя тонкая. Если с первых дней он не почувствует как ему прикольно в твоём чудесном лагере и не поймёт какой ты клёвый – тяжело будет всем, и тебе, и ему.

Первая неделя для твоих подопечных, как правило, довольно сложна. В так называемый «адаптационный период» им нужно свыкнуться, что мамочки рядом нет, подружиться со сверстниками и со всеми лагерными устоями. Что же требуется от тебя?

Во-первых, выверни ручку своей клёвости до упора вправо. Тебе предстоит всех познакомить, подружить и дать начало отрядным культам и традициям. Это могут быть особые ритуалы пробуждения, приветствия в столовой и т.д. Да, все эти «Всем-всем приятного аппетита!» и «Правило поднятой руки» – несомненно важные и полезные заготовочки, но они явно всем надоели, так что, вожатый включи фантазию.

Во-вторых, наблюдай за своими ребятами. Помимо того, что нужно запомнить их имена, отметь особенности всех, выяви явных талантов и лидеров, идентифицируй цепочки ведущий-ведомый (о них далее). Будущий стратег внутри тебя жаждет этой информации. До сих пор этого руководства даётся много общих рекомендации по взаимодействию с пионерами, но каждая из них вовсе не обязана действовать на всех и каждого. Индивидуальный подход – вот реальная сила. Мы, конечно, будем разбирать всякие типичные ситуации и самые действенные способы мотивации. Однако помни, что единственный фактор, который реально имеет значение – умение думать головой.


Вторая неделя – созидание гармонии

Будем считать, что начало положено. Отряд дружный, ты клёвый, всё пучком. Просто поддерживай эту гармонию. Что ни говори, а идеальный ритм биения сердца только у покойника – ноль ударов в минуту. Середина смены – время рихтования мелких неровностей в гармонии твоего отряда, ещё большего познания тебя и твоих ребят. Кайфуй, тусуйся, продолжай внимательно изучать своих пионеров. Удели внимания тихоням, в начале смены время было только на самых приметных. А ведь в тихом омуте нередко водятся черти. Им нужно твоё внимание, тебе нужна информация о них. Твоя задача узнать всех досканально.


Третья неделя – прыгни выше головы

Допустим, что до этого периода ты делал всё офигительно. У тебя классный отряд: ты выяснил о них всё, они полюбили тебя до беспамятства, с коллегами тоже всё понятно. Гармония, что тут ещё сказать… Можно считать, что сейчас ты максимально вооружён и пришло время прыгнуть выше головы. Как бы всё ни было круто до этого, просто вбей себе в голову мысль: «Это была разминка. Теперь нужно показать на что мы способны!» – наступил час самых охеренных отрядных игр, самых нереальных номеров и полнейшего круглосуточного угара. Все остальные отдыхающие лагеря должны просто локти кусать: «Ну, почему я не в этом отряде?» Ты понял?

 

Отрядный номер — рождение шедевра

 

«Общелагерное мероприятие» – это словосочетание не раз прозвучит на вечерней планёрке. Уясни себе главное – слово «мероприятие» не должно выходить за пределы планёрочного помещения. Особенно важно не произносить его при своих детях. Почему? Потому что «меры принимают» вожатые, а не их подопечные дети. Потому что не говорят так сейчас, так глаголили в старь. Когда в последний раз ты с друзьями по собственной воле ходил на «мероприятие»? Называй как угодно: праздник, тусовка, концерт, но только не «мероприятие» – оно портит все ожидания.

Один хороший пример о важности ожидания. Предприниматель Артемий Лебедев в программе «Секреты бизнеса с Олегом Тиньковым» рассказывал о том, как провёл ребрендинг в своём ресторане. Всё, что он сделал, просто сменил надпись «Ресторан» на «Кафе» – трафик посетителей сразу вырос. Цены прежние, интерьер прежний, только лишь одно слово смогло поменять отношение к этому месту с «Сейчас я накрашусь, переоденусь и пойду в ресторан» на «О, кафешка! Зайдём, пожрём?» – и это реально работает. Тебе всего-то и нужно поменять «мероприятие» на более приятное слово – пионер уже будет в ожидании чего-то стоящего.

Итак, вечером будет праздник, на который нужно подготовить отрядный номер. Ты, скорее всего, не режиссёр и не парься по этому поводу. Создать шедевр тебе в любом случае по силам. Просто уясни, ты готовишь не просто танец или сценку. Ты готовишь шедевр.


Меньше слов, больше действий

Вставать в ряд и читать стишок по очереди, или всем скопом четыре минуты голосить под караоке отрядную песню – это полный отстой. Зал сразу теряет интерес, ещё до интерес к этому номеру потеряли сами участники, но ничего лучше почему-то сделать никто и не пытался. В книжке «Организация досуга в загородном лагере» этот номер был описан куда интересней, чем выглядел на самом деле. Даже в нашем, третьем тысячелетии такое встречается. Но у тебя, вожатый, конечно же, нет права заниматься подобной дребеденью. Только создавать шедевр.

Действие – вот что привлекает внимание зала в первую очередь. На сцене должно быть постоянное движение. Даже не слыша слов, интуитивно, зритель должен понимать, о чём номер и что сейчас происходит. Жесты твоих новоявленных актёров должны быть широки, нарочиты.

Вовсе не обязательно гениально играть, нужно просто выполнять два правила: делать всё чуть медленнее и с максимальной амплитудой конечностей. К примеру, есть задача изобразить крадущегося человека. Всё просто: руки горизонтально вперёд, полуприсяд, сгорбленная спина, во время шага поднимать колени максимально высоко и шагать как можно дальше. Вот и всё, любой, кто увидит такую картину, спросит: «Куда он крадётся?» – при этом вовсе не факт, что крадущийся гениально отыграл. Он просто сделал всё медленнее и шире. У тебя нет задачи воспитать из подопечных гениальных актёров, задача – подготовить отрядный номер. И эти два правила уже половина того, что нужно для создания шедевра.

Та же хрень и с декорациями. Помни, что на сцене всё кажется маленьким. Если у героя есть нож обычного размера – зритель почти наверняка не поймет, что это такое. Но вот картонный нож, размером с бензопилу, точно будет узнан. Если прибавить к этому всему более-менее адекватные костюмы – четыре пятых успеха у тебя в кармане. Смотреть уже интересно.

Во время репетиции всегда проверяй себя. Попробуй заткнуть уши и посмотреть на очередной прогон. Даже без слов тебе должно быть понятно почти всё, что происходит на сцене. Если не можешь освободиться от мысли, что и так знаешь о чём тут – позови товарища, не видавшего сценарий и покажи ему номер без звука. И попроси рассказать, что он видит на сцене.


Создание сценария в лучших традициях

Вступление, кульминация, развязка – эту формулу знают все. Интересно начал, пара ярких деталей в середине и отличнейшее окончание – больше ничего и не нужно. Как правило, придумывают это в обратном порядке: сначала в голову приходит общая идея, далее окончание номера, затем основное действие и уже тогда в голове рисуется картинка с чего же начать. В создании идеи тебе должны помочь советы из урока про поиск музы.

Хорошее начало номера должно заявить, что сейчас будет круто. Зал, возможно, уже потерял интерес к происходящему. После двух примитивных стишков и одной такой же песни надежда на что-то стоящее испарилась. Ты должен захватить внимание зрителя своим гениальным началом. Хорошее начало – половина дела.

Чем легче всего привлечь внимание отвлекшихся? Точно не стишком, что гнусавый детский голос бубнит в микрофон. Это должен быть экшн. Можно бежать, красться, падать, кричать, включить сирену и ещё много чего… В общем, просто задай себе вопрос: «Если бы я шёл по улице – привлекло бы это моё внимание?» Если ответ «да», значит начало положено стоящее, внимание зала твоё.

Кульминация должна быть во второй половине номера. Когда зал схватил начало, он готов адекватно воспринимать продолжение твоёй истории. Кстати, если это танец, когда в танце повествуется какой-то сюжет – смотрится куда выигрышнее. Страсти в истории накаляются и вот он, момент абсолютной неожиданности – кульминация. В самый пик должно произойти что-то, что в сит-комах подзвучивают коллективным «О-о-о-о!». Должно что-то загореться, взорваться, упасть, кто-то должен въехать на зебре. Короче, снова экшн, которого зритель совсем не ждал. В принципе, такой момент за номер может быть и не один, ежели хватит фантазии и сноровки поражать снова и снова в пределах трёхминутного номера – дерзай, вожатый. Придумывая кульминацию задай себе вопрос: «Если бы такой эпизод был в моём любимом ситкоме – вставили бы туда возглас о-о-о?» Если ответ «да» – правильным путём идёшь ты.

Ну и в завершении мало хитростей. Оно вовсе не обязательно должно быть неожиданным. К логической развязке можно подойти и плавно. Главное – зрелищность. Это должно быть до офигения красиво. Как правило проще всего добиться эффекта массовостью. На сцене появляется всё больше и больше героев, они кружатся в едином танце или затягивают мощную песню, главный герой или два посередине. Хотя, фантазию свою не ограничивай. Это всего лишь эмпирически эффективный приём, но ты его использовать не обязан.


О вкусах не спорят

В завершение урока, немного о тренде. Не забывай, что ты становишься современным вожатым. Современных детей уже редко интересуют истории о Колобках, курочках Рябах и бабках Ёжках. Помни, что новое время диктует новые нравы. Речь не о том, что от старых-добрых героев и сюжетов нужно совсем отказываться. Персонажей нужно стилизовать под наш век. Временами тема смены или самого концерта диктует необходимость их использования. Не раз замечено, что людям кажется, если Колобок скажет «Ништяк! Круто я оторвался!» – то он уже стилизован и рифмованную хрень можно считать так называемой сказкой на новый лад. Но это же полная безвкусица. Развивай в себе чувство прекрасного, умоляем! Забудь про юмор в стиле «Кривого зеркала», песни в стиле Пугачевой и прочую пахабщину. Это не смешно, это печально. Но надеемся, что ты клёвый и подобной ерундой страдать не станешь.

 

Отрядная игра всем на зависть

 

Теперь рассмотрим такой момент, как подготовка к «отрядному мероприятию». Ранее уже сказано, что стоит отказаться от слова «мероприятие», ибо оно портит все ожидания. И если на весь лагерь у нас праздник, то в отряде скорее игра. Без сомнения, что ты и сам прекрасно сможешь придумать, чем занять своих пионеров вечерком. Просто еще пара напутствий, как сделать это круто, всем на зависть. Ведь ты – клёвый, и проводить в отряде всякую чушь – тебе не под стать.


Заинтересуй

Помни, в любом деле очень важно хорошо начать и замечательно кончить. Независимо от того, что ты решил провести в своём отряде – изначально нужно заинтересовать ребят тем, что дальше будет. Посеять в них правильные ожидания.

Матёрые педагоги с двадцатилетним стажем, приходя принимать зачетное «мероприятие» у новичка-вожатого, часто говорят, что первым делом нужно перечислить «детям» цели и задачи «мероприятия». Думаю понятно, что с помощью кавычек тут это так иронизируется. На самом деле такой способ анонсировать сразу покажет, что сейчас будет – полная ерунда.

По большому счету цель у отрядной игры одна: весело провести время. Это, в принципе, основная цель для всей детской оздоровительной компании в летнем загородном лагере. А то, что там прописывают для отчётов, типа «сплотить детский коллектив», «способствовать развитию дивергентного мышления» и прочее – из другой оперы. Возьми пример любого самого бессмысленного времяпрепровождения и сам легко высосешь из пальца минимум 5 конструктивных целей для него.

Тебе же нужно преподнести идею круто. Игра может начинаться внезапно. Особенно фактор внезапности хорошо годно, когда подговариваешь для этого других людей: сотрудников, ребят других отрядов.

Если игра без внезапного начала и экшнов, нужно найти одну-две детали, которые по-любому понравятся пионерам. Типа, сейчас мы играем в ляпы, но делать это будем в когтях Росомахи. Ты круто преподносишь деталь и всё в шоколаде.


Приоденься

Готовя игру, ты должен сразу определиться, чем это время (время игры) будет отличаться от повседневности. Тут, в первую очередь нужно давить на органолептику. Пример из повседневной жизни: на вечеринке у знакомого, стоя в привычной тебе квартире какие ты видишь отличия? Возможно, там накрыт стол, играет музыка, гости приоделись. В таком же ключе нужно готовить и отрядную игру:

приоденься во что-то необычное (в соответствии с темой игры);

подготовь визуалку (картинки, декорации, отличительные знаки для команд);

заготовь музыку.


Будь интерактивен

Несомненно, ты – гений тактики и планирования с мегакреативными идеями. Однако реакция ребят на твои креативы может немного отличаться от тех, что ты планировал. Потому всегда нужно оставаться в интерактиве. Выброси нафиг бумажки с текстами и не пытайся натужно вспоминать слово в слово тот текст, что ты себе накреативил накануне. Это не так важно, как встречаться взглядом со своей аудиторией. Будь в постоянном интерактиве. Живо реагируй на любые реплики и эмоции. Спрашивай их, проси помочь тебе.

Если видишь, что какая-то часть твоей игры совсем не заходит и вызывает у пионеров зевоту – быстро закругляй её м переходи к следующей. Именно так ты спасёшь динамику. Поэтому, план игры не должен быть жестко регламентирован. Игра должна получаться гибкой, где ты незаметно лавируешь от одной её части к другой, в зависимости от результатов. очень полезным будет планировать немного больше, чем реально планируешь сделать. И заранее продумать, как можно растянуть один этап, который не зашёл, и продлить другой, который зашёл на отличненько.


Резюмируй

Хорошо начал, был интерактивен, осталось только феерично кончить. Тут должна быть и особая музыка, и, конечно же призы. Настоятельно рекомендуется придумать необычные призы. Впрочем, также рекомендуется придумывать всё необычное. Но на призах за отрядную игру особое внимание. Лучше всего придумать призы из двух составляющих: материальной и нематериальной. При этом обе части должны гармонично сочетаться. К примеру, победитель получает корону, мантии и весь следующий дня весть отряд перед входом в столовую будет выстраиваться в живой коридор и говорить: «Слава победителю турнира». Возможно, пример не самый лучший, но, думаю, ты понял о чём речь.

 

Веревочный курс — одну заготовочку можно

 

Несмотря на постоянные назидания в этой статье о том, что заготовочки нужно выкинуть из головы, лично одну всё-таки стоит использовать – «Веревочный курс», потому что он реально работает. Это исключение скорее подтверждает правило.

Возможные этапы и их подготовку описывать смысла нет. С этой задачей прекрасно справляются иные статьи в нашей методВики, с подробным списком возможных испытаний. Здесь же немного поговорим о принципах его прохождения и типичных ошибках, допускаемых теми же вожатыми. В начале смены некоторые предпочитают делать его на весь лагерь и в тихий час протаскивать по этапам вожатых. Так вот, почти каждый раз это реальная катастрофа. Но ты, вожатый, конечно же, их не допустишь.


Координатор, отзовись!

В первую очередь, в любом деле, нужен координатор. И выбрать этого человека нужно ещё перед первым испытанием. Вовсе не обязательно, чтобы координатор обладал какими-то сверхспособностями. Он просто должен иметь смелость, чтобы принять решение для всех, и, маломальским пониманием принципов командной работы. Его задача проста: выслушать все предложения перед этапом и сказать, каким из них воспользуется команда.

Среди самых популярных возражений на предложение выбрать координатора чаще всего встречается: «Мы сделаем всё вместе. Мы – команда» – и слова, по сути, правильные. Они только подтверждают необходимость координатора. Команда – это не стая леммингов, бредущих к обрыву один за другим. Команда – это живой организм с головой, ногами, руками и другими частями тела. А когда нет головы, дающей указание рукам взять палку, то к ней обязательно потянется что-нибудь другое. Также и происходит на веревке. Особенно если соблюдается правило бессловесного прохождения этапов и пять физиономий одновременно машут руками пытаясь внести свою лепту – кого нужно слушать? Конечно же, координатора, черт побери!


Уволен! Ничего личного…

В предыдущих уроках уже заикалось о том, что не нужно циклиться на ошибках. В командной работе это особенно важно. Не раз замечено, как группа выбирает слишком сложный для себя способ прохождения и мусолит его по 20 минут, пока, наконец, задание не будет выполнено. Однако уже на 5-й минуте стоит включить голову и подумать, может быть есть более простой для команды вариант? Ну не вмещаются все в квадрат, и толстяк сбоку вечно вываливается. Да, этим способом с 50-й попытки тоже получится всем влезть и удержаться. Однако, если поставить толстяка посередине, ему на плечи посадить дохляка – может получиться с 5-й. Преимущество ощутимо.

Или, например, все боятся обидеть человека, поменяв его на того, кто лучше может справиться с необходимыми функциями. Если же координатор тормозит, значит нужно его менять. Это команда, где у каждого должно быть своё место.


Дорогу слабым!

Очень много этапов заключается в «цепном» прохождении всей командой препятствия. И если кто-то попал мимо – вся группа возвращается. Самым логичным было бы пускать сначала слабых, а сильных оставлять напоследок – это экономит время. Возможно, что этот принцип понятен всем и так. Но практика доказала обратное. Люди поступают по принципу очереди в супермаркете: «У меня только одна слива, можно мне вперед?» – но веревки – не супермаркет.

Попробуем расписать математическое ожидание затраченного времени от того и другого способа. Возьмём этап «Бабочка». Есть Вася, у которого в среднем получается с 10-й попытки и Вася, проходящий её с 1-й. И тому и другому в среднем на одну проходку нужно 15 секунд.

Петя идёт первым, затем Вася лажает и Петя идёт снова первым. На 10 попытке Вася прошел – этап завершен. Итого: Петя сделал 10 проходок – 150 секунд; Вася 10 проходок – 150 секунд. Общее время – 300 секунд.

Вася идёт первым и лажает 9 раз подряд. На 10 проходит и тогда Петя победоносно завершает этап. Итого: Вася сделал 10 проходок – 150 секунд; у Пети 1 проходка – 15 секунд. Общее время 165 секунд.

Как видишь, второй метод позволил пройти этап почти в два раза быстрее. Поэтому запомни: чем лучше у человека выходит – тем позже он должен быть в очереди.


Разрешено всё, что не запрещено

На веревке сама вселенная велит развивать дивергентное мышление. Внимательно слушай и инструктора и думай: «Какие есть способы прохождения, кроме очевидных?» – ты наверняка знаешь уловку для этапа «Бип», когда инструктор не запрещает метить правильные клетки. И вместо того, чтобы запоминать коридор, проводник просто выкладывает на правильные сектора шишки. Сколько ни проходилось и проводилось веревочных курсов, каждый раз хоть где-то участники находили уловку, о которой ранее никто даже не подозревал.


Философский подтекст

Деятельность вожатого, это глубокая духовная практика. И веревочный курс – одно из самых ярких тому подтверждений. Если ты поймёшь эти принципы – всё станет проще раза в два. Если ты сможешь донести их хотя бы до половины своих подопечных – облегчишь себе жизнь в четверо.

Каждый раз, когда перед тобой стоит командная задача (а это 95% твоих задач), вспоминай принципы прохождения веревочного курса. И задавай себе вопрос: «Если бы это было этапом на веревочном курсе, как бы мы его проходили?» – это позволит тебе сэкономить огромное количество времени.

 

Дался вам этот отрядный уголок

«Дался вам этот уголок…» – если бы каждый раз, когда ты слышишь эту фразу, тебе бы давали по рублю, ты бы, наверное, был не против. Но это лишь очередное отступление от темы. На самом деле уголок нужен не организатору и заму директора; уголок нужен в первую очередь тебе, дорогой вожатый. Но, почему-то, многие забывают про отрядный уголок сразу после защиты. У кого-то до конца смены доживает только половина уголка. Некоторые проводят свои первые смены по принципу «защитил и забыл», пока более опытный вожатый не покажет им, какой офигенный мотивационный инструмент они не замечали под собственным же носом.


Красота или практичность?

Каким должен быть уголок, красивым или функциональным? Самый правильный ответ, наверное, и тем и другим. Но на это не всегда хватает времени и сноровки. Давай обратимся к простому примеру. Есть два автомобиля: потертый УАЗ «буханка» на ходу и Mercedes представительского класса без колес. Тебе нужно выбрать один из них и добраться из пункта А в пункт Б. Конечно, сидя в Mercedes ты будешь помахивать проходящим мимо, они будут говорить: «Крутая тачка» – но это ни на сантиметр не приблизит тебя к пункту Б. А УАЗ тарахтит, страшно выглядит, но едет. И здесь логично сделать выбор в пользу именно отечественного автопрома.

Итак, ты придумал уголок, сделай список, в котором перечисляются все его основные звенья. Теперь раздели список на две колонки: будет работать, не будет работать. Что же будет работать? Всё, что за смену как-то изменяется: экраны соревнований, настроений, «У нас сегодня…», «Ими кто-то гордится» – если вы не забросите эти вещи, при грамотном подходе, они облегчат твои вожатские будни раза в два. Всё остальное: красивые надписи, тематические картинки на стенах, облачка, звёздочки и прочие элементы декора – это, по сути, мишура. О ней нужно заботиться в последнюю очередь. Да красиво, да комиссии понравится. Но к черту эту комиссию. Для кого делает уголок? Для отдыхающих! Они полюбуются раз, два, а на третий день уже не будут обращать внимание. Хотя мишура тоже нужна, но без фанатизма.

В среднем стоит разделить усилия, потраченные на уголок в пропорции 2: 1 – на рабочие элементы усилий в два раза больше, чем на мишуру. В конце концов, перманентно украшать уголок можно и в течение смены, и это даст куда больший эффект, чем внезапное появление всего разом. А вот всяческие экранчики и расписаньица нужно запускать быстро. Чем раньше, тем лучше. Они уже должны работать.


Дедлайн такой дедлайн

Главная проблема, что наглухо закрытым шлагбаумом стоит на пути к созданию офигенского уголка – время. Обычно на всё уделяется от 3 до 6 дней. В это же время идёт активная подготовка к помпезному открытию смены, посиделки в честь заезда и организационно-бытовые вопросы с получением канцтоваров, пересчетом постельного и ремонтом всяких там тумбочек.

В первую очередь за помощью нужно обратиться к русской народной пословице «Один в поле не воин» – заинтересуй пионеров. Для начала попробуй с ними обсудить, что бы они хотели в уголке увидеть, затем круто пропихни свои идеи по этому поводу и, при хорошем раскладе, к тебе уже выстроится очередь за кистями и красками. Чем интересовать и как, мы разберем в уроке о так называемой «дисциплине» в отряде. Не забывай о принципах командной работы, описанной в прошлом уроке.

Немного спойлеров: в дальнейших уроках расскажем о грамотном распределении времени и усилий, но пара базовых принципов будет изложена чуть ниже. Сначала подумай, как с наименьшими усилиями выполнить локальную задачу, а потом уже с головой ныряй в сам процесс решения. Чтобы было понятно, рассмотрим маленький пример: один взрослый воспитатель потратил 3 часа на то, чтобы равномерно покрасить ватман зеленым. Знаешь, в чем была его ошибка? Он делал это кистью. Воспользуйся он губкой или тряпкой – смог бы сэкономить 2 часа 40 минут. Пример нелепый, зато яркий. Действуй сразу по-умному! Не поленись 5-10 минут потратить на размышление и сохранишь целые часы на драгоценный сон.

Обрати внимание на нетипичные материалы. Вовсе не обязательно, чтобы уголок был из бумаги. Неси ветки (вместо того, чтобы рисовать их), траву, шарики, одежду, мебель, камни, дёрн… да всё, что в голову придёт и может хорошо смотреться в общей композиции. Прежде чем начать работу над очередным элементом, задай себе вопрос: «А из чего это можно было бы сделать?» Получится и время сэкономить, и креативом блеснуть. Короче, думай головой, вот и весь залог успеха в любом деле.


Презентуй, но не перепрезентовывай

Перед презентацией уголка комиссии ещё раз вспомни о принципах из урока 5 – «Рождение шедевра». Тебе, по сути, нужно подготовить отрядный номер, только интерактивный. Мысли четырехмерно. Члены комиссии должны стать непосредственными участниками, неожиданно попавшими в гущу событий. Не обломайся пройти ногами тот маршрут, который они пройдут на твоей презентации, взгляни на это их глазами. Удивляй комиссию: пусть на них что-то упадёт, их кто-то напугает, им придётся ползти к аварийному выходу и т. п. Тут всё те же принципы: костюмы, широкие движения и драматургия.


Расти, уголок, расти!

С момента сдачи отрядного уголка он должен превратиться в снежный ком и расти с каждым часом. Всякие экранчики соревнований пусть заполняются. Там обязательно должно быть что-то необычное и смешное, типа «Сегодня день огромных шляп». Пионеры должны понять, что это не просто элемент декора, а место, где кипит бурная жизнь.

Вообще, весь их лагерный досуг должен просто бурлить всякими приколюхами, среди которых отрядный уголок – неотъемлемый элемент. Гармония, понимаешь?


Сколько тебе годиков, малыш?

Немаловажный фактор – возрастной. Малые отряды легко заинтересовать любой байдой. Скажи им, что красный квадратик в экране активности это круто, а зеленый – нет и всё, они твои с потрохами (в большинстве случаев). Вот со старшими сложнее. Тебе нужно хорошо понимать, чем они живут, какие у них идеалы и, в соответствии с этим, создавать всяческие экраны клевости. Какие фильмы они любят или сериалы? Какие мемы у них в моде? Короче, чтобы сделать для них что-то интересное, нужно думать, как они, забраться им в головы. И заниматься этим с первого дня. Эта информация очень полезна не только для уголка, а вообще. Как ты станешь клевым, если вы будете говорить на разных языках и дышать разным воздухом?

 

Концерт вожатых без лажи

 

Медленно, но верно мы подошли к заключительному действу смены – концерту вожатых. Возможно, что к концу этой главы у тебя уже появится примерное понимание, в чем заключается деятельность вожатого. Хоть ещё только середина пособия, но тема основной деятельности закрывается в данном уроке. Далее только всякие плюшки по грамотному распределению времени и поиску общего языка с подопечными и коллегами.


Пора самообъединяться

Концерт вожатых – должно быть дело рук самих вожатых. Снова вспоминаем веревочный курс. Нужно распределить роли в команде. Обычно есть три основные категории:

координатор – координирует общие действия команды, время и порядок репетиций, составляет список номеров и распределяет роли;

креативная группа – и так понятно, что это ребята, которые фантанируют идеями для номеров на концерте;

специалисты по реквизиту – тут всякие умелые ручки и сильные мускулы, которые будут делать и таскать все необходимые декорации.

Конечно, это вовсе не обязательная схема. Пока что можно считать её возможно довольно удачной и не более того. Притом, зачастую, одни и те же люди оказываются в разных группах. То есть координатор может одновременно быть и оформителем и креативщиком. Никаких рамок, лишь бы это положительно сказывалось на результате.

Какая роль будет у тебя лично? Смотри по собственным способностям. Тебе вовсе не обязательно быть координатором, но понимать суть правильного распределения ролей просто необходимо.


Креативщики должны креативить, а пионеры – реветь.

Креативной группе нужно сразу запретить фразы типа: «давайте сделаем номер с прошлого года» или «у меня есть видео с танцем из другого лагеря, здесь его не видели» – какая разница, видели здесь его или нет? Нужно просто почесать репу и придумать новые номера.

Более чем ожидаемо, что за твою смену в лагере появилось много локальных мемов, яркие персонажи, которых знает весь лагерь. Только за счет этой информации можно состряпать 80% концерта. Обыгрывайте то, что знакомо детям, это действительно интересно. Нужно сразу надавить на профессионалов и полупрофессионалов. Наверняка среди вожатых будет кто-то, кто занимается хореографией или вокалом. Дорогу им, дорогу, пусть обнажат таланты.

Когда список номеров уже готов, разделите его на две колонки: грустные и веселые. Практика показала, что если вначале пустить все веселые, а потом все грустные – эффект будет самым мощным (в случае если вожатский проходит в конце заезда). Хотя, можно начать с грустного вступление и перед самым завершением пустить какую-нибудь улыбашку – пойдёт только на пользу детям.

Во время веселых номеров пионеры всё сильней проникаются любовью к своим вожатым: они такие клевые, такие талантливые, такие веселые. И когда это чувство подогрето, самый лучший момент уйти в лирику, чтобы детишки начали рыдать, осознавая скорое расставание со своими клеевыми и талантливыми. Вожатский концерт – единственный случай, когда ты, абсолютно легально, можешь заставить их рыдать. И чем сильней они будут рыдать – тем лучше. Возьми своё. И не подумай о садизме.


Повелеваем временем (грамотный тайм-менеджмент)

 

Много всяких клёвых штук написано ранее в уроках. Один из главных вопросов, после прочтения: «Где взять столько времени?» Ответ может показаться нелепым, но всё же: «Это время у тебя есть и всегда было». Ранее упоминалось о самой распространённой ошибке, которую допускают люди, ссылающиеся на нехватку времени: они жалеют потратить пять минут на то, чтобы просто остановиться и всё обдумать. В этом нет ничего странного. Человек понимает, что ничего и так не успевает, потому не считает нужным тратить время ещё и на какое-то там пустомыслие. Зачем думать о предстоящих задачах, если все они и так на ладони? Именно поэтому вместо пяти минут на обдумывание тратятся часы на бесполезные и бессмысленные действия.


Остановись и подумай

Первое правило грамотного тайм-менеджмента, оно же и второе: «Остановись и подумай!» Да, ты ещё вчера вечером решил, как и что будешь сегодня делать, но не ленись ежечасно переоценивать свою стратегию и вносить корректировки в связи с новыми веяниями действительности. Поначалу кажется непонятным, когда останавливаться и о чем думать. Со временем у тебя разовьётся интуиция на этот счет. А пока смотри на часы и трать первые 5 минут каждого часа на планирование следующих 55 минут. Просто прими это как закон: первые пять минут часа не делай ничего, кроме планирования. Тебя могут дёргать, подгонять коллеги и дети, вот тут самое время проявить стойкость характера. Если твоё бездействие не ставит под угрозу здоровье отдыхающих и не грозит увольнением, просто отвечай: «Подождите 5 минут!» – 95% раздражителей на ближайшие 5 минут успокоятся. А ты в это время будешь строить планы, принимая во внимание принципы, перечисленные ниже.


Заведи блокнот!

Твои будни без блокнота можно сравнить с поеданием горячего супа без ложки. Записывай всё, что можно: дела, планы, необходимый реквизит, фамилии своих подопечных. Никто нисколько не сомневается в твоих умственных способностях, вожатый. Но эмпирическим путем доказано, что в ежедневной суматохе забывается всё и вся. Даже если ты однажды забудешь надеть штаны на утреннюю зарядку, то это вовсе не значит, что у тебя съехала кукушка. Это летний лагерь и забыть можно что угодно.

Как часто тебе это можно будет встретить: «Да, я же не забуду, что обед переносится на полчаса. Зачем мне это записывать? Это же обед, я и так запомню. Не буду тратить время на чирканье ручкой в блокноте» – и что ты думаешь? Ты не забыл в первый раз, во второй, но на пятый раз забыл. И тебе придется вести пионеров назад, в плане дальнейших действий появится несостыковочка, потому что потом мы не успевали на репетицию, о которой договорились с диджиком. И лучше бы ты 50 раз записал в блокноте о переносе обеда, чем один раз провернул всё то, что тебе пришлось в тот раз делать.


Группируй задачи

Вспомни сказку про Золушку. Злая мачеха смешала мешок зерна и мешок риса, повелев разобрать перед балом. Давай к этой задачке добавим ещё одно условие: мешки для сортированного риса и пшена стоят в разных комнатах. Можно брать по одной рисинке и тащить в другую комнату, можно набирать горсть и только тогда нести. А ещё проще притащить мешок и класть рис сразу, без беготни. Ежу понятно, что второй способ быстрее первого, а третий ещё лучше. Всё дело в грамотной логистике и группировке задач. Тебе нужно понять эти принципы и пользоваться ими.

Разбей лагерь на условные направления. К примеру: столовая-администрация, душ-прачечная, кружки-игровая площадка. За день тебе не раз придётся сходить в каждый из секторов, потому на очередной пятиминутке не поленись разбить все дела на направления, чтобы по 40 раз не ходить в одну сторону. Пошёл в столовую, заодно сделай все дела в районе административного корпуса. Столовая, кстати, очень удобная тема. Если тебе нужно найти кого-то из сотрудников, и ты понятия не имеешь где он. Подумай, нужен ли он тебе прямо сейчас? Возможно, проще найти его на обеде, он точно прибудет вовремя в столовую. Я сам так постоянно делаю.

Также и с задачами. Старайся избегать принципов: «Сейчас начнём, потом на обед и закончим» – это пустое. При любом раскладе, нужно ли рисовать уголок, репетировать номер, делать к нему костюмы: первые 5-15 минут уходят на то, чтобы войти в ритм продуктивной деятельности. Грубо говоря, если ты начал делать уголок и потратил 10 минут на погружение в процесс, а потом прервал его – позже тебе снова придётся тратить 10 минут на погружение. Что решают 10 минут? Ничего. Но ведь речь идёт о трёх неделях, за которые ты, при подобном подходе, можешь суммарно потратить сутки только на такие вот погружения. А ведь это целый выходной.


Расставляй приоритеты

Помни про принцип Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Что в твоём случае результат? Эмоции и здоровье отдыхающих. К примеру, когда один вожатый готовил какую-то отрядную игру и мучился на полночи, чтобы написать свой текст в стихах. Потом ещё полдня учил. А что в итоге? Каждое задание из игры ему потом приходилось повторно объяснять своими словами. И стоило ли оно того? Что, если бы он сразу рассказал суть сам, как умеет? Дело не стало бы хуже. Но 80% времени на подготовку игры было потрачено для сочинения стихов, которые в лучшем случае дали 20% впечатлений. Хотя это грубо и нельзя мерять эмоции процентами, но тебе, возможно, смысл понятен.

Не циклись на ненужной ерунде. Когда вечером планируешь делать что-то, разбей дела на две колонки: важно и не очень важно. Сначала сделай важное. Когда задача возникает внезапно, сначала задай себе вопрос: «Имеет ли это вообще смысл?»

Помни, что даже взрослые и опытные люди очень часто заблуждаются. Такой подход может показаться им кощунственным. Иначе, почему так распространена культура оценки сотрудника не по результату, а по количеству затраченных усилий. Вы можете соорудить Эйфелеву башню за 30 минут, а ваш коллега будет месяц в поте лица сколачивать кривой сарай.

Что там говорить, как-то была воспитатель, которая всю смену при каждом разговоре упоминала, мол, её напарник ничего не делает. При этом ни разу не смогла нормально ответить на вопрос: «Что же у него сейчас не сделано, по её мнению?» Встретившись с подобным подходом окружающих, вожатый, просто пойми, что это абсолютно нормальное массовое заблуждение. Ты не должен оценивать себя по количеству затраченных усилий, твоя цель – результат.


Поручай

Если бы кто-то раньше сказал тебе слово «поручай» – страшно представить, насколько бы меньше калорий тебе пришлось жечь в свои вожатские будни. Снова обратись к списку задач и подумай, что из этого можно поручить твоим пионерам? Конечно, большинство людей одолевают сомнения, ведь на первый взгляд им ничего нельзя поручить. Но это не так. В дальнейших главах тема мотивации будет разобрана детально, а здесь напишу лишь небольшую затравочку: доверие – это великая сила. Ты будешь поражён, насколько серьёзно и ответственно могут подойти к делу твои отдыхающие, если просто показать им своё доверие. Понимаешь? В людей нужно верить, даже в самых юных.

Естественно, что нельзя поручать всё и всем. Есть куча дел, которые лучше тебя никто не сделает. Но, пораскинь мозгами на очередной пятиминутке, действительно ли важно, чтобы задача была выполнена первоклассно? Например, нужно равномерно покрасить ватман в зеленый. Наверняка, ты своими руками сможешь сделать это идеально. А смысл?


Идеальные планы в неидеальном мире

Ты, вожатый, уже прекрасно усвоил все предыдущие принципы и готов применять их на практике. А может быть, уже применяешь. Однако действительность диктует ещё одно суровое правило: никогда не получится точно так, как ты задумал. Вот спланируй ты всё гениально, делай всё по Фэн-шую, а против тебя целая вселенная: миллионы бактерий, десятки пионеров, сотрудники, стихия, насекомые, животные – и это всё ни за что не даст провернуть идеальный день. Задумал игру провести после полдника на улице, а тут дождь. Решил начать отрядную свечку ровно в 21: 15, а свечку кто-то спёр и нужно искать другую.

Из принципа раз в неделю пытайся провести идеальный день планируя накануне каждую минуту. Возможно, твой личный рекорд будет – продержаться до ужина. Дальше у второго вожатого откроется язва, а она тебе была очень нужна для проведения вечерней игры. Короче, ничего не выйдет. И это закон, именуемый в простонародье «закон подлости».

Бороться с законом подлости абсолютно бесполезно. Нужно просто с ним ужиться. И в этом лично тебе помогут ещё два правила:

Планируй время с запасом минимум 30%. Есть задача, которую ты можешь выполнить за час. Планируй, что она займёт 1 час и 20 минут. Почти наверняка появится какая-то неожиданная хрень, сожравшая эти 20 минут.

Всегда должен быть альтернативный вариант. Около каждого важного дела в своём плане на день в скобочках подпиши, что ты будешь делать, если оно окажется просто невозможным. Тот же пример с побегушкой на улице, когда пошёл дождь. Естественно, невозможно предусмотреть все возможные варианты. Просто прими за истину, что любой пункт может оказаться невыполнимым в силу форс-мажорных обстоятельств и подумай о запасном варианте. В деловой сфере это называется хеджирование рисков.

Вот, в общем-то и всё. Эти два пункта не смогут защитить тебя от срыва планов, они лишь их смягчат. Потому нужно понимать, что твой план дня в блокнотике не должен быть монолитным, а, скорее, эластичным. Ясно? Железная выдержка и гибкое мышление – вот что поможет тебе быть клёвым.

 

Дисциплины в отряде нет и быть не должно

 

«У нас в отряде плохая дисциплина» – ещё одна крылатая фраза с оперативок. Поначалу ты и сам пытаешься поддерживать дисциплину в отряде. Но со временем поймешь, что это пустое, и «дисциплину» нужно включить в список стоп-слов наряду с «мероприятиями», «распорядками дня» и «детьми».

Теперь о суровых реалиях современности. Путёвки в некоторые лагеря (не самые курортные и санаторные) по цене сравнимы с недельными путёвками в Турцию. Только папикам и мамикам они обычно достаются за 5-10% от общей стоимости, благодаря службе социальной защиты или сталелитейного завода, по совместительству учредителя твоего любимого лагеря. И всё чаще не педагоги жалуются родителям на отдыхающих, а отдыхающие на педагогов. На фоне пропаганды защиты прав потребителей и защиты прав детей, и те, и другие стали очень требовательны к отдыху в загородном лагере и его сотрудникам.

Всё это ведёт к одному: с каждым годом отдыхающие должны тебе всё меньше, а ты им – всё больше. Притом, руководство стало больше говорить о зарплате и трудовом договоре, по которому ты что-то там вечно должен. Ты оказываешь меж трёх огней: сварливые родители, непослушные дети и требовательное руководство. Как тут уберечь свою нервную систему от тотального срыва?

Попробуем найти этой задаче простое решение в два шага:

забей на всё, что написано в двух предыдущих абзацах;

будь клёвым!


Запрещается запрещать!

«Это нельзя! То запрещено!» – да кто это слушает? Ты и сам прекрасно знаешь, что запретный плод сладок. Бесполезно ругаться, запрещать. Даже более того, это вредно по двум причинам:

время, которое можно провести с пользой, ты тратишь ни на что;

некоторым пионерам своими запретами ты показываешь возможности, о которых

они раньше даже не догадывались.

Тоже хочешь подсказать своим ребятам, как усложнить жизнь себе, тебе и всем остальным окружающим? Тогда начинай ворчать, ругаться и запрещать. Если же не хочешь – в отряде должен быть только один запрет: «Запрещается запрещать!»

Вспомнился один недавний случай. Один молодой воспитатель, в качестве эксперимента, трём самым своим шалопаям запретил сидеть на скамейке и ковырять палкой землю. Возможно, ты уже понял, каков был итог. Потому стоит только уточнить, сколько времени они делали это со счастливыми улыбками и озорными глазами – 40 минут подряд. Не веришь? Проведи эксперимент. Дело вовсе не в том, чтобы все позволять. Дело в том, чтобы запрещать грамотно.


Мотивация – наше всё!

Вместо того, чтобы говорить, как делать не нужно, говори, как делать нужно. Займи их. Ещё не забыл мантру «Я – клёвый»? Так вот, клёвый вожатый всегда найдёт достойную мотивацию. Просто говорить: «Мы идём туда-то и делаем то-то…» – это не катит. Любое грядущее дело нужно преподносить так, чтобы у них глаза горели. Неважно, что это: зарядка, завтрак, дискотека – вместе с тобой это, по-любому, будет легн… подожди-подожди… дарно! Легендарно, ага!

В свой первый вожатский день, на дневной оперативке тебе могут объявить благодарность и выговор одновременно. Благодарность за то, что твой отряд единственный в тот раз пришёл в столовую строем. А выговор за то, что твои пионеры прошли по газону. Ирония в том, что по газону они прошли именно строем и именно под твоим руководством. И дело могло быть так:

Ты: Ребята, сейчас мы пойдём строем в столовую!

Пионеры: Фу-у-у-у!

Ты: А второй отряд уже вышел. Чтобы их обогнать, мы подрежем их вон на том повороте.

Ребята: Да-а-а-а!

Ты: Но строем!

Ты просто ещё не знаешь, что ходить по газонам в этом лагере строго воспрещается. И получишь выговор. Но, знаешь, если бы ты тогда знал, то всё равно наверняка сделал бы точно также.


Хвали их!

Самому-то тебе нравится, когда начальник/препод/родитель постоянно твердит о том, какой ты бездарь и как у тебя всё плохо получается? Сильно тебя это мотивирует делать что-то лучше? Конечно, нет. Это мотивирует делать так, чтобы этот чудик наконец притух и не выступал.

Зато слыша приятные слова в свой адрес, осознавая, что у тебя что-то вышло хорошо и это заметили, хочется в следующий раз сделать ещё лучше. Лучше для себя, для окружающих, для того, кто тебя похвалил. Не пытайся отчитывать своих пионеров за плохое поведение. Они приехали сюда отдыхать, и отдых вряд ли как-то сочетается с твоими нравоучениями.

Даже в самых отпетых и безнадёжных постарайся найти что-то хорошее, что тебе нравится. Похвали их за это невзначай. Даже если они случайно сделали что-то хорошее, всё равно похвали. Почти наверняка, они сделают это снова и ещё лучше.


Доверяй им!

Если хочешь, чтобы ребята что-то сделали – просто доверь им это дело. Ты не начальник и не имеешь права указывать им. А вот обратиться с просьбой можешь. Во-первых, не выполнить поручение всегда проще, чем отказать в услуге. Во-вторых, доверие наделяет людей невероятной сверхсилой. Начни разговор с вопроса: «А ты не мог бы? А у тебя получится вот так?» – и в конце прибавь, что доверяешь ему, ей или им. Если сомневаешься, то проверь на практике. Притом доверь что-нибудь реальное ответственное. Увидев результат, ты глазам своим не поверишь, после фразы «я тебе доверяю» в ребенке просыпается сверхсила.


Спроси их!

Ещё одно причина, по которой в отряде временами начинаются «дисциплинарные бунты» – всё уже решили за ребят. Введи в традицию, к примеру, вечером спрашивать, чего бы они хотели завтра. Конечно, ты не важная шишка из министерства здравоохранения и даже не директор лагеря, чтобы перенести отбой на 4 часа, сделать целый день дискотеку, а на полдник подать чипсы с Колой. Но какие-то вещи вполне в твоих силах. Можно вместе выбрать игру на вечер, решить какой номер приготовить или ещё что интересное придумаете. Помимо прочего, во время коллективного обсуждения можно продвинуть собственную идею, в которой ты, возможно, не уверен. Когда у них есть осознание, что так решили они сами – даже не нужно объяснять, почему это клёво. Они уже сами придумали себе мотивацию.

В начале статьи писалось, что к середине смены очень многое пионеры начнут сами придумывать и делать всё за тебя, если ты просто будешь клёвым. И демократичный подход – главный катализатор такого состояния отряда.


У клёвых дисциплины не бывает

Ещё одна очень важная деталь, чтобы ты был клёвым – ты должен делать всё вместе с подопечными и, зачастую, начинать первым. Это, практически, главное правило клёвости – начинать первым. Много раз наблюдалось, как толпа стоит на дороге без машин на красный свет. Но никто не решается идти первым. Зато появляется клёвый парень, который просто берет и выходит на пустую дорогу. Тогда всё в одночасье ломятся за ним. Такой же принцип тебе нужно использовать в своих вожатских буднях. Но никогда не переходи дорогу на красный, твои бывшие подопечные ребята в городе могут случайно это увидеть и начать повторять за своим клёвым вожатым.

Да, дисциплины у тебя в отряде не будет. А зачем? Это же не казарма. Некоторые жалуются: «Дети нас не слушаются» – и ведь не слушаются потому, что не слушают, а не слушают скучных. Слушать скучного не имеет никакого смысла, потому что сейчас он выдаст очередное пустое сотрясание воздуха. А ты клёвый и тебя будут слушать, потому что от клёвого вожатого ждут новых клёвостей. За клеевым вожатым идут и хотят быть такими же клёвыми, как он. И зачем тогда тебе эта дисциплина?

 

Мальчиш-плохиш. Как удержаться от убийства вредины

В прошлом уроке речь шла о том, как создать среди пионеров годную атмосферу. Такую атмосферу, при которой есть дисциплина, но никто не знает этого слова. Однако не всё так просто. В любом отряде найдётся несколько ребят, основное время которых тратится на дестрой всего, что существует вокруг. Вектор общего настроения либо обходит их стороной, либо они прикладывают все усилия к тому, чтобы перенаправить его.

Мотивация, толкающая деструкторов к разложению атмосферы, бывает всякая разная: хочет больше внимания, зарабатывает дешевый авторитет, просто деструктивен по природе своей. В принципе, у тебя нет жизненно важной необходимости знать его мотивацию наверняка. Ты же не детский психолог. Ты – вожатый, и ты – клёвый.

Чтобы нейтрализовать деструктивный элемент, тебе помогут принципы из прошлого урока, но подход при этом должен быть особый. В первую очередь, не подавай виду, что ты реально с ним борешься. Очень велика вероятность, что в целях самообороны или из вредности деструктор просто усилит свои старания и противостояние станет ещё сложнее. Никаких фраз о том, что он достал, что ты от него устал или ещё чего-то такого.


Осведомлён – значит вооружен

Попробуй просто поговорить с ним, как со взрослым. Знаешь, что ты ненавидел в детстве? Сюсюканья! Постоянные напоминания о том, что ты мал и глуп, и не видал больших и крутых. Конечно, ты был мал. Но признавать это не хотел ни тогда, ни сейчас. Так же и твои ребята, мало кому нравятся эти вечные няшные обращения и снисходительные «взрослые» высказывания.

Спроси прямо: «Чем ты недоволен? Чего ты хочешь?» – возможно, что решение проблемы с деструктором гораздо проще, чем ты думал. Трезво взвесь чего он хочет и на какие компромиссы можно пойти, чтобы не запариваться. Попробуй по-взрослому договориться. Если компромисс не возможен или правила договора регулярно нарушаются – используй принципы, описанные ниже.

Есть ещё отличный вариант – сделать деструктора своим союзником. Предложить ему помогать тебе в организации чего-то. Главное, не забывай магическое заклинание: «Я тебе доверяю!»


Как запретить, не запрещая и наказать, не наказывая

Очень хорошим примером тут может послужить подход доктора Быкова в сериале «Интерны»: он не так часто запрещает что-то. Всё чаще узурпатор говорит: «Хорошо!» – но организует для умников такие последствия, что они сами начинают жалеть о содеянном.

Если видишь, как деструктор начал активно паразитировать, не запрещай это, просто предупреди что будет, если он продолжит. При этом, опасные последствия должны исходить не с твоей стороны, а от каких-то третьих сил. Взять хотя бы дождь: он мочит всех без разбору, с ним невозможно договориться, ему всё равно, обещаешь ли ты так больше не делать или кто-то первый вышел под дождь, а ты уже за ним – он тебя всё равно замочит. И даже самые деструктивные персонажи понимают, что от дождя не отмажешься, а от тебя отмазаться можно. Потому смело отдавай роль карателя кому-то, кого он боится: директору, охраннику, закону всемирного тяготения.

Важно всегда подтверждать свои слова делами. Если Акелла один раз промахнётся, на второй раз его точно не возьмут на охоту. Не будь болтуном и кликушей! Продумай для деструктора цепь событий с ловушками, договорись с карателями, пусть его подкараулят, застукают с поличным, подведи вплотную к суровой расплате, чтобы он был на волосок от мучительной гибели. Подойти к вопросу масштабно, подключи дивергентное мышление. Напоминаю, что ты не имеешь права нарушать права детей и унижать их человеческое достоинства.

Не пожалей на это сил, времени и фантазии. Оно понятно, что проще, казалось бы, гаркнуть, поставить в угол и на этом решить, что воспитательная работа закончена. Пойми, что сэкономив несколько часов на этом деле, в первый раз, ты обречешь себя на ежедневные гавканья, карканья и чтение нравоучительных лекций. Так не проще ли один раз постараться, как следует, и на долго отбить желание деструктора разлагать? При этом всё должно получиться так, будто ты и не причастен. Ты просто предупредил. Нельзя показывать деструкторам, что ты реально с ними борешься – это толсто и только всё усложнит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.