Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обезьяньи игры






Чем занимается большинство людей в своей повседневной жизни? Когда кто-то сделает вам хотя бы чуточку добра, вы тут же приписываете его к категории своих друзей: «О, какой хороший человек», — думаете вы об объекте привязанности. А того, кто хоть немного поступил с вами нехорошо, вы тут же относите к категории своих врагов — это объект вашего гнева, вторая корзина. А тех, кто никак к вам не относится — не помогает и не вредит вам, вы причисляете к категории посторонних. Что касается посторонних, их страдания для вас неважны, а их радости тоже вас никак не трогают. Зато если страдают существа, которых вы записали в категорию своих врагов, вы радуетесь: «О, какие хорошие новости». Так поступаете не только вы. И в Америке, и в Тибете — везде менталитет у людей одинаков: им привычны такие эгоистичные игры сансары.

 

Не следует воспринимать своих друзей как каких-то очень близких вам и важных для вас людей, своих врагов — как каких-то отвратительных, а посторонних воспринимать как далеких. Пора бы нам уже перестать играть в обезьяньи игры, заниматься раскладыванием фруктов по трем корзинам. Из-за этой дурацкой сансарической игры мы создаем столько проблем самим себе и другим.

 

Поскольку мы очень активно играем в эту игру, мы постоянно вращаемся в сансаре и создаем много негативной кармы. Тот, кто в прошлом году был вашим другом, в этом году немного навредил вам — и вы переводите его в категорию своих врагов. Это значит, что в этом году вы больше не можете на него смотреть, не хотите видеть его лицо. Тот, кто был вашим злейшим врагом в том году, в этом году немного вам помог — и вы переводите его в категорию своих друзей. Теперь он уже ваш лучший друг, вы не можете обойтись без него, вы скучаете. Так, подобно обезьяне, вы перекладываете фрукты из одной корзины в другую. Из-за этого у вас возникает столько концепций, столько омрачений и вы впустую тратите свою драгоценную человеческую жизнь. Даже к моменту смерти вы не закончите эту работу по сортировке фруктов по корзинам, поэтому вы будете продолжать эту игру в бардо. В бардо вам предстоит провести лишь короткое время, но и там вы успеете завести друзей и врагов и начать сортировать их по разным категориям.

 

Все это — плоды ваших ложных проекций, ваших представлений о том, что друзья и враги существуют вне вас. В действительности нет никаких врагов, существующих со стороны объекта. Если бы были такие объективные враги, то, допустим, ваш враг Олег должен быть врагом для всех. Но Олег может быть вашим врагом, но лучшим другом других людей. Получается, что со стороны объекта (в Олеге) нет ни врага, ни друга. Это все интерпретации вашего сознания. Вы навешиваете на этого человека собственные стереотипы, какие-то свои представления. Потом, встретившись с ним, вы представляете его как какого-то черта с рогами на голове. Все, что делает этот человек, видится вам в черном цвете. Это ваша собственная ошибочная интерпретация. К примеру, если этот человек веселый и общительный, вы скажете, что он слишком болтлив. Если он тихий и неразговорчивый, вы сочтете его высокомерным. Все зависит от вашей собственной интерпретации. Какой бы у человека ни был характер, если он вам не нравится, вы все истолкуете по-своему, в невыгодном для этого человека свете.

 

А если вам кто-то нравится, вы, наоборот, преувеличиваете его достоинства. Все, что делает этот человек, кажется вам превосходным. Даже если этот парень или девушка появится в каком-то уродливом одеянии, в каком-то рванье, вы скажете, что это очень модно. Это всего лишь ваше представление, проекция. Если нам что-то нравится, мы наделяем этот предмет большой силой своих представлений и преувеличиваем все его положительные стороны. Поэтому разным людям нравятся разные вещи, причем у некоторых предпочтения весьма странные. Вначале им что-то понравилось, и они начинают приукрашивать, создавать собственный образ этого предмета. Именно из-за своих ложных представлений и интерпретаций мы делим людей на категории, испытываем к одним привязанность, а к другим отвращение и из-за этого создаем большое количество негативной кармы. Мы не способны породить бодхичитту именно по этой причине: мы не можем развить равностный ум.

 

Мудрые люди думают следующим образом: «Мы называем друзьями тех, кто нам помогает. При этом не обязательно помогать именно сегодня. К помощи относится и то, что было сделано в прошлом, и то, что будет сделано в будущем. Эти мои друзья помогают мне в настоящем, зато в прошлом они были моими врагами и вредили мне. Это действительно так. А в будущем они опять могут стать моими врагами и вредить мне. Они помогают мне только в настоящем. С другой стороны, мои враги в прошлом мне помогали. Лишь в настоящем из-за каких-то обстоятельств они начали мне вредить. Они неправильно воспринимают меня, видят меня в демоническом свете. Но в будущем они вновь станут моими друзьями и будут мне помогать. В таком случае какая разница между друзьями и врагами?»

 

Делить людей на друзей и врагов могут только маленькие дети. Это детский образ мышления. Мудрый человек, глядя в настоящее, прошлое и будущее, говорит: «В настоящем этот человек мне навредил, но в прошлом он помогал и, возможно, еще поможет в будущем. Зная об этом, как я могу считать его своим врагом? Враги же, когда вредят мне, оскорбляют, клевещут, тем самым учат меня терпению — это очень полезно. А это значит, что даже с позиции настоящего времени друзья и враги в равной степени добры ко мне. В прошлом и те и другие были ко мне добры, сейчас и те и другие добры ко мне, в будущем и те и другие будут снова проявлять доброту. Один проявляет доброту, обслуживая меня, кормя меня. Второй добр ко мне потому, что учит меня терпению. Тогда зачем мне делить людей на друзей и врагов?»

 

Лама Цонкапа говорит: «Друзья были врагами, а враги были друзьями. Зачем делать различия между первыми и вторыми? И те и другие были в равной степени добры к вам». И те и другие были вашими врагами и друзьями. Причем вашими врагами они были очень недолго, гораздо большее время они были вашими друзьями или добрыми матерями. Зачем же делить их? Думайте об этом. Не обязательно формально медитировать, просто думайте как можно чаще о том, что бессмысленно делить людей на друзей и врагов. Тогда вы станете мудрым человеком. Если у вас появится равностный подход ко всем живым существам, это будет прекрасное ваше достоинство. Вы станете для всех объектом доверия.

 

У нас в Тибете очень много таких мудрых, равностных людей. Когда у кого-то семейные проблемы, неурядицы с соседями, они идут на суд именно к такому человеку и просят помочь разрешить их проблему. В Тибете никогда не было официальных судов, которым надо платить деньги за тяжбы, разбирательства. Люди, когда у них возникали проблемы, всегда шли к таким мудрецам, потому что знали, что они честны. Такой человек беспристрастно выслушает обе стороны, он не делает различий между незнакомым человеком и собственным сыном. Даже если у его сына и других людей будут проблемы, и те и другие придут к нему. Люди очень доверяют таким мудрецам, потому что они всегда остаются беспристрастными в своих оценках. Выслушав обе стороны, такой человек объективно рассудит, кто прав, а кто виноват. И никто потом не пожалеет о том, что обратился к нему.

 

Надеюсь, что в будущем среди вас может появиться подобный мудрый человек, который бы решал ваши проблемы. Вам не придется никого призывать: «Приходите ко мне — я буду решать ваши проблемы!» Если у вас будет равностный ум, люди увидят это, оценят и будут приходить к вам сами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.