Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема профессиональной готовности






Итак, отвечаем на заданный нами вопрос: нет, далеко не каждый психолог готов сегодня, работает в школе, развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, основана ли она на идеях управления, помощи или сопровождения. Многие или ограничивают свою деятельность определёнными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т.д.) либо «тонут» в море школьный проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специалистов «на подхвате», массовиков – затейников либо просто учителей.

Работать в школе трудно: требуется высокая профессиональная квалификация в самых различных областях практической психологии, особый личностный настрой на включённое эмпатическое общение, развитая мотивация помощи, высокая профессиональная и личностная самооценка и многое другое. Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжить.

Несомненно, в определенном смысле психологическая работа в школе – это призвание, но прежде всего – это результат специальной качественной профессиональной подготовки. В данной работе мы не считаем возможным обсуждать наши представления о том, как должна в деталях выглядеть такая подготовка, хотя эти представления есть, они существуют не только на уровне идеи, но и на уровне проектов учебных планов, конкретных и не раз отработанных учебных курсов, программ семинаров для практикующих школьных психологов и т.д. в самом общем виде такая подготовка должна сочетать необходимое базовое психолого – педагогическое образование с развёрнутой одно – двухгодичной специализацией на базе внутривузовской подготовки и постоянной системой повышения квалификации на базе психологического центра по месту непосредственной работы школьного психолога.

На сегодняшний день и школа, и психолог должны серьёзно подходить к любым поступающим предложениям о трудоустройстве. Психологу необходимо оценить ситуацию с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации целостной системы психологической работы в школе: материально – технические условия, готовность педагогического коллектива к сотрудничеству, а администрации – к действующей поддержке. Педагогическому коллективу в школы, директору очень важно определить характер и уровень профессионально подготовки психолога, его готовность к решению школьных психолого – педагогических задач, и в случае продолжительного решения – чётко донести до специалиста свои требования и ожидания, а также найти возможности для его дальнейшего профессионального развития. Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на варианты, близких к идеалу. И тем. И другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотрудничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смысла осуществляемых усилий, а также, некоторой теоретической базы совместной работы возникающие трудности могут быть устранены. А в качестве теоретической основы создаваемого альянса психолога и педагогического коллектива школы может выступить предложенная вашему вниманию модель сопровождения школьников в процессе обучения.

 

Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Смысл, 2003.

 

(Стр. 299 – 321)

Глава 13. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.