Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель специалиста. Профессиограмма. Психограмма






 

Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ста­вящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек раз­вивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образова­ние, специальную подготовку. В психологии труда разрабаты­вается модель специалиста — как отражение объема и струк­туры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщен­ную характеристику как члена общества (10).

Различают:

- модель специалиста (работающего, функционирующего);

- модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обу­чения и исходит из модели специалиста (10).

При построении модели специалиста возможны варианты;

- модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профес­сиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места…;

- модель личности специалиста, куда включаются необхо­димые качества и свойства работника. Модель личности спе­циалиста — это описание совокупности его качеств, обеспе­чивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника… К каждому виду профессиональной дея­тельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества. Например, для модели деятельности инженера опи­саны профессиональные задачи (специальные технические, эко­номико-организационные, задачи по подбору и расстановке кадров, повышению своей квалификации); там же в модели личности инженера разработаны психологические качества, умения и знания для каждого вида профессиональной деятельности; тип организации и подразделения, должности от на­чальной до более высоких…

Отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста:

- модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотно­шение качеств. Одни авторы считают, что лучше строить модель деятельности и личности уже сложившегося специалиста (1), другие отмечают, что ошибочно, например, в профессиограмме завышать требования и рассчитывать только на идеального, а не на среднего работника (21);

- модель специалиста должна включать компоненты, оп­ределенно влияющие на эффективность деятельности и обес­печивающие контроль за ней, легко диагностируемые, созда­ющие возможность вмешательства и коррекции…;

- модель специалистов, имеющих одну и ту же специаль­ность, но получивших разные специализации, могут очень от­личаться…;

- модель подготовки специалиста исходит из модели спе­циалиста и включает виды учебной и познавательной деятель­ности по овладению профессиональной деятельностью, учеб­ные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специа­листов… Надо уметь построить модель специалиста и пе­реводить ее в модели подготовки специалиста.

В литературе высказывается ряд соображений о разновид­ностях моделей специалиста. Вариантом модели специалиста является профессионально-квалификационная модель, где от­ражены (10): виды профессиональной деятельности на разных должностях и различных рабочих местах, обязанности и фун­кции, качества, знания и навыки. Такие модели необходимы для подбора и расстановки кадров, для аттестации, для со­ставления программы подготовки и переподготовки специали­стов.

Квалификационная характеристика специалиста отражает специальность (специализации) и уровень квалификации… Данная характеристика может иметь вид профиля специалиста. В профиле указываются виды профессиональной деятельности, обычно не более двух- трех, например, инженер-исследователь-конструктор или инженер-конструктор-технолог… Воз­можны модели специалистов узкого и широкого профиля. Квалификационную характеристику называют еще нормативно моделью - это обобщенные требования к деятельности личности специалиста, паспорт специалиста, Квалификационный профиль - это выражение необходимых работнику качеств в количественном выражении.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования (ПДТ) - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТсодержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

- квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты.

Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты - должностные требования, квалификационные разряды - устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.

Остановимся более подробно на профессиограмме. Профессиограмма это — научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных тре­бований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространённой является комплексная профессиограмма (К.К.Платонов, Ю.В.Котелова и др.), где учи­тывается широкий круг характеристик (социальных, технологи­ческих, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки резуль­татов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма (Е.М.Иванова), в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психо­логической структуры профессиональной деятельности». В ана­литической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков в профессиограмме: во-первых, опи­сание объективных характеристик профессиональной деятель­ности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объектив­ной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологиче­ские качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ори­ентированной… В нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной актив­ности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - ин­теллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

Предлагаемый нами подход к профессиограмме мы склонны условно назвать задачно-личностным, он состоит в следующем.

Вначале мы выделяем единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля в нашем пони­мании является профессиональная задача, каждая из профес­сиональных задач увязывается с профессиональными личност­ными качествами. Мы видоизменили понимание модуля профессии и рассмотрели его как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики ти­пового элемента деятельности (левая часть модуля) будем вклю­чать объективно необходимые профессиональные задачи, пред­мет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной дея­тельности. В психологические характеристики человека, необ­ходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включим: психологические знания, психологиче­ские действия, психологические личностные качества и др. Значит, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного тру­дового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней пред­мета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть мо­дуля). Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональ­ные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии и ложится в основу,; сак мы покажем ниже, профессиограммы.

Могут быть выделены межпрофессиональные модули (про­фессиональные задачи, действия, необходимые для них пси­хологические качества), общие для пучка профессий. Например, для ряда профессий актуальна задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что требует таких психологических качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпро­фессиональные модули, так и модули, специфические для данной профессии. Модульное представление о профессии имеет практическое значение: оно может облегчать позадачное освоение профессии в ходе профессионального обучения; повышение квалификации (см. ниже) может быть представлено как включение нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учи­теля - изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных модулей профессии.

На основе описанного задачно-личностного модульного под­хода мы обратились к построению профессиограммы. По вер­тикали профессиограммы проводится перечисление модулей, «единиц» данной профессии как указание на необходимые функциональные профессиональные задачи. Таких модулей мо­жет быть столько, решения скольких задач общество ждет от специалиста. В традиционном понимании при низких требо­ваниях к профессионализму число этих задач минимально. Например, от учителя порой требуется решение большого числа традиционных профессиональных задач (передача знаний, под­готовка в вуз), между тем как профессиональные задачи нового времени (развитие у выпускников качеств личности, подготавливающих их к жизни в быстро меняющемся мире) нередко остаются в тени. Таким образом, развертка профессиограммы по вертикали требует тщательной разработки современных профессиональных задач, стоящих перед специалистом.

По горизонтали мы строим профессиограмму как развертку каждого модуля через указание нормативно заданных профес­сиональных действий, средств, условий, результатов (мы стол­кнулись с неопределенностью результата в ряде профессий или со стремлением замаскировать подлинные, нужные сегодня для общества результаты), а также требуемых для этого пси­хологических качеств. Развертка профессиограммы по горизон­тали требует точного вычленения того, какие психологические ресурсы нужны человеку для решения поставленных обществом задач. Построение профессиограммы по вертикали осуществ­ляется с участием специалистов, знающих специфику труда в данной области при консультации психолога. Построение же профессиограммы по горизонтали прямо требует участия пси­холога при консультациях специалистов в данной области тру­да, которые могут скорректировать те качества личности ра­ботника, которые ему необходимы в реальном трудовом процессе. Наш подход см. ниже в табл. 2 и табл.19.

Степенью развертки по вертикали и по горизонтали, по-видимому, могут отличаться типовая профессиограмма рядового специалиста, успешного специалиста и творческого специали­ста. Профессиограмма может включать разные профессиональ­ные задачи — от простых, минимально необходимых рядовому специалисту до усложненных и творческих задач. Работая с такой профессиограммой, человек может выбирать, за решение каких профессиональных задач он берется, каких высот про­фессионализма хочет достичь. Построение профессиограммы является задачей специалистов — психологов, экспертов. Вме­сте с тем каждый работающий человек вполне в состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.

В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

- подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо под­черкивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные со­ставляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

- показывать возможные линии развития человека средст­вами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию но­вых видов труда и др.);

- описывать необходимые некомпенсируемые психологиче­ские профессиональные качества, а также психологические Свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

Обратимся к более подробному содержанию профессиог­раммы.

Профессиограмма, ее составляющие.

«Трудограмма» (описание труда в профессии).

1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе о (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - куль­тура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искус­ственные, созданные человеком). Правильное видение пред­мета труда — первый важный шаг к профессионализму.

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, Обобщенности, автоматизированности.

6. Средства труда — стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек исполь­зует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил ло­гического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; сани­тарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда; формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участ­никами; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профес­сии.

9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в пред­мет труда; критерии оценки результата труда, степень задан­ное™ результата труда, его более или менее жесткая регла­ментация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификаци­онные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: психологиче­ская и социальная безопасность, наличие благоприятного мик­роклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операций; возможность повы­шения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессиональ­ного роста.

12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с кол­легами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возмож­ная динамика внутреннего роста; возможность развития ин­дивидуальности и личности средствами этой профессии, при­надлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессио­нального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эф­фективность, за нарушение этических норм.

 

Психограмма (описание человека труда в профессии).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуа­ций в труде. Сюда относятся:

- характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная само­оценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

- характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, тех­ники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способное, профессиональная обу­чаемость, открытость к профессиональному росту,

8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с про­фессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11. Линии профессионального роста и линии распада про­фессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориента­ции в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

Изложенный подход к профессиограмме приведен в табл.2.

В литературе отмечается необходимость разработки стан­дарта специалистов для решения ряда практических задач (аттестация, отбор в вузы, профессиональное обучение). Стандарт специалиста - это не жесткая схема квалификационной характеристики или профессиограммы, а живая модель лично­сти, могущая быть использованной как эталон в профессио­нальном обучении, при диагностике и др. Поскольку в профес­сиограмме заложены требования общества к специалисту (к его задачам, средствам, результатам его труда), то профессиограмму можно использовать как основу стандарта специали­ста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Для различных профессий в разной мере необходим и возможен стандарт специалиста. Само по себе построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в • инженерных профессиях), а в профессиях с «плавающим ре­зультатом», например, в профессии ученого, где ясно только то, что надо искать и находить нечто новое в своей области, это сделать труднее.

В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Приведем фрагменты разработок по различению профессиограмм в зависимости от целей их построения. Мы согласны с основной мыслью автора, хотя его конкретные положения, возможно, могут уточняться. Так, отмечается, что профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной про­фессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным. Профессиограмма, составленная с целью профотбора, указывает тот же автор, ориентируется на выявление наиболее стабиль­ных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифферен­цирующих людей по эффективности труда. В ней дается наи­более полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпен­сируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность дости­жений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связан­ных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов. По мысли того же автора, профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динами­ки формирования молодого специалиста в процессе его про­фессионального обучения, возможность совмещения профес­сий. Автор указывает также специфику профессиограммы с целью рационализации режима труда и отдых. Здесь предла­гается делать акцент на учет времени выполнения и утоми­тельности отдельных операций, распределение микропауз и колебания работоспособности, фиксируемые на фоне фотогра­фий рабочего дня, указывать изменчивость психических фун­кций под влиянием утомления и психические функции, которые менее стойки по отношению к утомлению (21).

Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профес­сиональным психологом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.