Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По дисциплине

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

«Психология дошкольного возраста»

для студентов гуманитарно-педагогического института

заочной формы обучения, обучающихся по направлению

050400.62 Психолого-педагогическое образование

(профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»)

(4 семестр)

Преподаватель: к.псх.н., доцент О.П. Болотникова

 

Теоретические вопросы

1. Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи.

2. Принципы изучения психики ребенка.

3. Методы исследования психологии дошкольного возраста.

4. Стратегии исследования психического развития.

5. История возникновения психологии дошкольного возраста.

6. Интегральные характеристики развития.

7. Сензитивность возраста.

8. Взаимосвязь обучения и развития.

9. Критерии периодизации психического развития.

10. Понятие «возраст». Признаки возраста.

11. Особенности психического развития.

12. Динамика и структура возраста. Основной закон динамики возрастов.

13. Стадиальность психического развития.

14. Движущие силы психического развития. Факторы психического развития.

15. Периодизация психического развития Ж.Пиаже.

16. Периодизация психического развития Л.Колберга.

17. Периодизация психического развития Э.Эриксона.

18. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

19. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

20. Психологическая характеристика новорожденности.

21. Сенсорное развитие новорожденных.

22. Эмоциональное развитие новорожденных.

23. Особенности психического развития недоношенных детей.

24. Психологическая характеристика младенчества.

25. Развитие речи в младенчестве.

26. Общение младенца со взрослым.

27. Развитие движений и действий в младенчестве.

28. Ориентировка младенца в окружающем мире.

29. Кризис 1 года. Автономная речь.

30. Предметно-орудийная деятельность в раннем детстве.

31. Развитие восприятия в раннем детстве.

32. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.

33. Развитие речи в раннем детстве.

34. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками.

35. Кризис 3 лет.

36. Игра – ведущая деятельность дошкольника.

37. Развитие познавательных процессов дошкольников.

38. Развитие личности в период дошкольного детства.

39. Психологическая характеристика раннего детства.

40. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

41. Особенности сенсорного развития дошкольников.

42. Соподчинение мотивов в дошкольном возрасте.

43. Психологическая готовность к школе.

44. Социальная адаптация детей к школе.

 

Практические вопросы

1. К детскому психологу обратилась мама Кирилла (2, 5 года). Жалобы на то, что ребенок стал совершенно неуправляем. Отказывается выполнять просьбы и указания матери, обзывает ее, упрям. С другими взрослыми ведет себя более адекватно. Мальчик стремится все делать самостоятельно, мама беспокоится за ребенка и стремится ограничить самостоятельность.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

2. Маша (2 года 7 месяцев). Долгожданный ребенок в семье. Родители, бабушки и дедушки стремятся все сделать для девочки.

Последние 2 месяца у девочки наблюдаются по мнению родителей «припадки». Она бросается на пол, на землю, кричит, бьется. Родители переживают, что у ребенка развивается какое-то заболевание. Стремятся любыми средствами предотвратить истерику дочери. Испытывают чувство вины, что «не доглядели» за здоровьем Маши.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

3. Гриша (2 года 9 месяцев). Мама беспокоится о том, что мальчик очень плохо говорит, в основном все показывает жестами. На просьбы мамы произнести какое-либо слово – машет головой, отказывается.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

4. Мама Риты (2 года 10 месяцев) жалуется на то, что девочка «ужасно» дерется. Рита бьет всех членов семьи, особенно старшего брата Сашу (9 лет).

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

5. Мама Марины (4 года, 2 месяца) жалуется на то, что девочка отказывается ходить в детский сад, плачет каждое утро по дороге в сад. В саду Марина успокаивается, играет с другими детьми. Вечером Марина вполне довольна, домой «не спешит», просит маму подождать, пока она поиграет с детьми. Чтобы успокоить дочь, мама часто покупает ей игрушки, сладости.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

6. Лена (5 л., 4 мес.). Мама жалуется на то, что Лена очень плохо засыпает. Ее с трудом укладывают спать, девочка плачет, говорит, что ей страшно, просит маму лечь спать с ней. Мама не понимает чего боится девочка. Но отмечает, что проблема возникла после того, как ребенок обмочился ночью, а мама отругала Лену.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

7. Саша (2 года 11 месяцев) ругается «плохими» словами. Папа Саши поощряет брань мальчика. Мама обеспокоена этим. Не знает, что ей делать.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

8. Женя (3 года 2 месяца). У девочки очень высокий уровень развития речи. Она считает до 20, знает буквы, умеет писать некоторые слова (и даже набирать их с клавиатуры компьютера). Мама интересуется с чем связано такое быстрое развитие Жени и что делать родителям.

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

9. Юля, 2 года 6 месяцев, ясельная группа. Девочка агрессивна по отношению к сверстникам и уже покусала двоих детей. В уголке природы, воспользовавшись тем, что на нее никто не смотрит, Юля оборвала листья у комнатного растения. Когда педагоги просят или требуют, чтобы Юля что-то сделала, девочка опускает голову и долго смотрит исподлобья. После обдумывания Юля выполняет просьбу-требование, делая вид, что оказывает большое одолжение. Для рисования Юля выбирает красный цвет. В семье Юля бьет всех, кроме дедушки. Его Юля уважает и слушает.

Какие могут быть причины такого поведения? Какие могут быть направления работы?

10. Даша (2 года 7 месяцев) пришла в сад после болезни. Девочка долго капризничала в раздевалке и согласилась пойти в группу детского сада только вместе с бутылочкой, в которой плескались остатки минеральной воды. Эту бутылочку девочка получила от родителей вечером, долго с ней играла и утром захватила с собой в ДОУ. Мама попрощалась и отдала девочку вместе с бутылочкой в группу. Воспитатель отобрала у ребенка бутылочку. Девочка плакала, а настроение было надолго испорчено. Реакция закрепилась и на следующее утро Даша отказалась посещать детский сад, особенно, когда работает воспитатель, отобравшая бутылочку.

Прокомментируйте ситуацию, дайте рекомендации.

11. Гена (6 лет 8 месяцев). Мама отмечает, что в последнее время мальчик стал вести себя странно: он говорит не свои голосом, кривляется, похож на «клоуна». Мама обеспокоена тем, как ребенок пойдет в школу и будет строить отношения с учителем и другими детьми, ведь его поведение «не выносимо».

Объясните причины поведения ребенка. Дайте рекомендации.

 

12. Определите последовательность фаз кризиса 7 лет, у дошкольников, запаздывающих с переходом в школу:

a) Ребенок приходит в школу, где по­степенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.

b) Объективно и субъективно ребенок го­тов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный диском­форт, в поведении появляется негативная симптоматика, на­правленная в первую очередь на родителей.

c) Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пыта­ется модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает фор­мироваться субъективное желание стать школьником:

 

13. Определите последовательность фаз кризиса 7 лет, у первоклассников, рано пришедших в школу.

a) Ребенок вынужден параллельно осуществлять обя­зательную учебную и желаемую игровую деятельность на равных условиях. В этих условиях восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика.

b) Ребенок приходит в первый класс с несформированными предпосылками перехода от игровой деятельности к учеб­ной, получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный диском­форт. В поведении появляется негативная симптоматика, на­правленная на родителей и учителя.

c) Ребенок вполне удовлетворен игрой. В процессе одинаковой для всех детей подготовки к школе у ребенка даже может появиться субъективное стремление к школе, но объек­тивные предпосылки перехода еще не сформированы.

 

14. К психологу в детском саду обратилась мать девочки 6 лет с жалобой на необщительность дочери: избегает сверстников, пред­почитает играть одна. Мать опасается, что в школе дочь будет ис­пытывать трудности в общении со сверстниками. Запрос: как сде­лать ребенка более общительным?

Определите программу психологического обследования.

15. К психологу обратились родители мальчика 5 лет с просьбой протестировать его и выяснить его способности: мальчик уже хо­рошо читает, считает, увлекается чтением детской энциклопедии, любит компьютерные игры. Родители считают, что у него есть ма­тематические способности и хотят, чтобы он пошел в школу, а «не терял время в детском саду».

Определите программу диагностического обследования и рекомендации родителям.

16. В консультацию обратились родители девочки 7 лет с запро­сом, отдавать ли девочку в первый класс или предпочесть форму «домашнего обучения». В прошлом году (когда ей было 6 лет) психо­лог не рекомендовал отдавать ее в школу – по причине низкой мотивационной готовности и низкого уровня произвольности. Де­вочка детский сад не посещала. Родители по рекомендации психо­лога отдали девочку в детский сад. Девочка стала много болеть и практически детский сад не посещала.

Дайте рекомендации.

 

17. В консультацию обратились родители мальчика 7 лет с жа­лобой на «повышенную нервность», плаксивость, «немужское по­ведение»; мальчик предпочитает общество девочек, любит играть в куклы. Ребенок в этом году пошел в первый класс, робкий, застенчивый. Предпочитает уроки переменам, учится неплохо, но очень много времени проводит за приготовлением домашних зада­ний. Запрос: порекомендовать, как сделать его более мужествен­ным и умеющим постоять за себя?

Определите программу психологического обследования.

 

18. Мать обратилась в консультацию по требованию воспитателя. Ребенок 5 лет ведет себя агрессивно с товарищами: в песочнице может насыпать песок в глаза сверстнику, стукнуть его палкой, толкнуть. На замечания воспитателя либо обижается, отворачива­ется, либо продолжает свои действия, не обращая внимания. Вме­сте с тем может подойти к сверстнику, пожалеть его, если тот заплачет, поделиться игрушками.

Ваши предположения о возможных причинах агрессивности ре­бенка.

19. Лена, 3 года, младшая девочка в семье. В семье очень ждали мальчика. Старший брат Игорь (10 лет) постоянно напоминает Лене, что мама любит его больше, так как он мальчик. Лена любит играть в куклы и носить платья, но вдруг стала утверждать: «Я не девочка, а мальчик! Вырасту – стану дядей, папой!». Лена очень привязана к маме, но маму это тяготит. Лена раздражает маму своей «прилипчивостью». Папа практически не принимает участия в воспитании детей, занят работой. Лена пытается воздействовать на семью капризами, но они быстро пресекаются.

Отметьте факторы, неблагоприятно воздействующие на развитие детей.

Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойствен Саше? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления ребенка?

21. Определите, к какому виду (соотносящие или орудийные) относятся перечисленные действия ребенка 2 лет:

a) Ребенок накрывает коробку крышкой.

b) Ребенок рисует карандашом.

c) Ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа.

d) Ребенок многократно кладет карандаши в коробку и высыпает их.

 

Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Нина, наблюдая как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Системы вещательного телевидения




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.