Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к физической реабилитации спортсменов после тяжёлых физ.нагрузок или травм в волейболе: практические приёмы и способы восстановления






Объективно оценить степень утомления организма спортсмена можно только по ряду биохимических показателей крови, таких как содержание молочной кислоты (лактата), образуемой при гликолитичес-ком (анаэробном) распаде глюкозы в мышцах, концентрации пировиноградной кислоты (пирувата), фермента креатинфосфо-киназы, мочевины и некоторых других. Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Однако необходимо напомнить, что это деление во многом условно и только комплексное применение перечисленных методов позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки.

Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки и построения тренировочных циклов, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха. Кроме того, весьма важным является постоянный контроль и коррекция тренировочных занятий в зависимости от функционального состояния спортсмена.

К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого спортсмена, его эмоциональный уровень и степень контактности, обеспечение психологической разгрузки и полноценного отдыха, а также специальную регуляцию психического состояния - регуляцию сна, сеансы гипноза, аутотренинг, приемы мышечной релаксации.
К медико-биологическим методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов; факторы физического воздействия - различные виды мануальной терапии, использование бани, различных ванн и физиотерапевтических процедур, а также прием естественных и фармакологических препаратов, способствующих нормализации самочувствия и физической подготовленности спортсмена.
Следует отметить, что основные группы фармакологических препаратов, применяемые в спортивной медицине и фармакологии, можно условно разделить на средства тактические и стратегические, позволяющие решать те или иные задачи.

Известно, что основными средствами на 1-м этапе реабилитации являются различные виды физических упражнений, массаж, физиотерапевтические процедуры, при необходимости - медикаментозная коррекция.

Второй этап - этап спортивной реабилитации. Этот этап в основном направлен на восстановление спортивной подготовленности травмированных спортсменов.

Специальными средствами этого этапа являются физические упражнения различной направленности, по своей специфике, объему и интенсивности выходящие далеко за пределы лечебной физкультуры. Физические упражнения подбираются с учетом клинических показателей, поставленных задач и в соответствии со специализацией спортсмена. В начале этапа используются упражнения, направленные на восстановление общей работоспособности, создаются основы базовой подготовки, затем постепенно подключаются упражнения для развития основных физических качеств и средства специальной физической подготовки

Среди широкого арсенала используемых упражнений особое внимание уделяется упражнениям силового характера и на гибкость, особенно в пораженной зоне Цель этих упражнений - укрепление всей мышечной системы, с тем чтобы подготовить ее к возрастающим нагрузкам.

При первой же возможности необходимо приступить к циклическим упражнениям (ходьба, бег, плавание, гребля, бег на лыжах) как средству повышения общего уровня работоспособности организма и усиления адаптации кардиореспираторной системы организма реабилитируемого спортсмена.

В процессе спортивной реабилитации используются различные педагогические приемы, направленные на облегчение процесса восстановления специфических двигательных навыков: метод подводящих упражнений, расчлененный метод (дробные нагрузки), а затем целостный метод.

Особенно эффективно выполнение ряда упражнений в воде (в бассейне) - это беговые, прыжковые упражнения и, возможно, барьерный бег в водной среде

На этапе спортивной реабилитации весьма широко используются тренажеры и спортивные снаряды, тредбаны различных систем и т.п.

При этом специалист-реабилитолог постоянно должен помнить о перенесенной спортсменом травме, остерегаться перегружать как травмированное звено ОДА, так и весь организм, еще не адаптированный к большим нагрузкам.

И, наконец, третий этап - начальной спортивной тренировки. Его основная задача - полное восстановление спортивной работоспособности, обретение спортивной формы, возвращение к полной тренировочной и соревновательной деятельности.

Иначе говоря, процесс реабилитации спортсменов после травм на достаточно хорошем уровне поставлен лишь в лечебно-профилактических учреждениях, т.е. медиками (врачами, травматологами, специалистами по лечебной физкультуре, массажистами и др.).

Педагоги же, т.е. тренеры по видам спорта, специалисты по теории и методике спортивной тренировки в лучшем случае участвуют в этом процессе в качестве консультантов.

Подобное положение нетерпимо, необходимо обратить внимание и восполнить пробелы в педагогических аспектах процесса реабилитации, усилить его педагогическую часть.

Естествен вопрос: как наилучшим образом строить весьма многогранный процесс реабилитации травмированных спортсменов? Необходимо одновременно решать целый ряд вопросов: восстановление пораженной функции; поддержание состояния тренированности, что чрезвычайно трудно; развитие временных компенсаций; сохранение, насколько это возможно, умений и навыков, присущих избранной специализации; тренировка внутренних систем организма, что обеспечивает их хорошую функциональную приспособляемость к нагрузкам.

В ряде работ, посвященных реабилитации легкоатлетов, футболистов, волейболистов, баскетболистов, тяжелоатлетов и др., мы опробовали следующее построение процесса реабилитации на третьем этапе: весь процесс реабилитации осуществлялся в два периода: адаптационно -подготовительный и специально-подготовительный.

В адаптационно-подготовительном периоде основное внимание было уделено: 1) ликвидации остаточных явлений травматических повреждений; 2) укреплению мышечно-связочного аппарата пораженной конечности и повышению функционального состояния ОДА в целом; 3) повышению функциональных возможностей систем и органов спортсмена; 4) постепенному и последовательному вхождению в тренировочный процесс.

3.Закономерности спортивной тренировки.Реализация их в ИВС на разных этапах многолетней подготовки.

В процессе спортивной тренировки волейболистов решаются задачи стоящие перед всей системой физического воспитания.

Наряду со спортивно-педагогическими задачами в период многолетней тренировки осуществляется нравственное воспитание спортсмена. Тренировочный процесс должен оказывать благотворное влияние на здоровье молодых людей. Под тренированностью в спорте и в волейболе в частности следует понимать высокий уровень развития специальных двигательных способностей, проявляющихся в совершенном владении спортивной техникой, тактикой игры при наличии отличных показателей функционального состояния всех систем человеческого организма. Иными словами, спортивная тренировка объединяет две стороны единого процесса, одной из которых является совершенствование двигательных способностей человека, а другой - улучшение деятельности внутренних органов и систем человеческого организма. К повышению двигательных способностей принято относить совершенствование двигательных навыков необходимых для их успешного применения в тренировочном процессе - силы, быстроты, выносливости и ловкости. К повышению функциональных возможностей - улучшение деятельности внутренних органов и систем человеческого организма. В действительности в процессе тренировки обе эти стороны представляют единое целое. Следует отметить, что в начале обучения двигательным действиям процесс тренировки выражен слабо, так как при освоении новых движений их выполнение осуществляется в замедленном темпе, баз интенсивной физической нагрузки. По мере же овладения двигательными навыками наступает процесс тренинга, характеризующийся развитием физических качеств в единстве с совершенствованием спортивной техники и тактики на фоне высокоинтенсивных физических и волевых напряжений. При этом повышение тренированности происходит благодаря установлению новых, более совершенных координационных связей между отдельными системами внутренних органов и получаемой нагрузкой[7, с.25].

Мышечная деятельность спортсмена, требуя определенной затраты энергии, сопровождается расходованием ряда химических соединений. Их энергия преобразуется в механическую энергию мышечных сокращений. Как показывают исследования, восстановление ряда химических соединений возможно не только во время отдыха, но и уже в период мышечной работы. Тем не менее, наряду с этим идёт ещё более интенсивное расходование энергетических веществ, в связи, с чем их содержание в мышцах (при работе большой интенсивности) не повышается до исходного уровня. В период отдыха, когда энергетические ресурсы почти не расходуются, процессы восстановления начинают преобладать над процессами расходования, и происходит не только восстановление функций, но и сверхвостановление, превышающий исходный уровень работоспособности. Эта закономерность, получив название суперкомпенсации, лежит в основе повышения спортивной работоспособности. Иными словами, чем сильнее происходит расходование энергии, тем интенсивнее идёт восстановление и значительное - сверхвостановление. В восстановительном процессе следует различать два момента: восстановление в узком смысле и процесс уточнения восстановительного состояния. Первый процесс, то есть поднятие работособности до нормы, обычно считается восстановлением. Но, восстановившись, орган ещё не обладает высокой работоспособностью, кривая её падения при мышечной работе очень крута. Процесс упрочнения восстановительного состояния характеризуется высокой работоспособностью организма в течение продолжительного времени. Упрочнение восстановительного состояния и называют высоким уровнем тренированности, или спортивной формой. При недостаточной нагрузке подготовленным спортсменам целесообразно выполнять повторные нагрузки после полного восстановления функционального состояния организма. Спортсмены высокой квалификации добиваются хорошей спортивной формы, суммируя тренировочный эффект нескольких занятий при неполном восстановлении после отдельного занятия. Поэтому, если в начале обучения занятия планируются три раза в неделю, то период высшего спортивного мастерства спортсмены могут тренироваться, используя высокоинтенсивные нагрузки, ежедневно и даже иногда по два раза в день. Снижение длительности занятий при увеличении интенсивности нагрузок и разнонаправленность упражнений даже при такой плотности тренировочного микроцикла не вызывают отрицательных изменений в организме спортсмена, ведущих к перетренировке. Однако при построение тренировки, таким образом необходим тщательный врачебно-педагогический контроль. Показатели перетренированности могут быть объективными и субъективными. В частности, недостаточное быстрое восстановление частоты сердечных сокращений и кровяного давления после стандартных и нестандартных специальных проб, снижение скорости передвижения по площадке и высоты прыжка при контрольных измерениях прыгучести - всё это может явиться предпосылками перетренированности. Недомогание, плохой сон и аппетит, депрессивное состояние и нежелание тренироваться относится к субъективным показателям наступающего утомления. Таким образом, при правильном построение учебно-тренировочного процесса и врачебно-педагогическом контроле общее правило начинать последующее занятие на фоне восстановления и сверхвосстановления может быть представлено по новому в тренировке спортсменов высокого класса. При этом периодически допускается суммирование эффекта нескольких тренировочных занятий на фоне частичного не довосстановления.

Объём специальных технико-тактических нагрузок измеряется длительностью выполнения отдельных упражнений, а их интенсивность - моторной плотностью, которая может изменяться вследствие различной организации упражнений. Увеличение моторной плотности упражнения обеспечивается увеличением числа мячей, уменьшение количества участников, увеличением числа передач или ударов за счёт снижения траектории и увеличение частоты повторений, и т.д. Касаясь вопроса динамики объёма и интенсивности в годичном цикле, нужно иметь нагрузку вообще, а различные виды нагрузок в соответствии с разнообразными сторонами подготовки волейболиста (общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовкой, а также основными соревновательными нагрузками). Дифференцированный подход к планированию нагрузок, связанных с различными сторонами подготовки волейболиста и соревновательным процессом, в значительной степени конкретизирует вопросы волнообразного перепада нагрузок на различных этапах и периодах годичного цикла тренировки. Как известно, волнообразность нагрузок выражает две основные тенденции: повышение объёма нагрузок в подготовительном периоде и его снижение в соревновательном периоде, а так же постепенное увеличение интенсивности нагрузок к началу соревнований. Это объясняется тем, что при большом объёме тренировочных нагрузок ход приспособления изменений в различных органах и системах человеческого организма осуществляется не сразу. Иными словами, требуется довольно продолжительное время, прежде чем объём проделанной работы трансформируется в повышение спортивных результатов. С другой стороны, увеличение интенсивности нагрузок связано с почти синхронным улучшением результатов. В общем же высокий уровень тренированности зависит в равной мере от объёма и интенсивности, применяемой в разных соотношениях в годичном цикле тренировки.

В круглогодичной тренировке различают циклы, периоды, этапы и микроциклы. Большой годичный цикл включает три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Он обычно применяется тогда, когда ответственные соревнования проводятся один раз в год. В настоящее время в большинстве видов спорта имеют место сдвоенные или строенные циклы, каждый из которых состоит в миниатюре из трёх периодов. Понятие микроцикл отражает количество, содержание и направленность тренировочных занятий в течение 7 - 10 дней.

Обобщая закономерности периодизации спортивной тренировки, остановимся на вопросах её планирования применительно к волейболу. Несмотря на ряд общих положений в распределение объёма и интенсивности нагрузок по периодам и этапам подготовки, в волейболе в связи с изменением самих периодов, этапов и микроциклов изменяется направленность тренировки, а так же динамика объёма и интенсивности нагрузок. Ниже рассмотрим план подготовки для команд мастеров с учётом распределения времени по периодам, направленности тренировочного процесса, соотношение средств и видов подготовки, а также объёма и интенсивности тренировочных нагрузок.

Назначение, содержание и длительность периодов в годичном цикле будут следующими. Подготовительный период в волейболе делится на три этапа: общеподготовительный, специально-подготовительный, и предсоревновательный; их общая длительность 3 - 3, 5 месяца. Соотношение видов подготовки и их средств на этапах периода обусловлено назначением этапов. Так, на первом этапе имеет значительный объём нагрузок с общеразвивающей и оздоровительной направленности. Нагрузки по специальной и технико-тактической подготовке на данном этапе почти отсутствует (кроме упражнений, выполняемых в небольшом объёме по индивидуальным планам).

В специально-подготовительном этапе подготовительного периода игроки команд переходят к выполнению значительных по объёму нагрузок, направленных на развитие специальной и технико-тактической подготовки. При этом объём нагрузок, связанных с общей физической подготовкой, заметно снижается. Таково содержание, направленность, соотношения средств подготовки и их объём на различных этапах подготовительного периода.

Соревновательный или основой период, в значительной степени отличается от соревновательного периода лёгкоатлетов, штангистов спортсменов других видов спорта. Это отличие заключается как продолжительности периода 7 - 8 месяцев. Однако было бы неправильным представлять, что на протяжении этого срока игроки всё время соревнуются, крупные соревнования проходят 2 - 3 раза в месяц. Кроме перерывов между этими соревнованиями, существуют ещё перерывы в пределах месяца (в середине соревновательного периода и в конце между финальными периодами).

Какова же структура месячных циклов, содержание микроциклов соревновательного периода, месячных перерывов между первым и вторым кругом и накануне финальных соревнований?

В месячных циклах соревновательного периода после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок (в течение 7 - 10-дневного микроцикла) проходят как бы в миниатюре три этапа подготовительного периода: одна или две тренировки посвящаются нагрузкам с оздоровительной и общей физической направленностью, две последующие - специальной и технической подготовке и две или три заключительные тренировки межсоревновательного микроцикла посвящаются технико-тактической тренировке. В аналогичном плане, но длительнее по времени протекают месячные циклы между первым и вторым кругом перед финальными соревнованиями.

Таким образом, для соревновательного периода подготовки в спортивных играх характерны значительные перепады объёма и интенсивности различных видов нагрузки, которые имеют общую тенденцию к снижению после напряжённых соревнований. Данное обстоятельство в значительной степени позволяет длительное время сохранять спортивную форму и избегать хронического истощения (перетренированности) волейболистов.

В кратковременном (1 - 1, 5 месяца) переходном периоде речь идёт не о тренированности, а о поддержании высокого уровня функционального состояния волейболистов путём выполнения упражнений и занятий видами спорта, имеющими оздоровительную направленность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.