Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техническая подготовка. Юный волейболист должен уметь эффективно выпол­нять любые технико-тактические действия в нападении и защите при переходе в команду высшего разряда






Юный волейболист должен уметь эффективно выпол­нять любые технико-тактические действия в нападении и защите при переходе в команду высшего разряда. При хорошей универсальной подготовленности важно мас­терство в выполнении игровой функции в команде (свя­зующего или нападающего). Для этого необходима специализация технической подготовки с учетом игровой функции, индивидуализация учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования.

Связующие. Техническая подготовка связующих игроков — это в первую очередь совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками.

Специализированная подготовка проводится в форме индивидуальных упражнений, упражнений в парах (связующий — связующий; связующий — нападающий), в группах (только связующие, связующие и напада­ющие).

Поскольку игровая деятельность связующего очень сложна, важно совершенствовать точность передачи и обеспечить ее высокую надежность. Для этого упраж­нения выполняют из различных по отношению к сетке положений (у сетки, из глубины площадки), сочетая их с быстрыми перемещениями, обеспечивающими своевре­менный выход к мячу. Связующий должен научиться до последнего момента скрывать свои намерения, активно использовать отвлекающие действия. Это особенно важ­но с ростом тенденций снижения высоты передач для нападающих ударов (скоростной волейбол), усложнения тактических комбинаций.

Рекомендуем некоторые упражнения:

1. Передачи (индивидуально, в парах) из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и остановок.

2. Передачи двух мячей, которые направляют партне­ры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т.п.). В тройке (в линию) —передача двух мячей, стоя спиной к направлению передачи.

3. Один игрок стоит с мячом в зоне 4, другой — в зо­не 3. Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда вы-


ходит второй, и передачей на' удар возвращает мяч в зону 4. Первый игрок посылает мяч в зону 3, куда выходит второй, и выполняет передачу на удар в зону 4 и т. д.

То же, но связующий в зоне 3, передача в зону 3(4).

4. То же, что в упр. 3, но игроки расположены в зо­нах 4 и 3; только после передачи в зону 3 из зоны 4 игрок бежит в зону 2, а из зоны 3 передачу игрок выполняет в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивает­ся кругом.

То же выполняют в новом расположении, но уже пе­редача следует назад в зону 4 и т. д.

То же, но исходное расположение в зонах 4 и 6. Передача из зоны 4 в зону 3, из зоны 3 в зону 4; затем из зоны 4 игрок выполняет передачу в зону 6, из зо­ны 3 — в зону 2, стоя спиной.

5. Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5) — связующий. Тренер из зоны 6 с проти­воположной площадки посылает мяч через сетку одному из «нападающих», связующий выходит к сетке и выпол­няет передачу (в определенную зону и заданной высоты). Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом); связующий, после выхода и пере­дачи вернувшийся в свою зону, снова выходит и пере­дает мяч игроку, не участвовавшему в этом, и т. д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно про­ходят через все зоны.

6. Первоначальное расположение такое же, как в упр. 5. После трех передач связующий не возвращается в зону 1, а идет в зону 6, выполняет три передачи после выхода из зоны 6, уходит в зону 5, затем в зону 6 и т. д.

То же, но зону выхода связующий меняет после каждой передачи на удар.

7. Выполнение упражнений в связке «связующий — нападающий», т. е. все передачи к сетке завершают нападающим ударом. Связующий оценивает техническое качество передачи по результативности нападающего удара. В этих упражнениях связующие и нападающие «притираются» друг к другу.

Связующие должны в совершенстве владеть блоки­рованием. Этому также необходимо уделять внимание в процессе специализированной технической подготовки.

Нападающие. Техническая подготовка нападающих

игроков предполагает прежде всего совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. С разви­тием тенденции построения нападающих действий со скоростных передач и усложнения комбинаций возникает необходимость уменьшить число игроков на приеме подачи до двух: трое нападающих готовятся нападать, связующий выходит к сетке для второй передачи. Прак­тически вся тяжесть при приеме подачи ложится на нападающих, которые в этот момент находятся на задней линии (особенно при комплектовании команды с одним связующим —5 + 1) • Вот почему так важно совершенство­вать навыки приема мяча с подачи. Как показывают наблюдения, высокое качество приема подачи во многом предопределяет успех нападающих действий команды.

Специализированная подготовка нападающих склады­вается из индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающий — нападающий, нападающий — связующий), групповых (2—4 нападающих и связующий, только нападающие).

Нападающие должны мастерски овладеть основными способами нападающих ударов как сильнейшей, так и слабейшей рукой. Совершенствуют навыки нападающего удара с различных передач, из всех зон у сетки, с зад­ней линии, при противодействии блокирующих, варьируя способы удара. Нападающий должен уметь активно ис­пользовать отвлекающие действия: показ удара с поворо­том туловища влево и перевод вправо (и наоборот), из­менение направления разбега (первоначально перед свя­зующим, и выход позади него, где и выполняется удар), остановка в разбеге с последующим прыжком и выполне­нием удара, имитация удара и передача через сетку (од­ной, обеими руками), имитация удара и откидка (передача в прыжке партнеру), имитация передачи в прыжке и удар, замах одной рукой, а удар другой.

Упражнения для специализированной подготовки нападающих подбирают из упражнений в нападающих ударах, блокировании и вторых передачах, куда вклю­чают и нападающие удары. Кроме перечисленных ранее, приведем еще некоторые упражнения.

1. Индивидуально (у тренировочной стенки, у сетки) выполнение ударов с собственного подбрасывания различ­ными способами, отвлекающих действий, сочетание отвле­кающих действий и нападающих ударов.

2. В парах. Нападающие удары против одиночного


блока. Блокирующий закрывает блоком определенные направления, а нападающий, зная это, выполняет удары в свободном направлении. С передач связующего нападающие удары различными способами, в различных направлениях и с различных передач (лицом, боком, спиной к нападающему — в опорном положении и в прыжке).

3. Групповые упражнения, в которых участвуют несколько нападающих и связующих. Таким образом связующий изучает технические особенности своих кол­лег—нападающих (в различных зонах и т.п.), а они приспосабливаются к манере связующего выполнять передачу.

4. Три нападающих находятся в зонах 4, 3 и 2, в зоне 1 — связующий. Тренер с противоположной стороны площадки бросает мяч кому-либо из нападающих, а тот направляет его выходящему к сетке. Выходящий выпол­няет передачу на удар тому, от кого получен мяч. После удара игроки быстро занимают свои места, мяч направ­ляют другому нападающему и т. д. Упражнение делают непрерывно, пока все не выполнят заданное количество ударов.

5. Нападение в зонах 4, 2, 3 при наличии группового блока: блокирующие находятся на подставке, создавая различные ситуации («разрыв» в блоке, руки одного блокирующего намного ниже, чем у другого, блок сдвинут далеко от линии или на самой линии и т.д.).

Для совершенствования навыков блокирования ис­пользуют упражнения, предложенные ранее, а также те, которые рекомендованы для нападающих — в них вводят блокирование. Однако если раньше блокирующие помо­гали нападающим, то в данном случае нападающие по­могают им совершенствовать навыки блокирования.

Тактическая подготовка

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса с учетом игровой функции волейболиста в команде пред­полагает специализацию не только технической, но и так­тической подготовки (связующие и нападающие). Сле­дует подчеркнуть, что такая специализированная такти­ческая подготовка тесно связана с технической и специ­альной физической подготовкой.

Связующие. В тактическую подготовку связующих в

первую очередь входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара: вторая пере­дача после приема подачи и при доигровке, первая пере­дача после касания мяча блокирующими (партнерами связующего) или вторая передача в прыжке после имита­ции нападающего удара, если первая передача на удар была адресована связующему игроку.

Тактическое мастерство связующего совершенствуют с помощью упражнений подготовительных, подводящих, по технике и тактике индивидуально и во взаимодей­ствиях двух — шести игроков, в которых имеет место передача на удар либо непосредственно прием мяча от противника, после касания мяча блокирующими или пос­ле предшествующей первой передачи.

Широко используют и упражнения для связующих из раздела технической подготовки, но им придают такти­ческую направленность — дают специальные задания, используют сигналы, вносят в них элемент выбора дей­ствий.

Связующий должен глубоко изучить биомеханические основы технических приемов волейбола, и в первую оче­редь передачи сверху двумя руками и нападающего удара, хорошо знать своих партнеров — нападающих, их манеру игры, особенности выполнения нападающих ударов с высоких и низких передач, различных по расстоянию. Важное значение имеют знания тактики игры, тактики ведущих команд, сильнейших связующих. Приобретенные знания связующий должен оперативно использовать в упражнениях по тактике.

Необходимо научить связующего до последнего мо­мента скрывать возможное направление и характер пере­дачи мяча, отвлекающим действиям.

Упражнения выполняют только связующие, связующие и нападающие. Взаимодействия с нападающим занимают основное место в групповых упражнениях по тактике. Роль связующего в этом особенно большая при низких передачах, так как нападающий при низких и коротких передачах практически не может внести коррективы в свои действия (находится в безопорном положении).

Нападающие. Основу специализированной тактиче­ской подготовки нападающих составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Игрок должен уметь уверенно и эффективно пользовать­ся широким арсеналом нападающих ударов, их способов,


отвлекающих действий. В упражнениях нападающего со связующим игроком вырабатываются навыки точного взаимодействия, взаимопонимания.

Конкретные упражнения нетрудно подобрать из арсе­нала технической и тактической подготовки — все, что связано с нападающими ударами, блокированием, при­давая им тактическую направленность. Большое внима­ние надо уделять комбинированным упражнениям, в ко­торых связующий и нападающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих; те, в свою очередь, совер­шенствуют навыки взаимодействия при блокировании (групповом или осуществляя персональное блокирова­ние—своего рода личная защита в волейболе).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.