Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные игры.






Проводят регулярно, учиты­вая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр подбирают «чужую» команду. Контроль­ные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Задания в игре по технике. Например, подача только нижняя (верхняя), прием подачи снизу, через сетку мяч посылать в прыжке и т. п. Вести игру только в три касания. Через сетку мяч направлять в зону 1 (5), в любую точку, кроме зоны 6. Обязательное требование при проведении учебных игр — применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный мате­риал для данного года обучения.

Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть широко представлены. Задания строятся на основе программного материала для данного года обучения: это тактическое действие в нападении и за­щите — индивидуальные, групповые и командные.

Психологическая подготовка

Психологическая, или морально-волевая, подготовка является важным компонентом многолетней тренировки волейболистов. По существу, речь идет о воспитании личности спортсмена — достойного представителя совет­ского народа. Работа ведется на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и должна быть связана с воспитательной работой тех организаций, представителями которых являются спортсмены (напри­мер, общеобразовательная школа), в тесном контакте с решением различного рода задач.


Особенности игры в волейбол, как мы уже говорили, предъявляют специфические требования к определенным психическим функциям спортсменов. И это нужно учи­тывать в учебно-тренировочном процессе. Волейбол — командная игра, и она предъявляет своеобразные тре­бования к спортсменам, которые должны на площадке переживать все перипетии спортивной борьбы, идентично воспринимая конкретные игровые ситуации, и на основа­нии этого целесообразно строить свои игровые действия.

Так называемая игровая фаза (от момента подачи мяча и до выхода его из игры после ошибки какого-либо игрока) теоретически может длиться бесконечно. Отдель­ная встреча в целом также не ограничена во времени. Это создает определенные сложности для команд, кото­рые ожидают встречи, настраиваясь на игру. Длительное нахождение в спортивном зале, неопределенность от­носительно начала игры и т. п. часто приводят к тому, что некоторые игроки или команды в таких условиях не могут максимально реализовать свои возможности. Знание этих и других особенностей волейбола как вида спорта позволяет более продуманно строить процесс под­готовки, учитывая все эти детали.

На начальных этапах многолетней подготовки воспи­тательная работа содействует обучению навыкам игры (преимущественно связана с тренировкой), в дальнейшем она оказывает влияние на результаты соревновательной деятельности волейболистов.

Задачи психологической подготовки:

1. Воспитание высоких моральных качеств: патрио­тизма, интернационализма. Формирование высоких идей­ных мотивов поведения и коммунистического отношения к труду, учебе, тренировочному процессу, воспитание чувства непримиримого отношения к нарушениям ком­мунистических норм поведения.

2. Повышение уровня общей культуры, интереса к общественной жизни, активности и сознательного от­ношения спортсмена к занятиям.

3. Воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительнос­ти и смелости, инициативности и дисциплинированности. Высокий уровень развития волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной дея­тельности в напряженных игровых ситуациях.

4. Целенаправленное развитие психических функций

107применительно к требованиям волейбола. Здесь выделя­ют специфические виды восприятия (чувство мяча, чувст­во партнера, чувство площадки, чувство времени), внимание (объем, интенсивность, устойчивость, распре­деление и переключение), тактическое мышление, память, способность быстро оценивать игровую обстановку, при­нимать решения и контролировать свои действия, способ­ность управлять эмоциями, например, в процессе со­ревнований.

5. Установление и воспитание совместимости спорт­сменов в процессе деятельности в составе команды и от­дельных ее звеньев. Важность этой задачи вытекает из специфики волейбола как командного вида спорта.

6. Адаптация к условиям соревнований. Спортсмен должен научиться эффективно применять в игре и на соревнованиях все то, чему он научился в процессе тренировочных занятий. Для этого его «приучают» вначале к игровой обстановке (в группах начальной под­готовки), затем к соревновательной (в учебно-трениро­вочных группах и в дальнейшем).

7. Настройка на игру и руководство командой в игре. Правильное использование установок на игру, разборов проведенных игр, замен во время игры и т. д. во многом содействует решению задач психологической подготовки.

8. Совершенствование психологических факторов, способствующих повышению надежности соревнователь­ной деятельности волейболистов. Выявление таких факто­ров способствует стабилизации достигнутого в процессе подготовки уровня эффективности игровых действий в сложных условиях соревнования и на всем его протя­жении (все игровые дни).

Эффективность морально-волевой подготовки зависит от умелого применения широкого круга средств и мето­дов. Одни из них специфичны для моральной и волевой подготовки, другие встречаются в процессе физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки.

В качестве основных средств и методов подготовки используют средства идеологического воздействия (пе­чать, радио, телевидение, формы политического образо­вания и др.), повышение интеллектуального уровня во­лейболистов, расширение их знаний в области общест­венных наук, спортивной подготовки и т. п., воспитание традиций, личный пример тренера, побуждение к дея-


тельности, повышение личной организованности, поруче­ния, общественно полезную работу, убеждение, поощре­ние, наказание, упражнения повышенной сложности в технико-тактической и физической подготовке, прове­дение совместных занятий менее подготовленных волей­болистов с более подготовленными, контрольные игры с разными партнерами, привитие навыков саморегуляции и идеомоторной тренировки и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.