Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень технической подготовленности






Техническую подготовленность юных волейболистов оценивают по двум показателям: первый — арсенал технических приемов и способов их выполнения, вклю­ченных в программу для соответствующего возраста, и второй — результаты выполнения контрольных испыта­ний по технической подготовке.

Приемы игры в нападении и защите

11 лет: перемещения; стойки (1) —основная, низкая;

передвижение приставными шагами (2); остановка ша­гом (3); сочетание перемещения и остановки (4);

передачи — сверху двумя руками: в стену (5) на мес­те и в движении приставными шагами вправо, влево;

над собой на месте, в парах на месте и в движении (6); от­бивание мяча кулаком в прыжке у сетки (7);

подачи — нижняя прямая в пределы площадки, в пра­вую и левую половину (8);


нападающий удар — прямой удар с разбега по мячу в держателе или на резиновых амортизаторах (9);

прием мяча — сверху двумя руками: брошенного че­рез сетку (расстояние 4—6 м), от нижней прямой подачи (10); снизу двумя руками в стену многократно, от ниж­ней подачи (11);

блокирование — одиночное (задержание мячей из по­ролона ластами, надетыми на кисти рук (12).

12 лет: перемещения; сочетание способов перемеще­ний и остановок (1); перекаты, падения на месте и после перемещения (2);

передачи — сверху двумя руками: встречная переда­ча, расстояние 4—5 м (3), через сетку в заданную зону (4), стоя спиной по направлению в тройках (5), в прыж­ке вперед-вверх (6); отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки (7);

подачи—нижняя прямая в заданную зону (8); верх­няя прямая в пределы площадки (9);

нападающий удар — прямой удар по ходу (10) из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3 (девочки — с подбрасывания мяча партнером);

прием мяча — сверху двумя руками: мяча, брошенно­го через сетку с расстояния 8—10 м (11), нижней по­дачи с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (12);

снизу двумя руками с задней ли­нии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2; подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3 и 2 (13);

блокирование —одиночное (14) прямого удара по хо­ду из зон 4 и 2 (стоя на подставке, удар выполняется по подброшенному партнером мячу).

13 лет: перемещения — прыжки, падения — на месте и после перемещения (1); сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков (2);

передачи — сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий (3); стоя спиной у сетки (4); в прыжке — через сетку (5);

с последующим падением назад и перекатом на спину (6); из зоны нападения через сетку на заднюю линию (7);

подачи—нижняя в заданную зону (8); верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки (9); верхняя боковая подача мяча в держателе (10);

нападающие удары — прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и сред-

-них по расстоянию передач (11), из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки (12), слабейшей рукой из зон 2 и 4

(13) с переводом вправо с поворотом туловища вправо (14) из зоны 2 (по мячу в держателе);

прием мяча — сверху двумя руками: передача с рас­стояния 8—10 м через сетку, нижней подачи (15), с пос­ледующим падением и перекатом — от передачи, удара одной рукой стоя,

передачи в прыжке через сетку (16); снизу двумя руками: верхней прямой подачи (17), на­падающего удара (стоя на подставке), передачи в прыж­ке через сетку, от сетки (18); снизу одной рукой с по­следующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер (19);

блокирование — одиночное ударов из зон 4 и 2 в зоны 5 и 1 соответственно с высоких и низких передач, из зо­ны 3 в зону 5 (20).

14 лет: перемещения — передвижение на максималь­ной скорости и чередование способов (1), сочетание с остановками, падениями, имитацией приемов игры в на­падении и защите (2);

передачи — сверху двумя руками: стоя лицом и спи­ной (в соседних зонах) у сетки и из глубины площадки для удара (3), с последующим падением и перекатом на спину, мяч послать в заданную зону (4), в прыжке:

вперед-вверх параллельно сетке и через сетку на точность (5), вверх-назад из зоны 3 в зону 2 (6);

подачи—верхняя прямая на точность (7); верхняя боковая в пределы площадки (8);

нападающие удары — прямой по ходу: из зон 4 и 2 с высоких и средних по высоте и длинных по расстоянию передач, с 1—2 м от сетки, с передачи за голову, слабей­шей рукой (10); с переводом вправо с поворотом туло­вища вправо из зоны 2 с передачи за голову из зоны 3 (11); с переводом влево с поворотом туловища влево из зоны 3 с передачи из зоны 2 (12); нападающий удар (13) при противодействии блокирующих (блокиро­вание стоя на подставке пассивное); имитация нападаю­щего удара в разбеге и передача через сетку в прыж­ке (14);

прием мяча — сверху двумя руками, снизу двумя и одной рукой в опорном положении и с последующим падением: от подачи (15), передачи в прыжке (16), на­падающего удара с подставки (17), мяча, отраженного сеткой (18);


блокирование — одиночное прямых ударов, ударов с переводом (направление известно) в зонах 4, 2, 3 (19);

групповое блокирование ударов из зон 4 и 2 по диагона­ли с высоких и средних передач (20).

15 лет: перемещения—сочетания перемещений, прыжков, падений с техническими приемами в нападении и защите (1);

передачи — сверху двумя руками: различные по высо­те и расстоянию (сочетания) на месте и после перемеще­ний и остановки (2), с последующим падением (3), спи­ной после перемещения (4) у сетки и из глубины площадки (4—6 м), в прыжке (5) после имитации нападающего удара в зонах 2—3, 3—2 (4);

подачи — верхняя прямая подача на силу, точность (6); верхняя боковая подача в правую и левую половину площадки (7);

нападающие удары — прямой по ходу из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию передач, стоя ли­цом и спиной к нападающему: у сетки (8) и из глубины площадки (9); с расстояния 2—3 м от сетки (10); сла­бейшей рукой (11); с переводом влево с поворотом туло­вища влево из зоны 4 (12); с переводом вправо без по­ворота туловища из зон 4, 3, 2 (13); боковой из зон 4 и 3 с высокой и средней передачи (14); имитация напада­ющего удара в замахе и передача через сетку в прыж­ке (15);

прием мяча—сверху (16) и снизу (17) двумя ру­ками в опорном положении и с последующим падением (вправо, влево): от подачи, нападающего удара, обман­ной передачи; снизу одной рукой (правой, левой) в опор­ном положении и с падением влево и вправо: от обманной передачи (удара), от сетки (18), от блока при ударе противника и партнера (19); снизу одной рукой с после­дующим падением вперед и перекатом на бедра и живот (девушки), падением вперед на руки и перекатом на грудь (юноши) (20);

блокирование — одиночное прямых ударов и с перево­дом, выполняемых в двух (известных) направлениях из зон 4, 3, 2, из двух соседних зон в известном направлении из каждой зоны (21), с удаленных от сетки передач (22), бокового удара (23); групповое блокирование (вдвоем) ударов из зон 4, 3, 2 в различных направлениях, извест­ных блокирующим (24).

16 лет: перемещения — различные способы в сочета­нии с техническими приемами нападения (1) и защиты — по заданию (2);

передачи — для связующих: сверху двумя руками лицом и спиной по направлению — в пределах зоны напа­дения при различном характере «первых» передач (3), с задней линии к сетке (4), с отвлекающими действиями руками, туловищем, головой (5); сверху двумя руками с падением (6) и снизу двумя руками (7) — на точность для удара; сверху двумя руками в прыжке после имита­ции нападающего удара (8); для нападающих—требо­вания на основании материала для предыдущих возрас­тов;

подачи—верхние прямая (9) и боковая (10) в зоны 1—2, 4—5; планирующая подача в пределы площад­ки (11);

нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу с низких коротких и средних передач (12), с задней линии с передачи параллельно линии нападения и из пло­щади нападения (13), с передачи за голову в прыжке (14), с передачи сверху с последующим падением (15), снизу двумя руками ('16), удары слабейшей рукой (17); с переводом с поворотом туловища в ту же сторону в зонах 4, 3, 2 с высоких и средних передач (18); с переводом вправо и влево без поворота туловища с высоких передач в зонах 4, 3, 2 (19); боковой удар с высоких и средних передач из глубины площадки (20); нападающие удары при противодействии блокирующих (22); для связую­щих — требования на основании материала для предыду­щих возрастов; нападающий удар с первой передачи:

прямой и боковой левой рукой в зоне 2, правой — в зоне 3 и 4 (23);

прием мяча — стабильное качество приема подачи снизу двумя руками (24); прием сверху и снизу двумя руками (25), снизу одной (правой, левой) рукой—в опорном положении и с последующим падением от напа­дающих ударов, на страховке (26);

блокирование — одиночное (28) ударов из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию от сетки передач (направления и способ удара блокирующему известны);

групповое (вдвоем) ударов с высоких, средних и низких передач (29), ударов с задней линии (30).

17 лет: перемещения — сочетание различных способов перемещений с техническими приемами (1) нападения и


защиты (2) в условиях повышенной сложности (по за­данию);

передачи — для связующих: вторая передача лицом и спиной по направлению — у сетки (3) на месте и после перемещения вдоль сетки и перпендикулярно к ней, из глубины (4) площадки (на месте и после перемещения от сетки) различные по высоте и расстоянию с отвлекающи­ми действиями (5); передача в прыжке вперед (6) и на­зад (7) после имитации нападающего удара; первая пе­редача- для нападающего удара: сверху и снизу двумя руками в пределах зоны нападения и из глубины площад­ки (8); передача одной рукой сверху, стоя на месте и в прыжке (9); основное требование—стабильнее качество второй передачи; для нападающих требования строятся на основе изученного ранее материала;

подачи — многократное выполнение подач верхней прямой (10) и боковой (11) — на силу и точность, плани­рующей (12) — по заданию;

нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу с низких и длинных передач (13), с различных соче­таний передач по высоте и расстоянию (14); боковой удар слабейшей рукой (15); с переводом с поворотом (16) и без поворота (17) туловища из зон 4, 3, 2 с высо­ких и средних передач; прямой, с переводом и боковой удары с первой передачи сверху, снизу (18); удары при противодействии блокирующих (19); имитация нападаю­щего удара и передача одной рукой в прыжке на заднюю линию (20); с переводом вправо с поворотом туловища влево (21); нападающий удар после остановки во время разбега и прыжка с места (22); для связующих: удары с первой передачи; имитация удара и передача в прыжке партнеру (откидка), через сетку (24); имитация передачи мяча в прыжке и нападающий удар (25);

прием — стабильное выполнение приема подачи — верхней прямой, боковой, планирующей (26); последова­тельное выполнение приема мяча сверху и снизу двумя руками (27), снизу одной рукой в опорном положении и с падением (28) от различных приемов нападения (напа­дающие удары на силу, обманные удары и передачи);

блокирование — одиночное (29) ударов в одном на­правлении различными способами, в двух и трех направ­лениях (известных блокирующему). Групповое (вдвоем, втроем) ударов основными способами из зон 4, 3, 2 (30).

18 лет: перемещения — различные способы передви-

жения в сочетании с выполнением технических приемов нападения (1) и защиты (2) —по заданию;

передачи — для связующих: вторые передачи у сетки лицом, боком, спиной по направлению после перемеще­ния из глубины площадки (3), из глубины площадки пос­ле перемещения от сетки (4); первая передача на удар — в опорном положении (5) и с последующим падением (6);

передача в прыжке лицом к сетке после имитации напа­дающего удара (7); передачи одной рукой вперед (8) и назад (9) в прыжке; для нападающих требуется уверен­ное выполнение передачи в пределах площадки;

подачи — стабильное выполнение основного для дан­ного спортсмена способа подачи (10) при высокой точно­сти; последовательное выполнение различных подач — верхних и нижних (11);

нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу (12) и с переводом (13) с различных по высоте и расстоянию передач в опорном положении и в прыжке;

прямой и боковой слабейшей рукой (14); удары с изме­нением направления разбега (15), с отвлекающими дей­ствиями при разбеге (16); удар с переводом влево с по­воротом туловища вправо (17); удар одной рукой после замаха (имитация) другой (18); для связующих: напада­ющие удары левой рукой в зоне 2 и 3 (19), имитация удара в прыжке (20) двумя руками, одной рукой (21);

прием мяча — высокая надежность выполнения прие­ма подачи (22); уверенное выполнение приема мяча раз­личными способами в опорном положении (23) и с после­дующим падением (24) от различных нападающих уда­ров (25), на страховке блокирующих (26) и нападающих (27), обманных ударов в глублну площадки (28);

блокирование — одиночное (29) и групповое (30) ударов различными способами и с различных передач по высоте и расстоянию (блокирующим известны зона и на­правление ударов).

19—20 лет: перемещения — точные и. быстрые различ­ными способами (1), сочетание способов между собой (2) и с приемами игры в нападении и защите (3);

передачи — для связующих: вторые передачи из раз­личных положений игрока по отношению к направлению передачи при различных сочетаниях по высоте и расстоя­нию—у сетки (4) и из глубины площадки (5); первая передача на удар с различного расстояния от сетки свер­ху (6) и снизу (7) двумя руками в опорном положении и


с последующим падением (8); передачи в прыжке боком (9), лицом (10) и спиной (11) к сетке; передача одной рукой в прыжке вперед и назад после замаха на удар другой рукой (12); для нападающих требования—на­дежное выполнение высокой передачи в удобном направ­лении для удара;

подачи — отличное выполнение основных способов по­дачи для данного спортсмена (13), надежное выполнение других способов (14);

нападающие удары — для нападающих: отличное владение навыками выполнения основных способов напа­дающих ударов сильнейшей рукой (15), прямого (16) и бокового (17) удара слабейшей; для связующих требова­ния строятся на основе аналогичных требований для пре­дыдущих возрастов;

прием — стабильное выполнение приема подачи (18), защитных действий (19);

блокирование — сочетание одиночного и группового блокирования (20) при выполнении большого объема на­падающих ударов (действия нападающих известны бло­кирующим).

Контрольные нормативы по технической подготовке

Контрольные нормативы дают возможность получить количественные показатели, по которым можно судить о степени владения основными приемами игры (см. табл. 2).

Содержание нормативов:

1. Точность второй передачи. Создают условия, при ко­торых можно получить количественные результаты: уста­навливают ограничители расстояния и высоты передачи (рейки, цветные ленты, обручи, наносят линии). При пере­дачах из зоны 3 в зоны 4 и 2 расстояние передачи 3—3, 5 м, высота ограничителя 3 м, расстояние от сетки не более 1, 5 м. Если устанавливают мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30—40 см, расстояние от боковой ли­нии 1 м и от сетки 20—30 см. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5—6 м, при передачах в прыжке из зоны 2 в зону 3 — 1—2 м, в зону 4 — 4—5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитывается ко­личество передач, отвечающих требованиям испытания, а также качество исполнения передачи (передачи с нару­шением правил игры не засчитывают).

2. Точность передачи мяча через сетку (в прыжке). На противоположной площадке очерчивают зону, куда надо послать мяч: в зоне 4 размером 2 X 1 м, в зоне 1 и в зоне 6 — размером 3 X 3 м. Каждый учащийся выпол­няет 5 попыток, учитывают количественную сторону и ка­чество выполнения.

3. Передачи сверху у стены стоя и сидя (поперемен­но). Учащийся располагается на расстоянии 2, 5 м от сте­ны, на высоте 3 м на стене 'нанесена контрольная линия. Учащийся подбрасывает мяч над собой, верхней переда­чей (или снизу) посылает мяч в стену, после отскока от стены выполняет передачу над собой и садится, выполня­ет передачу, встает, выполняет передачу в стену (сверху или снизу) стоя и т. д. Игрок должен стремиться сохра­нять расстояние до стены и высоту передачи. Две переда­чи стоя и одна сидя составляют серию. Учитывают макси­мальное число серий, которое может выполнить учащий­ся. Для каждого возраста устанавливают минимальный уровень.

4. Передачи сверху у стены, стоя лицом или спиной (поочередно). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высоте 4 м на стене нанесена контроль­ная линия — надо стремиться выдержать расстояние до стены и высоту передачи. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает в стену, выполняет пере­дачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к сте­не), выполняет передачу стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене, и т. д. Передачи стоя лицом к стене, над собой и стоя спиной со­ставляют серию. Учитывают максимальное количество се­рий. Для каждого года обучения устанавливают мини­мальное число серий.

5. Точность подач. Основные требования: при качест­венном техническом выполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении — в указанный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зона 4—5 (1—2), площадь у боковых линий в зонах 5—4 (1—2) размером 6Х2 м, в зоне 6 у лицевой ли­нии размером 3 X 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 по­пыток (в группах спортивного совершенствова­ния — 10).

6. Точность нападающих ударов. Требования этих ис­пытаний: технически правильно выполняя тот или иной способ нападающего удара, учащиеся должны достато-


чно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 5—6 площадь попадания огра­ничивается лицевой, боковой линиями и линией нападе­ния, от лицевой линии до линии нападения (в зоне 6) ли­ния проводится на расстоянии 5 м от боковой. При уда­рах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м от нее: если удар выполняют из зоны 4 — в зонах 1—2, при ударах из зоны 2 — в зонах 4—5. Каждый учащийся должен вы­полнить 5 попыток.

7. Точность первой передачи (прием мяча). Испыта­ние ставит цель — определить степень владения навыка­ми приема подачи. Подачу выполняют нацеленную в зо­ну, где расположен испытуемый. Только при этом усло­вии попытки идут в зачет. При наличии специального снаряда — мячемета мяч посылают с его помощью. При­нимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1, 5 м от сетки на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за преде­лы указанной зоны или заденет сетку, попытку не засчи­тывают. Вместо ленты можно установить рейку, а можно и обод диаметром 2 м на высоте 1, 5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попы­ток, а с 15—17 лет—8. Подачи в группах начальной подготовки нижние, с 12—14 лет—верхние, с 15—17 лет — планирующие. Учитывают количество попаданий и качество выполнения.

8. Защитные действия (защита зоны). Учащийся на­ходится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке — поочередно из каждой зоны. Количество ударов для учебно-тренировочных групп — 20, для групп спортивного совершенствования — 30. Уча­щийся должен применить все изученные приемы защиты. Для каждого года обучения указано количество приемов из числа заданных попыток.

9. Блокирование. При одиночном блокировании уча­щийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар.выходит в соответствующую зону для постановки блока. Известно направление удара и высота передачи.

При групповом блокировании учащиеся располагают­ся каждый в своей зоне: при ударе из зоны 4 — в зонах 3 и 2, при ударе из зоны 2 — в зонах 3 и 4. Каждому за­нимающемуся дается 5 попыток.


Примечание. Передачи: в числителе указано, из какой зоны в какую, в знаменателе—требуемый показатель для игроков 17— 20 лет, передачи низкие. Передачи в прыжке для игроков 16—20 лет — после имитации нападающего удара. Подачи: н. п. — нижняя прямая, в. п. — верхняя прямая, в. б. — верхняя боковая, п. л. — планирующая. Нападающие удары: прямой по ходу — 16—18 лет — с низкой пере­дачи, с переводом: 13—15 лет — с поворотом туловища в сторону перевода, 16—17 лет — без поворота туловища, 18—20 лет — поворот туловища в одну сторону, перевод в другую. Блокирование: нападаю­щие удары: с 15 лет — прямые и с переводом, направление ударов известно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.