Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные компоненты волейбола






Прежде чем тренер приступит к подготовке волейболистов, он должен иметь полную ясность, в частности, по двум вопросам:

1. Из каких компонентов складывается игра и ка­кова взаимосвязь между ними?

2. Каков уровень требований по каждому отдельно взятому компоненту?

В учебниках по волейболу обычно приводят четыре составные части системы подготовки волейболиста, со­четание которых рождает мастерство спортсмена. Это физическая подготовленность, техника и тактика игры, а также морально-волевые качества спортсмена.

Какая из перечисленных частей подготовки волей­болиста имеет первостепенное значение? Если спросить об этом четырех тренеров, то можно услышать четыре различных ответа, каждый из которых в силу приводи­мых доводов будет справедлив. Это свидетельствует лишь о том, что оценить значимость каждой из этих частей в отдельности не такое уж легкое дело.

Первый тренер ставит на первое место физическую подготовку, аргументируя свое мнение следующим об­разом. Игрок, не обнаруживающий достаточных физи­ческих качеств, т. е. не обладающий хорошей спортивной подготовкой ни с общей, ни с атлетической точки зре­ния, обязательно проявит свое несовершенство в техни­ке игры. Если он, скажем, малоподвижен, то нет уве­ренности в том, что ему всегда удастся своевременно принять мяч. Отсутствие определенной сноровки, в свою очередь, отрицательно сказывается на целых ком­плексах движений, от чего страдает «чистая техника». Говоря об атлетизме, нельзя не упомянуть о выносливости.

Какой смысл в том, если команда имеет успех на первых этапах игры, а на последних теряет темп из-за усталости? Благодаря блестящей атлетической подго­товке волейбольные команды Советского Союза на про­тяжении многих лет одерживают победу над своими противниками. Успехи национальных волейбольных команд ГДР связаны в первую очередь с высоким уровнем атлетической подготовки. Подчас команды, вы­ступающие в крупных турнирах, не настолько слабы, как это свидетельствуют результаты спортивных встреч. Дело в том, что при тренировках они не уделяют долж­ного внимания физической подготовке и в период со­стязаний не выдерживают темпа борьбы.

Другой тренер считает, что наиболее существенным компонентом в волейболе является техника. Грош цена самой хитроумной тактике, если отсутствуют техниче­ские предпосылки, т. е. нет основы для ее осуществле­ния. Советский тренер по футболу Аркадьев формули­рует это положение так: «Команда никогда не играет быстрее и действенней, чем это позволяет техническое мастерство ее игроков, и никакая тактическая идея, как бы нова она ни была, не способна оживить игру команды, если для осуществления этой идеи требуется больше, чем то в состоянии сделать с мячом игроки дан­ной команды» (2). Только владение техникой дает воз­можность уделять должное внимание игровым ситуа­циям. Наконец, хорошая техника способствует эконо­мии времени и сохранению сил.

Третий тренер предпочитает в ряду прочих компо­нентов тактику, утверждая, что решающим является владение тактическим мастерством. Игроки бьют мяч не просто так и не просто куда-нибудь, а подчиняют иг­ру определенной тактической цели, как бы проста она ни была. Тактика предопределяет целесообраз­ность применения техники и тем самым ее эффектив­ность.

Четвертый тренер выскажется за преимущество мо­рально-волевых качеств, которые, если говорить лако­нично, связаны с поведением отдельного игрока и всей команды в целом. Морально-волевые качества — за­лог успеха в любом спортивном состязании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока до­стичь в составе команды и вместе с командой общей

цели, несмотря на все трудности тренировки и личные жертвы, а также предполагают добровольное его вклю­чение в творческую жизнь спортивного коллектива и безоговорочное исполнение распоряжений тренера. Вы­сокие достижения и успехи в тренировке и состязаниях долго заставят себя ждать, если между игроками нет доверия, уважения и взаимной помощи, если нет внут­реннего участия и воодушевления игрой, если писаные и неписаные законы спортивного мира хотя бы отчасти не соблюдаются, если нет гордости за команду, свой спортивный клуб и, не в последнюю очередь, за государ­ство, от имени которого и за честь которого команда сражается. Физическое, техническое и тактическое пре­восходство команды теряет смысл, если потеря очка или игры деморализует, вместо того чтобы служить сти­мулом к повышению спортивного мастерства.

Рассмотрев достоинства каждого из основных ком­понентов в нескольких аспектах, зададимся вопросом:

можно ли пренебречь хотя бы одним из них в период иг­ры? Подобный вопрос повисает, однако, в воздухе, если вспомнить, что все четыре компонента неотъемлемы в игре и составляют единое целое. Если между ними и допускают разграничение, то оно, как правило, носит абстрактно-теоретический характер и служит для того, чтобы яснее проступал контур каждого из компонентов и тем самым четче рисовалась общая структура игры.

Чтобы внести большую ясность в вопрос о тесной взаимосвязи (28) и прямой взаимозависимости основ­ных частей спортивной подготовки, взглянем на него с другой точки зрения. С одной стороны, физическое совершенство в известной степени является предпосыл­кой для развития техники и тактики. С другой сторо­ны, благодаря влиянию в ходе тренировки техники и тактики совершенствуется и атлетический компонент. Так, для отработки нападающего удара необходимы неоднократные его повторения. А эти повторения, в свою очередь, способствуют совершенствованию прыж­ка. Число прыжков увеличивается в зависимости от по­становки тактической задачи (например, если указание тренера гласит: «Больше ударов с первого паса» и т. п.).

Коснемся еще раз вопроса о преимуществах одного компонента перед другими. В свете сказанного выше морально-волевые качества спортсмена действительно

занимают особое положение. Они являются мобилизу­ющей силой, которая поистине способна «сдвинуть го­ры», но, естественно, не в состоянии восполнить недос­тающее игровое мастерство.

Среди трех остальных компонентов справедливо особо выделить технику. В конечном счете она состав­ляет «ткань» игры. С другой стороны, ее роль объяс­няется особенностями игры.

Так, например, техника подвергается строгой оцен­ке со стороны судьи. Ошибки, связанные с техникой иг­ры, ведут к потере мяча, а то и к прямому увеличению числа очков противника.

Далее следует заметить, что при тренировках физи­ческая подготовленность, техника и тактика попере­менно занимают ведущее место в зависимости от кон­кретных задач, стоящих перед командами или отдель­ным игроками при подготовке к определенным соревно­ваниям (13).

Уяснив себе положение о теснейшей взаимосвязи и, в целом, равнозначности основных компонентов игры, современный тренер обязан учитывать его при органи­зации тренировки, с тем чтобы проводить ее наиболее рационально и эффективно. В ходе спортивной подго­товки нельзя пренебречь ни одним из основных компо­нентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.