Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марианна Фидлер, Дитер Шайдерайт, Хорсх Бааке, Клаус Шрайтер






СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к советскому изданию..…………………………. 5

Предисловие.......... ………………………………………….... 9

1. Характеристика и структура современного волейбола...... 11

2. Основные компоненты волейбола.………………………..... 15

2.1. Техника игры и индивидуальная так­тика.....…....... 18

2.1.1. Подачи ……………………………………........... 22

2.1.2. Прием подачи....………………………………... 33

2.1.3. Верхняя передача.…………………………….... 37

2.1.4. Нападающие удары.…………………………..... 50

2.1.5. Блокирование ………………………………..... 59

2.1.6. Защита игровой площадки …………………….. 68

2.2. Командная тактика....………………………………….. 77

2.2.1. Сущность и значение.………………………….. —

2.2.2. Системы игры ……………………….………..... 80

2.2.3. Методы нападения и защиты …………………... 83

2.2.3.1. Комбинации в нападении …………………... —

2.2.3.2. Защитные построения …………………….... 96

2.2.4. Методические указания по веде­нию игры..... 108

2.2.5. Упражнения для обучения и

от­работки навыков коллективной так­тики............. 114

2.3. Специальная физическая подготовка……………….. 117

2.4. Воспитание волевых качеств ………………………... 129

3. Тренировка......…………………………………………...... 134

3.1. Основные задачи тренировочного про­цесса..............----

3.2. Ступени многолетней спортивной трени­ровки...... 135

3.3. Нагрузка и отдых.………………………………......... 139

3.4. Разминка.........……………………………………….. 160

3.5. Методика тренировки...……………………………... 163

3.6. Вспомогательное оборудование. ………………….. 176

3.7. Организационные формы тренировок. ……………... 182

3.8. Особенности тренировочных занятий с

детьми и подростками.....……………………………….... 185

4. Учет показателей на тренировке и соревнова­ниях.............. 192

5. Тенденции и возможности дальнейшего раз­вития

игры......……………………………………………………....... 201

Литература........…………………………………………….. 212

 

Волейбол

(перевод с немецкого)

Авторский коллектив:

Марианна Фидлер, Дитер Шайдерайт, Хорсх Бааке, Клаус Шрайтер

Под общей редакцией Марианны Фидлер

На первенстве мира 1970 г. в Болгарии волейболисты ГДР достигли триумфального успеха, впервые став чемпионами мира. Высокий уровень мастерства волейболистов из брат­ской социалистической страны связан, по мнению специали­стов, прежде всего с большим объемом тренировочной работы и скрупулезной отработкой каждого технического элемента.

В книге «Волейбола, написанной коллективом авторов под общей редакцией Марианны Фидлер. доцента Института спортивных игр при Высшей школе физической культуры ГДР, широко освещается опыт развития волейбола в ГДР.

Книга является популярным учебником, в котором све­дены воедино основные компоненты современной игры в во­лейбол — техника, тактика, тренировка.

Рассчитана на преподавателей физкультуры, тренеров в игроков различной квалификации.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К СОВЕТСКОМУ ИЗДАНИЮ

Предлагаемая вниманию советских читателей книга написана коллективом тренеров и преподавате­лей Высшей школы физической культуры ГДР. Она представляется нам весьма интересным трудом по ме­тодике обучения и тренировки волейболистов.

В последние годы на международной арене спорт­сменами ГДР были показаны высокие результаты в различных видах спорта, в том числе и по волейболу. Сборная мужская волейбольная команда ГДР в 1969 году завоевала Кубок мира, а на первенстве мира 1970 года немецким волейболистам были вру­чены золотые медали чемпионов.

Для многих специалистов и любителей волей­бола взлет волейболистов ГДР может показаться не­ожиданным, даже сенсационным. Действительно, еще 10—15 лет назад мало кто из специалистов всерьез интересовался немецким волейболом, успехи которого были более чем скромны.

Тогда еще волейбольная школа ГДР, по существу, только зарождалась. Но она, эта школа, благодаря целенаправленным усилиям немецких тренеров во­брала в себя все лучшее, что накоплено мировым волейболом, и прежде всего волейболом СССР, Чехо­словакии, Румынии и других социалистических стран. Не случайно и при подготовке этого пособия автор­ский коллектив использовал обширную литературу по волейболу не только немецких, но и советских, чехо­словацких, румынских авторов.

Волейбольные авторитеты, наблюдавшие за иг­рой немецкой команды на последнем чемпионате ми­ра в Болгарии, единодушно отметили высокий класс современного немецкого волейбола. Огромная работо­способность, скрупулезная отработка каждого техни­ческого приема или тактического элемента, психоло­гическая устойчивость, редкая сыгранность игроков — вот те основные компоненты, которые, взятые воеди­но, привели немецкий волейбол к триумфу в Болга­рии. Авторы настоящего пособия неоднократно подчеркивают

крайне важное значение взаимосвязи и в то же время равнозначности основных компонентов игры в волейбол.

Советским специалистам будет чрезвычайно ин­тересно познакомиться со взглядами тренеров ГДР, преломляемыми в практике работы с учетом нацио­нальных условий.

Книга поможет еще раз оценить некоторые пози­ции сложившейся методики подготовки волейболистов и, возможно, натолкнет тренеров на более совершен­ные пути, повышающие эффективность обучения.

Отличительным моментом в построении и содер­жании книги является то, что при описании отдель­ных технических приемов (подачи, прием подач, на­падающие удары и т. д.) разбирается сначала значе­ние того или иного приема игры и его техническое вы­полнение, а в дальнейшем раскрываются отдельно тактические вопросы.

Надо заметить, что авторами введен интересный термин «при односторонней игре», что означает много­кратное повторение одними игроками определенного технического приема при содействии с противополож­ной стороны площадки других игроков, которые этот прием не выполняют, но имеют свое задание.

В книге использованы любопытные данные ана­лиза различных соревнований, в том числе и миро­вых чемпионатов, на основании которых даются реко­мендации по применению технических приемов в игре в процентном отношении и даже способы их применения. Правда, говоря о том, что арсенал тех­нических средств складывается из многообразия раз­личных приемов и действий, авторы не останавлива­ются на этом подробно, что, однако, компенсируется обширным материалом по методике технического со­вершенствования и, в частности, разбором наиболее характерных ошибок в технике исполнения с кон­кретными указаниями по их исправлению.

Авторы подчеркивают огромное значение овла­дения техническими приемами, выработки у игроков высокого технического мастерства как фундамента дальнейшего роста спортивных результатов. Особое внимание уделяется в книге методике подготовки связующих игроков, а также описанию действий при выполнении второй передачи из глубины пло­щадки.

Эти вопросы пока еще не получили достаточно полного освещения в нашей литературе.

Очень подробно и обстоятельно раскрывается в книге специальная атлетическая подготовка. Обосно­ванно даны упражнения по развитию специальных физических качеств, специфичных для волейболистов, а также конкретные специальные упражнения, способствующие овладению техническими приемами как в нападении, так и в защите.

В разделе «Воспитание волевых навыков» пред­ставлено весьма любопытное описание форм и мето­дов волевой подготовки игроков и команды на трени­ровках и соревнованиях. Даны конкретные рекомен­дации, разработаны отдельные игровые упражнения, способствующие проявлению спортсменами волевых усилий.

Знакомясь с методикой обучения различным тех­ническим и тактическим приемам, читатель найдет много полезного для своей практической деятельно­сти. Так, в главе «Тренировка», в разделе «Овладение основами игры», есть интересное указание, что игры на малой площадке (2: 2; 3: 3 игрока) должны со­ставлять основные формы игры. И что официальные правила предусматривают для учащихся (до 12 лет) только состязание 3: 3 на площадке 4х6 м.

В книге раскрываются важные вопросы объема и интенсивности нагрузок, даны понятие предельных нагрузок, их значение и метод применения для до­стижения необходимого уровня (пика) спортивной формы. Подробно излагается методика применения тренировочных микроциклов (недельных) на разных этапах подготовки.

Пожалуй, впервые в учебном пособии показано значение и содержание разминки в тренировке и перед соревнованием (игрой) в методической после­довательности.

Одним из ценных разделов книги является глава «Учет показателей на тренировке и соревнованиях». Серьезность, с которой немецкие специалисты подхо­дят к этому вопросу, рассматривая его как часть еди­ного процесса, направленного на достижение высоких результатов, должна изменить отношение наших тре­неров к учету спортивных показателей и способство­вать поиску более эффективных и многообразных тес­тов контроля, применяемых в практике работы. Тес­ты позволяют тренеру получать конкретный объек­тивный материал по технической, тактической, физи­ческой и психологической готовности игроков и команды, что дает большие возможности для корре­ляции, уточнения дальнейших индивидуальных и командных планов подготовки.

С рядом положений, высказанных авторами, мож­но соглашаться или спорить. Читатель, знакомый с теорией и практикой советского волейбола, сумеет сам обнаружить имеющиеся противоречия. Вместе с тем мы не можем со своей стороны не остановиться на некоторых спорных положениях авторов. Так, в вопросе о том, кто должен быть организатором двой­ного блокирования, мнение авторов сводится к тому, что таким организатором должен быть крайний бло­кирующий, а не центральный. На наш взгляд, также спорным является утверждение о том, что при бло­кировании следует концентрировать внимание на мяче.

Наши специалисты считают, что главным обра­зом надо следить за действиями нападающего игро­ка, а мяч нужно видеть с помощью периферического зрения.

Трудно, например, согласиться с тем, что при приеме подач надо всегда посылать мяч туда, куда перемещается пасующий игрок. Как известно, мяч при приеме часто отскакивает в разные стороны, так что легче приучать игроков направлять мяч в опреде­ленное место — в районе зоны 3, независимо откуда выходит связующий игрок.

И, наконец, несколько слов о периодах подготовки. В тексте говорится, что подготовительный период на­чинается непосредственно после прошедшего этапа со­стязаний, с активного отдыха. В наших пособиях этот период называется переходным, а после него начинается подготовительный. Наше мнение также не совпадает с мнением немецких специалистов по во­просу о делении года на 5—б тренировочных этапов (в зависимости от соревнований) с таким же количе­ством подготовительных периодов. В нашей практике в основе периодизации используются два больших цик­ла подготовки со своими подготовительными перио­дами.

Разумеется, дискуссионный характер отдельных положений и методических установок авторов ни в коем случае не снижает ценности книги. Богатый опыт наших друзей из ГДР — специалистов по волейболу заслуживает самого пристального внимания и изу­чения,

Ю. Клещёв, заслуженный тренер СССР

ПРЕДИСЛОВИЕ

Широкие круги спортивной общественности уже давно испытывают большую потребность в учебнике по игре в волейбол. Преподаватели физкультуры, тре­неры, руководители спортивных кружков, игроки, спортсмены-студенты, а также иностранцы, проходившие в ГДР курс специальной спортивной подготовки, не имели под рукой книги по данному вопросу. Учи­тывая создавшееся положение, авторы с удовольствием откликнулись на предложение издательства «Спорт» восполнить этот пробел в специальной литературе.

При создании настоящего учебника авторы опи­рались на опыт волейболистов ГДР, мастерство кото­рых за последние годы достигло значительного уров­ня, и стремились удовлетворить запросы широкого круга специалистов и любителей волейбола. Авторы сделали все возможное, чтобы сохранить прочность незримых, но крепких связей между спортивной эли­той и начинающими игроками. Книга не только содер­жит комплекс специальных знаний, но и пробуждает спортивную инициативу, являясь руководством к дей­ствию. Этому в значительной мере способствовало тесное сотрудничество преподавательских кадров от­деления волейбола Высшей школы физической куль­туры ГДР с федерацией волейбола ГДР.

Основная часть книги посвящена вопросам тех­ники, тактики и тренировки. Особое внимание уделе­но также оценке результатов в период тренировок и состязаний.

Авторы не коснулись или почти не коснулись ряда важных проблем, например проблем из области психологии, вследствие ограниченного объема книги.

Чтобы не повторяться при изложении отдельных компонентов игры, авторы пользовались системой ссылок; определенные ключевые положения, рас­сматриваемые в последующих главах под другим углом зрения, повторяются в полной формулировке в целях лучшего усвоения.

Авторы заранее благодарят за критические заме­чания, а также дополнения и учтут их при повторном издании.

Марианна Фидлер






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.