Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беспокойный ребенок






 

Приводимое ниже описание гипервозбудимого ребенка поможет составить о нем определенное представление.

Как только маленький Алек начал ходить, спокойно сидеть стало невозможно: на своих небольших ножках он беспрерывно сновал взад-вперед. Тогда, как и теперь, не было ни минуты покоя, ни малейшего отдыха. Алек беспрестанно в движении: здесь он возьмет что-нибудь, там до чего-нибудь дотронется, столкнет что-то со стола или сорвет гардины. Важные письма со стола он порвал и в мгновение ока бросил в огонь. При малейшем разочаровании Алек кидается на пол, стучит ногами и кричит. Без явной причины он бьет себя по голове, громко плачет и кусает себя за запястья. Даже если его внимание прикованно к чему-либо, ребенок обеими руками бесцельно, сильно и судорожно машет перед своим лицом. Если за ним постоянно не следить или даже не запереть его, он способен выбежать на улицу и куда-нибудь исчезнуть. Без какой бы то ни было причины Алек может отчаянно плакать по нескольку часов днем или ночью. Иногда, сидя, он раскачивается взад-вперед или то в одну сторону, то в другую сторону, но когда он сидит? Он мчится прочь от стола, отказывается есть и бросает полную тарелку на пол так, что она разбивается. Иногда Алек стягивает скатерть со стола вниз вместе со всем,, что на ней стоит. Кажется, он не способен говорить правды, наотрез отрицает свои проступки. Часто ребенок преднамеренно рассказывает лживые истории. Он не признает ничьей собственность, беря все что ему хочется кому бы это ни принадлежало - игрушки других детей или личные вещи своих родителей.

Такой короткий и весьма наглядный рассказ дает представление об очень тяжелых нарушениях развития ребенка, и, все же, иная мать в этом ребенке способна узнать своего совершенно нормального, любимого и веселого двухлетнего малыша.

Все сказанное мы должны принять к сведению, если хотим понять описанное выше состояние ребенка. К сожалению, нередко такое понимание отсутствует. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем разбирать симптомы и причины гиперкинетического синдрома.

В своем патологическом проявлении эти симптомы, вероятно, относятся к самым утомительным и мучительным из всех, которые могут возникнуть в период развития ребенка. Часто они вызываются воспалительным процессом в головном мозге - энцефалитом, перенесенным ребенком в первые годы жизни. Здесь вследствие раннего патологического воздействия на мозг симптоматика совершенно иная, чем при церебральном параличе или в тех случаях, когда ребенок становится совсем " тихим", неподвижным. Последние патологические проявления являются типичными для асфиксии (аноксемии), при которой наблюдается недостаточное обеспечение кислородом очень чувствительного и быстро растущего мозга у плода в период, начиная с третьего месяца внутриутробного развития, или у грудного ребенка, чаще всего - вследствие нарушения кровоснабжения. С точки зрения патологии энцефалит представляет собой противоположное состояние. Здесь речь идет о воспалительном процессе, при котором кровь (как и при любом воспалении) поступает к мозгу с большой скоростью и проходит через него со всей метаболической силой и теплотой. Возможно, причины возникновения обоих заболеваний становятся наиболее понятными, если рассматривать их с чувством сопереживания, при всей противоположности последующих симптомов, являющихся наиболее существенными для развития.

Развитие речи у ребенка с гипервозбудимостью может протекать либо нормально, либо с различными нарушениями. Некоторые дети говорят особенно громко, безудержно, другие - ограниченно или не говорят вообще. Грубые движения тела совершаются в большинстве случаев нормально, но при более тонких движениях часто обнаруживаются соответствующие нарушения, являющиеся следствием " минимальных повреждений мозга".

Приступы судорог или эпилептоидные припадки как признаки повреждений мозга у таких детей не являются чем-то необычным. Далее, у детей, страдающих более тяжелой формой гипервозбудимости, или заторможенности, можно наблюдать раскачивающиеся движения: сидя или стоя, ребенок раскачивается назад, вперед или в стороны. Иногда при этом он падает на колени или локти и стучит лбом по полу и матрацу. Еще один своеобразный симптом, который можно часто наблюдать, - чрезмерное дыхание. В определенных фазах - нередко довольно продолжительное время - такие дети делают частые и чрезмерно сильные вдохи. Кажется, что днем весь процесс дыхания протекает избыточно активно. Нередко ритм сна оказывается тяжело нарушенным: одни дети не могут вечером заснуть, другие просыпаются посреди ночи от кошмаров, что еще более осложняет ситуацию в семье. У маленьких детей могут встречаться серьезные трудности, связанные с приемом пищи, сопровождающиеся необычными манерами и претензиями; подобные капризы за столом сохраняются у таких детей вплоть до юношеского возраста. У этих детей может отмечаться чрезмерная мастурбация и иные формы сенсорного возбуждения, которые могут вызывать навязчивые состояния.

Иногда такие дети берут небольшие предметы - кусочек ленты или палку - и размахивает ими перед глазами или же дерутся этими предметами. Часто они делают стереотипные движения пальцами перед лицом, чтобы получить особенные световые эффекты. Они любят играть с водой, плещутся или набирают воду в рот, причем кажется, что попытка плюнуть или сделать нечто подобное имеет для них какое-то особое значение. У некоторых детей бывают такие периоды, когда потребность в особенных вкусовых ощущениях превращается в манию, например, потребность в сахаре и сладостях или в уксусе и исключительно пикантных пряностях. Они встают посреди ночи, чтобы удовлетворить свою потребность.

Теперь мы хотели бы вкратце остановиться на основных симптомах гипервозбудимости, чтобы интерпретировать ее с точки зрения развития ребенка. Источником почти всех случаев гипервозбудимости является энцефалит. Он может быть следствием таких детских заболеваний, как корь, ветрянка, свинка, краснуха, коклюш, либо может возникать в результате вирусной инфекции. К несчастью, бывают случаи энцефалита вследствие реакции на прививку, такие случаи нечасты, но обычно имеют тяжелые последствия.

Одной из важнейших особенностей, касающейся этиологии энцефалита, является то, что энцефалит вызывает совершенно различные последствия в зависимости от возраста, в котором человек перенес данное заболевание. Если энцефалитом заболевает грудной младенец или ребенок дошкольного возраста, то отмечается типичный синдром двигательной расторможенности, гипервозбудимости, неспокойного, чрезвычайно активного ребенка, которого невозможно контролировать. Картина болезни иногда осложняется судорожным состоянием, которое может привести к значительной задержке развития. Обыкновенно интеллектуальному уровню также наносится определенный ущерб.

Если энцефалитом ребенок заболевает в школьном возрасте, особенно в промежутке между пятью и девятью годами, то картина болезни характеризуется нарушениями преимущественно нравственного характера. По-видимому, интеллектуальные способности к восприятию и общее развитие ребенка едва лишь задеты в отличие от тяжелого нарушения способностей нравственного порядка.

Если энцефалитом заболевает взрослый, то в большинстве случаев последствия болезни по сравнению с перенесенной в детстве будут противоположными. Движения у таких больных постепенно и все с большей степени замедляются, возникает картина болезни Паркинсона, для которой характерны невыразительные черты похожего на маску лица, все более замедляющаяся, спотыкающаяся походка, дрожание рук, общая вялость и отсутствие побуждения к движению.

На гипервозбудимых детей школьного возраста (сегодня, вероятно, реже чем раньше) часто жалуются из-за их особенно злостного и негативного поведения; эти дети настолько ловко и умело все разрушают, что в их действиях видится преднамеренность. Они всегда делают то, что больше всего вредит другим людям, разрушают незаменимые вещи или разбивают то, что имеет определенную ценность для конкретного человека, либо материальную ценность вообще. Ложь, обман и притворство, характерные для этих детей, описываются как особенно преднамеренные и сознательные. И хотя интеллектуальным способностям детей гипервозбудимость не всегда наносит какой-либо значительный ущерб, все же постепенно у них развиваются соответствующие нарушения. Поэтому их антисоциальное поведение нельзя интерпретировать как преднамеренное и рассчитанное; для этого у детей нет необходимых интеллектуальных способностей. Несмотря на это, с такими детьми связан ряд проблем, в которых легко можно увидеть криминальную направленность или преступление, причем ситуация может серьезно осложняться, в первую очередь у подростков.

Уровень недостаточности интеллекта может не совпадать с уровнем чрезмерной активности и нарушений нравственного характера. Кажется, что у некоторых детей интеллектуальные способности сравнительно нормальны, в то время как их нравственное развитие еще не вышло из фазы инфантильности. Эти ребята, став подростками, все еще находятся под воздействием импульсов, порывов и желаний, свойственных лишь детям раннего возраста. У иных развитие интеллекта нарушено настолько тяжело, что они не могут говорить, а кроме того, у них обнаруживаются и другие тяжелые нарушения. Между этими крайними формами отмечаются всевозможные промежуточные; мы не смогли установить специфики определенных функций интеллекта или их нарушений при симптоматике гипервозбудимости.

Хотя поведение таких детей может быть агрессивным и трудно переносимым окружающими, некоторым из них все же удается установить прямой и сердечный контакт со взрослыми и другими детьми.

Но у иных детей вследствие недостаточной контактности и недостаточных связей с другими людьми может развиться аутический тип поведения. Здесь тоже возможны различные промежуточные формы, располагающиеся между двумя крайностями.

Аутическое поведение может приобрести такую форму, что начнет преобладать в картине болезни в целом; тогда у ребенка действительно можно диагностировать аутизм. Как в отношении функций интеллекта, так и по поводу описанного выше случая следует заметить, что нарушения коммуникабельности не являются специфическими при гипервозбудимости. Поэтому в дальнейшем на этой теме мы останавливаться не будем.

Разобрав причины возникновения, а также медицинские и психологические аспекты гипервозбудимостн, обратимся вновь к рассказу матери, из которого видно, что своего страдающего гипервозбудимостью (даже в преувеличенной форме) двухлетнего малыша она считает нормальным и здоровым. Отсюда можно сделать вывод о том, что поведение детей в возрасте от двух до пяти лет, имеющих гипервозбудимость, напоминает поведение нормально развивающегося ребенка. Именно в этом возрасте дети проходят ту фазу развития, когда импульсы в большинстве своем очень интенсивны, действия необыкновенно преувеличены и выполняются с затратой большого количества энергии и всяческой чрезмерностью, а внутренней уверенности и рефлексии еще недостаточно. В этот период социальная мотивация поведения детей еще не развилась до такой степени, как это будет позже, когда они пойдут в школу. Хотя в первые годы жизни инстинкт подражания у детей весьма заметен, все же еще нет потребности в адаптации: к этому они придут позже.

В возрасте от двух до пяти лет нормальный ребенок проходит через необычайно разнородное смешение раздражений и впечатлений, буквально низвергающихся на него. У ребенка пока нет большого опыта, он не создал еще свою собственную систему, с помощью которой мог бы справиться с возрастающим многообразием раздражений и впечатлений, действию которых он постоянно подвергается. Ребенок еще только учится постепенно создавать из всего этого осмысленную всеохватывающую картину единого целого, причем его фантазия и переживание реальности находятся в том драматическом взаимодействии, которое взрослые люди, как правило, уже не в состоянии переживать так глубоко, как свои собственные чувства. Точнее говоря, ребенок приходит к свойственному только ему одному переживанию себя самого, своего " Я", в то время, когда его представления и понятия еще недостаточно сформировались для того, чтобы он мог справиться с так называемым " реальным миром".

Если попытаться прочувствовать бытие маленького ребенка этого периода, то оно может напомнить дионисиев экстаз, который тысячелетия назад испытывали люди, когда их душа начинала постигать свою самость. В менее выраженной форме, вероятно, это можно пережить под влиянием наркотиков или алкогольного опьянения.

Некоторые формы поведения детей, страдающих гиперкинезом, напоминают подобные состояния. Разумеется, это сравнение не совсем точно. Оно сходно с состоянием алкогольного опьянения в том, что чувство собственного достоинства, проявляющееся в гипертрофированной форме, выступает на первый план.

Если на гипервозбудимого ребенка, перенесшего энцефалит, взглянуть с этой точки зрения, то мир его опыта предстанет в новом свете: больной ребенок будет восприниматься вами уже не таким злым и коварным; вы поймете, что недостаток контроля и сдержанности вызывается у него скорее крайне сильной симпатией и самоуверенностью, чем чувством злобы и антипатии к вам.

Неспокойного ребенка, вообще человека, мы сможем понять лучше, если представим себе, что в его душе или эмоциональной конституции действуют две могучие силы, одна из которых - симпатия и любовь. Она побуждает нас к открытости, доброжелательности и активности, но она же вызывает и агрессию. Симпатия - основа всех человеческих чувств - равным образом заключает в себе ненависть и любовь.

Противоположностью симпатии является другая сила - антипатия. Благодаря ей мы что-то отвергаем, каких-то вещей остерегаемся; она делает нас замкнутыми, побуждает отказываться от чего-либо; она скорее отстраняет нас от наших ощущений. Она дает нам возможность различать, познавать вещи и в конце концов формировать определенные суждения. Антипатия способствует развитию мира наших понятий и разума, а не мира чувств и замыслов.

Точка равновесия этих жизненных сил (симпатии и антипатии) заметно меняется на различных формах поведения ребенка, одна из которых обозначается как экстравертивная, а другая - как интровертивная. Равновесие между ними и определяет наше поведение.

Вероятно, ребенок, страдающий гипервозбудимостью, находится под воздействием ее специфических проявлений. Кажется, словно сила симпатии затопляет силу антипатии. Это состояние напоминает по своим проявлениям описанный выше энцефалит как процесс, при котором мозг - орган восприятия - затопляется кровью, являющейся носителем сил, связанных с обменом веществ.

Сила, освобождающая взрослого человека от эмоций и позволяющая формировать понятия и суждения, у детей, страдающих гипервозбудимостью, значительно слабее в сравнении с целенаправленностью действий и проявлением симпатии. Поэтому в процессе терапии сближение с такими детьми должно происходить двумя путями. Прежде всего, следует укреплять в ребенке силы симпатии и агрессии, которые ранее проявлялись в нем редко и были неуравновешенными. До тех пор, пока эти силы воспринимаются как негативные, продвигаться дальше нельзя. Постоянные отказы и запреты расстраивают не только самого ребенка; те, кто с ним общается, тоже раздражаются и приходят в отчаяние. Как только силы, вызывающие разрушительное и агрессивное поведение детей, будут признаны силами симпатии человеческого тепла, можно начинать поиск позитивного пути воплощения энергии, переполняющей ребенка и не контролируемой им. Постепенно вы поймете, что единственным аргументом при общении с такими детьми может быть только любовь. Разумные причины, правдивые аргументы или эстетические ценности недоступны для беспокойного ребенка.

Сказанное касается и здорового ребенка дошкольного возраста: добиться чего-либо можно только добротой и симпатией. Ребенок будет делать все, если он почувствует вашу любовь, даже если до сих пор ему полностью были недоступны такие понятия, как правота, неправота, правда.

Каждой матери известно, что нормальную, естественную неугомонность и повышенную активность дошкольника можно остановить, попросив его что-либо подать или принести. Мать знает, что одна из самых больших радостей для малыша - возможность принести вещи, которые нужны для того или иного дела.

Тем же принципом нужно руководствоваться, ухаживая за ребенком, страдающим гипервозбудимостью. Мы должны искать все возможности, чтобы использовать его двигательную энергию и физическую силу на помощь людям. Именно так ребенок сможет выразить переполняющую его участливость и симпатию.

Если беспокойный ребенок будет использовать свою энергию для защиты и охраны других, за ним следует признать право защищать и охранять свой собственный мир и свое достояние там, где это необходимо. От ребенка нельзя ждать резкого перехода от одной крайности к другой, если вы хотите добиться равновесия. Что бы вы ни делали, во всем должен проявляться ваш профессионализм и все ваши поступки должны быть понятны ребенку.

Чтобы серьезно помочь ребенку, необходимо, кроме всего прочего, укрепить его еще слишком незначительные силы для восприятия дистанции и сдержанности, истоки которых лежат в сфере антипатии. Поэтому ни в коем случае нельзя подвергать ребенка воздействию очень многих и быстро сменяющих друг друга раздражителей.

Детям с другими нарушениями даже могут понадобиться постоянные стимулы и переживания, но для беспокойного ребенка, страдающего гипервозбудимостью, активность такого рода опасна. В связи с этим посещение такими детьми обычной школы становится проблематичным, но еще больше осложнений возникает с посещением специальных школ: в большинстве случаев современная педагогика оцирается как фаз на интенсивное стимулирование, при котором нередко используются визуальные и механические средства обучения. Сколь бы ни был целесообразен такой вид обучения, на ребенка, страдающего гипервозбудимостью, он оказывает разрушительное действие. Ему необходимо спокойное окружение, защищенное от всех чрезмерных внешних раздражителей. В идеальном случае такой ребенок должен сталкиваться лишь с симпатиями и стимулами, которые обладают четко обозначенным смыслом и критериями и строго охраняют окружающий его мир. Это значит, что ребенок не должен бросаться от одного дела к другому, от одного переживания к другому или заниматься всем подряд. Каждый день должен отличаться несколькими хорошо продуманными событиями, в основе которых - сотрудничество с ребенком. Если терпение ребенка слишком быстро иссякает, следует ограничивать время его участия в каком-либо деле.

Прием пищи в семье - та типичная ситуация, которой, как правило, присуща определенная внешняя, традиционная форма. Ребенку необходимо привыкать к обычаям и традициям своей семьи. Чем выразительнее и определеннее поведение присутствующих за столом, тем лучше. Вначале очень маленький, и даже здоровый ребенок, а тем более страдающий гипервозбудимостью, не сможет участвовать в традиционной " церемонии" и вести себя за столом соответствующим образом. Если поведение ребенка станет непереносимым, его необходимо вывести из комнаты, но не в качестве наказания, а для того, чтобы он закончил еду вместе с матерью или каким-либо другим родственником. Если вам покажется, что ребенок хочет вернуться к столу и при этом сможет вести себя лучше, необходимо разрешить ему это сделать.

Итак, очень важно рассматривать удаление ребенка от общего стола не как наказание, а просто как последовательную попытку помочь ему приспособиться к формам общения, принятым в группе; в которой он живет. Поскольку ребенок вследствие переполняющей его симпатии с большой охотой остался бы в обществе других, он сам с удовольствием вернется к столу. Если к тому же не случится никаких неприятностей и взрослые признают за ним право на собственный, пусть замедленный темп привыкания, то ребенок постепенно сможет приспособиться к тем требованиям, которые предъявляются друг к другу за семейной трапезой.

При оказании помощи беспокойному ребенку родителям и всем членам семьи необходимо соблюдать одну высшую заповедь - всеми действиями подтверждать любовь к нему. Ребенка должна окружать родительская забота и в тех случаях, если однажды покажется, что нецелесообразно вводить его в общество, поскольку он вновь не сумеет адаптироваться в процессе общения. Маленький ребенок почувствует существенную разницу в том, будет ли он удален из комнаты с целью наказания или выйдет вместе с матерью, чтобы просто закончить свою еду в ее присутствии либо на ее коленях, но только в другой комнате. Не надо бояться, что теперь ребенок начнет постоянно просить мать покормить его отдельно от всех; он всегда и с охотой будет стремиться возвратиться в группу. Если возникнет опасение, что ребенок слишком сильно начинает привязываться к матери, то к малышу может присоединиться кто-либо из членов семьи. В конце концов, ребенок должен быть готов один покинуть комнату, пока ему не разрешат вернуться вновь.

У страдающего гипервозбудимостью ребенка силу, от которой зависит развитие интеллекта, способность к суждению и формированию понятий можно укреплять с помощью простых терапевтических упражнений: он должен научиться распознавать в зеркально отраженных формах их первоначальный вид. Например, малышу предлагают идти вперед, топая ногами, и если это возможно, считая свои шаги. В определенный момент его просят остановиться и сделать в обратном направлении столько же шагов, сколько он уже прошел.

Подобные упражнения имеют множество вариантов, направленных на прекращение движения вперед и осуществление движения назад.

На том же принципе основаны так называемые " зеркальные" упражнения, во время которых ребенок обегает полукруг сначала в одном направлении, а затем - в противоположном. Ребенку можно помочь, если на полу нарисовать мелом нужные формы, в результате чего постепенно " зеркальные" упражнения он будет воспринимать еще и визуально.

Когда ребенок станет старше, круг таких упражнений можно расширить, используя доску и мел в качестве вспомогательных средств. Зеркальное отображение оказывает особенно сильное воздействие на формирование антипатии как силы, которая проясняет сенсорное восприятие, пробуждает способность к различению и формирует способность к дифференцированию.. Принцип зеркальности в конечном счете можно использовать в языковых упражнениях, предлагая ребенку произносить слова и небольшие фразы сначала так, как это принято, а затем - в обратной последовательности.

Существуют самые разные варианты таких лечебно-педагогических упражнений; при умеренном использовании они могут принести большую пользу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.