Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности - хорошие И. Разные






 

Есть обстоятельства, которые мы не в силах изменить. Надо признать, что если у ребенка в период самого активного познания мира (примерно от года до четырех лет) не было условий для развития, а постоянный сильный уровень стресса тормозил познавательную активность, многие возможно­сти будут утрачены для него навсегда. Подобно тому, как стать музыкан­том-виртуозом или балериной можно, только если начать заниматься не позже определенного возраста, так и любознательность, легкость схваты­вания нового как устойчивые качества ума должны формироваться в раннем детстве, в благоприятный для этого период. Если в силу обстоятельств это оказалось невозможным, очень часто потребность в познании и способность к усвоению нового остается сниженной на всю жизнь. Таких людей вокруг нас немало, они любят, дружат, растят детей, радуются и приносят пользу другим. Есть много видов деятельности, которые не предусматривают по­стоянного освоения знаний и переучивания, а наоборот, приветствуют по­стоянство и следование традициям. Во многом таково и обучение в нашей школе, особенно в младших классах. Делай, как показали, и будешь молодец. Но годы идут, и палочки сменяются формулами, а задание «спиши» усту­пает место сочинению на тему «Образ лишнего человека в русской литера­туре». И тут ранее вполне успешные ученики вдруг обнаруживают, что просто «не тянут», не могут, не справляются. Какое-то время они выезжают на репутации «примерных» и на старательности. Потом их силы истощаются, и наступает крах. А если изначально и особой старательности не наблюда­лось? Или были нарушены способности, необходимые для успешности в младшей школе, для того, чтобы просто аккуратно списать?

Существует упрощенное представление, что все дети делятся на «ода­ренных», «нормальных» и «с ограниченными способностями». И будто бы можно путем наблюдений или специальных методик отделить одних от других, рассадить по разным классам и школам, и тогда с ними будет удоб­нее работать, а каждый ребенок получит учебную программу по силам. Кабы все было так просто…

У каждого из нас - своя уникальная карта способностей, которая, как мо­заика, сложена из множества связанных друг с другом элементов. Кто-то легко запоминает стихи, но плохо цифры. Кто-то хорошо ориентируется на местности, но совсем не воспринимает музыку. Кто-то долго может быть внимательным и собранным, но не способен принимать решения, если усло­вия задачи все время меняются (а в жизни так происходит сплошь и рядом, взять хотя бы вождение автомобиля). Кто-то прекрасно решает алгебраи­ческие задачи, но не в силах справиться со стереометрией. Кто-то пишет очень грамотно, но не может свободно излагать свои мысли на бумаге. Кто-то имеет ужасный почерк, но прекрасно владеет компьютером. А кто-то на­оборот. Вариантов тут - миллион!

Мозг человека - очень сложная и восприимчивая структура. До сих пор не очень понятно, почему одни его участки у данного человека работают лучше, другие - хуже. Возможных факторов воздействия очень много: от генов и экологии до обстоятельств появления на свет и психологического состояния мамы во время беременности. Известно, что в мозгу каждого че­ловека есть так или иначе возникшие зоны с нарушенной проходимостью, или ММД - микромозговые дисфункции. Такая дисфункция может затраги­вать даже не в целом способность к чему-либо, например, к абстрактному мышлению, или к запоминанию, а некий аспект способности. Кто-то плохо запоминает лица, а кто-то - имена и фамилии. Встречаются люди, которые очень точно слышат фальшь в музыке, но сами не способны спеть правильно даже «В лесу родилась елочка». Я, например, в школе очень любила геоме­трию, вроде у меня были к ней способности, но при этом до сих пор иногда путаю «право» и «лево», а уж сколько раз выкраивала не на ту сторону ру­кава и воротники одежды или выходила не в тот выход метро ~ не сосчитать. И опять-таки трудно бывает различить: почему этот ребенок не способен разгадывать загадки? Потому что у него на уровне мозга повреждена фун­кция метафорического мышления? Или потому, что четыре года назад над ним зло посмеялась воспитательница в детском саду за глупый, по ее мне­нию, ответ? А почему этот десятилетний мальчик не способен сам дойти от дома до школы, которая находится в соседнем квартале? У него проблемы с топографией, или это следствие того, что родители его никогда в жизни ни­куда одного не отпускали?

Неспособность к чему-то одному часто соседствует со способностями к другому, а порой - и с незаурядной одаренностью. Ставший хрестоматий­ным пример - Пушкин с его неспособностью к математике. Самую большую гору забытых в раздевалке вещей мне довелось видеть в школе для одаренных детей. Врач в этой школе отличался хорошей спортивной формой. Одаренные, они, знаете ли... То мимо стула сядут, то в закрытую сте­клянную дверь войдут, то реактив на себя выльют. Приходится быстро по лестницам бегать...

Причудливый узор, который образуют способности каждого из нас, чем-то похож на компьютерную карту транспортных коммуникаций большого города. Гдe-то движение нормальное, поток машин идет быстро, где-то воз­никла пробка и движение затруднено, а местами вообще дорога перекрыта, и там - только в объезд. Что-то в этой карте обусловлено стечением обстоя­тельств (авария или ремонт дороги), а что-то - досталось по наследству, на­пример, как Москве ее радиальная структура дорог, которая сейчас очень неудобна, а уже ничего не изменишь. Наверное, наступит такое время, когда для каждого ребенка специалисты будут определять его индивидуальную карту способностей и на ее основе выдавать рекомендации: на что опираться, что можно развить, а что и развивать бесполезно и надо учить ребенка ре­шать задачи другими способами, «в объезд». Если можно научить слепо-глухого ребенка читать и говорить, неужели же нельзя найти способы обучения грамотности или математике детей, у которых в этом месте «дорогу раз­мыло»? Для того чтобы все это стало возможным, предстоит проделать боль­шую работу и по изучению человеческого мышления и процесса обучения, и по перестройке школьной системы. А что нам делать сейчас?

Учить ребенка (и учиться самим) относиться к его конкретному набору способностей по-хозяйски. В самом деле: мы даем задание «выучить сти­хотворение», проверяем и оцениваем результат, но мы не помогаем ребенку научиться учить стихи. Мы требуем: «Будь внимательнее!», но не подска­зываем, как это сделать, если внимание так и упрыгивает куда-то, не успе­ешь оглянуться - и уже мечтаешь о чем-то постороннем?

Без способности анализировать, сопоставлять, классифицировать во­обще никакая учеба невозможна. Но на уроке предполагается, что у уче­ников все это уже есть. Конечно, ее развивали на занятиях по подготовке к школе (разложи морковки к зайчикам, а яблоки к ежикам - на таком при­мерно уровне). А потом на ребенка сразу обрушивается: гласные и сог­ласные, четные и нечетные, части речи, сумма и разность, и еще много всего. Всем этим нужно оперировать быстро, точно, да еще и в процессе другой деятельности (например, в ходе диктанта решить, писать ли слово с большой буквы, то есть многоступенчатый алгоритм надо применить).

Если у кого-то эта способность «западает» - не избежать больших проблем.

Очень важно научить ребенка не причитать горестно: «Аж, у меня такая плохая память», а попытаться ответить на вопрос: какая именно у меня па­мять? Как мне легче запоминать? Какой материал вызывает особые затруд­нения? Что мешает и что помогает запоминать? Собственно, должна включаться та же логика, которую мы подробно разбирали, говоря о трудном поведении: не вешать ярлыки, а подробно и конкретно описывать ситуацию и пробовать разные способы решения проблемы. Цель этой работы - найти собственные эффективные технологии запоминания: на слух, на вид, через образ, через сравнение, через действие, через сопоставление.

Вот только некоторые примеры мнемонических техник:

• записывать сложное слово или историческую дату разноцветными ка­рандашами (каждую букву - другим цветом),

• декламировать трудное правило как стихи, для соблюдения размера до­бавив междометий (получается еще и весело),

• петь, как песню, и при этом маршировать,

• сочинить сказку, где бы обыгрывалось правило или повторялись трудные слова,

• изобразить слово необычным способом (из конфет, изюма, спичек, шнур­ков от ботинок, самих ребят и т.д.),

• нарисовать стихотворение, показать его пантомимой,

• разыграть сценку на основе правила или стихотворения, можно с по­мощью игрушек или рисунков, спрашивая каждого персонажа о его мыслях и чувствах (пусть мягкий знак расскажет, почему он согласен стоять на конце после шипящих у слов женского рода, а про существительные мужского рода и слышать не хочет).

Можно время от времени посвящать классный час разговору о том, кто как запоминает и какие свои «приемчики» изобрел. Пусть ребята поделятся друг с другом, опробуют новые способы. Заучивание должно восприниматься не как «проклятие», а как вызов, трудная, но интересная задача.

Помните мысленное упражнение с баррикадой в начале книги? Прове­дите его с ребятами. Пусть они сначала представят себе такую картину: я сам, а за баррикадой - задание, которое нужно выполнить, и моя тупая, ни на что не способная голова (все это для наглядности можно нарисовать на доске или разыграть, как сценку). Многие узнают эту картинку - именно так они себе и представляют ситуацию. А теперь измените диспозицию: вот я, за баррикадой - трудная задача. Рядом со мной - моя голова, такая, какая есть, моя родная И мы с ней уж как-нибудь напряжемся и справимся с задачей, возьмем эту баррикаду. А потом друг друга похвалим.

Также очень важно уметь найти варианты «объезда», понимая, что в неко­торых случаях это правильнее и эффективнее, чем ломиться «по прямой». Один знакомый мальчик, очень толковый в целом, катастрофически не мог связно излагать мысли на бумаге. А поступать он собирался ни много ни мало - в МГУ, и результат ЕГЭ по русскому языку должен был быть приличным. Я долго пыталась ему помочь, заставляя писать и переписывать, читать класси­ков и анализировать их тексты. Он честно старался, но каждый новый «опус», каждая новая попытка тянула не больше чем на «двойку». Вроде бы ясно было, что невозможно, да и незачем учить его «хорошо писать вообще», ему нужно просто один раз написать это эссе (он поступал на естественный факультет). Но слезть с колеи «научить излагать свои мысли письменно» я не могла, пы­таясь снова и снова, что вызывало у человека ощущение «полной безнадеги». Затем ему очень повезло попасть на занятие к опытному репетитору. Та по первой же пробе точно поставила диагноз и, не тратя времени на высокие цели, сразу пошла в обход. Она сказала: «Представь себе, что это конструктор, вроде «Лего». Парень сразу приободрился, из «Лего» он еще в детстве делал модели невероятной красоты и сложности. Потом они разобрали всю внут­реннюю конструкцию эссе, блок за блоком. Она дала конкретные заготовки для начала, связок, завершения. С памятью, логикой и умением видеть струк­туру у него все было в порядке, и он воодушевленно кивал. Они занимались два часа. Еще пару дней он потренировался дома. Результат -16 баллов из 20 за эссе, пятерка за ЕГЭ, желанный факультет. Правильно говорят - умный в гору не пойдет, умный гору обойдет! Конечно, это не подлинное обретение компетентности, а ее имитация, но ведь задача решена.

Когда речь идет о способностях, важно иметь в виду еще вот что: мы склонны терпимо и с пониманием относиться к тем «заторам» в голове ре­бенка, которые похожи на наши собственные. Мы же с ними живем, и ни­чего, справляемся. А вот заторы в тех местах, где у нас самих все в порядке... Нам это непонятно, нас это безумно раздражает: ну, как можно э-ле-мен-тар-но-го не уметь и не понимать? Поэтому человека аккурат­ного, собранного, «правильного» будет сводить с ума ребенок, все теряю­щий и путающий, и ни грамма не утешит, что у него яркая фантазия и самостоятельное, свободное мышление. А человека творческого, «фонта­нирующего», наоборот, будут злить девочки-«хорошистки» с ровным по­черком, которые не могут ни на шаг отойти от шаблонных решений. Все мы люди, это вполне нормально. Профессионализм начинается с умения сдерживать свою нетерпимость к иначе организованному мышлению, к иной карте способностей, и со стремления использовать все свои дарова­ния, чтобы помочь каждому ребенку.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.