Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Который нас окружает?






Для того, чтобы ребенок разговаривал (я имею в виду здорового ребенка, если нет патологии), с ним надо заниматься, с ним надо разговаривать, ему надо читать, ему надо рассказывать какие-то детские истории, петь колыбельные. Он будет внимательно наблюдать за вашей речью, он будет внимательно слушать и затем повторять. Если мы неправильно говорим, будут неправильно говорить и наши дети. В начале беседы я говорила, если, не дай Бог, у родительском лексиконе проскакивают вульгаризмы, рано или поздно, эта скверна появится и у ваших детей. Не приведи Господь, чтобы вы погубили одного из малых сих...

Если ребенку не читать стихов, он, конечно же, стихов знать не будет. Но стихи тоже бывают разные. Очень важно, чтобы та детская литература, которую мы читаем, была не безликой, а несущей в себе положительный заряд, развивающий заряд. Возможно, это стихи Александра Сергеевича Пушкина, произведения Агнии Барто, Михаила Пришвина, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, например, любимая многими из нас, во многом поучительная «Муха-Цокотуха». Для детей все-таки она понятна, потому что дети видят эти персонажи, они им знакомы.

Очень важно, чтобы все то, о чем мы говорили с ними, им было и понятно, и интересно. Возможно, в семье физика трехлетнему ребенку представление о синхрофразатрона будет понятным и естественным, если с молоком матери он слышит это слово, а в семье музыканта — нет. Но для всех семей — и физика, и врача, и музыканты существуют общечеловеческие, общепринятые вещи, связывающие нас с окружающим миром. Кругозор, мышление, чувства детей более естественно развивать на представлениях о том, что нас окружает: птички, бабочки, деревья, цветы, насекомые, передавая детям любовь к творениям Божиим. Важно передать детям знание о том, что ничего нет безобразного в окружающей нас природе. Лягушка, она, конечно, царевна, потому что по сути своей она красива. Червячок, который живет в земле, он необыкновенно гибкий, необыкновенно пронырливый в хорошем смысле слова, он полезный, ибо он перерабатывает землю, и эта земля дает нам потом морковь, и свеклу, и клубнику, которые многие детки любят. Воробей — самый близкий, пожалуй, спутник жизни любых жителей, как сельских, так и городских, особо интересный персонаж. Ибо стоит понаблюдать за тем, каким создал его Господь, насколько грациозны его прыжки, насколько интересна его птичья психология, если можно так выразиться. Ведь это один из пернатых, которого человеку так и не пришлось приручить и посадить в клетку. Находясь рядом с человеком, он, тем не менее, живет самостоятельно, и поведение его очень интересно.

Если приучить детей с первых же минут общения с миром к любви, к гармонии, то жестокость по отношению как к братьям нашим меньшим, так и к своему окружению будет уменьшаться.

 

«Да здравствует мыло душистое,

и полотенце пушистое,

и зубной порошок,

и густой гребешок!»

Приучать детей к порядку и гигиеническим навыкам, в частности, к мытью рук после туалета, перед едой, с двух лет детей чистить зубы, тоже можно по-разному. Можно в начальственной форме: «Так, иди мой руки!» — это давление, это неприятно. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы нами постоянно командовали. Родителям всегда полезно свое поведение соизмерять с собой — приятно ли оно им. И прежде, чем командовать ребенком, надо подумать: «А каково было бы мне, если бы со мной так обращались?»

Отвлекусь на минуту от гигиенических моментов, и расскажу вам случай по этому поводу.

 

На приеме мама с двухлетним ребенком. Малыш, вероятно, устал от поликлиники, капризничает, плачет, то слезет с рук, с коленей матери, то опять залезет. Мама крайне раздражена, и это еще больше усиливает плач ребенка. Маму сдерживает только присутствие врача, а так бы она уже давно физически наказала малыша. Все поведение мамы с ребенком очень шумное, нервное. Наблюдая это в течение 5-10 минут, в конце концов я не выдержала и сказала одну-единственную фразу, но почему-то она произвела на маму неожиданное действие. Оторвав взгляд от документов, я сказала: «Мамочка, вы меня простите, а если я буду вести себя с вами точно так, как вы ведете себя со своим ребенком?..». И почему-то маму это очень шокировало. А почему, давайте подумаем вместе...

 

Итак, приучение к гигиеническим навыкам. Как это надо делать? Как и другое обучение детей до 3-5 лет: в форме игры.

«Почему мы моем руки перед едой? Все то, что лежит на тарелке, чисто, красиво. Мы играли на полу, ходим по полу, значит пол недостаточно чистый, поэтому прежде чем приступить к чистой тарелке, нам и руки надо сделать такими же чистыми, как наша тарелка.

Почему мы чистим зубы? Потому что зубы хотят быть красивыми, хотят быть чистыми. Для этого существует щетка, которая их очищает, украшает. Щетки в семье индивидуальные, они всегда знают своего хозяина. Ты у нас Леня, это будет Ленина щетка, маму зовут мама Катя, значит это щетка будет мамы Кати, папу зовут папа Толя, эта щетка будет папы Толи. Щетки не любят, чтобы их брали другие, и потом посмотри — твоя щетка самая маленькая, потому что ты сейчас меньше мамы и папы, она соответствует тебе. Мамина щетка немножко больше, потому что мама больше тебя, а папина щетка самая большая. Почему? Наш папа самый мужественный и самый высокий».

Просто? Просто. Запоминается? Да. И самое главное, такое рассуждение будет приводить детей к логическим мыслям, потому что дети первых лет жизни не обладают этими навыками, они физиологично появляются значительно позже. Но создать зачатки этих навыков можем мы с вами.

Итак, мы научили детей правильно чистить зубы.

А теперь переходим к еще одному моменту. Ребенок может стоять на одной ноге и ездить на трехколесном велосипеде. Он будет стоять, если мы ему это покажем, научим его заниматься гимнастикой по утрам. Он не будет это делать сам, он будет это делать с папой или с мамой. Это один из элементов нормальной физической, физиологической, гигиенической и просто необходимой для здоровья каждого процедуры: по 5-7 минут простых элементарных упражнений. Это всегда плюс для нашего здоровья; женщинам — для молодости, мужчинам — для силы, мужества.

Ездить на трехколесном велосипеде будут те, которые будут иметь этот велосипед. Так что заработать на него — это уже задача родителей.

И, наконец, ребенок говорит две-три фразы. Конечно, ребенок будет говорить то, что услышит от нас, если мы с ним будем общаться. А если он будет общаться только с телевизором, магнитофоном и проигрывателем, он будет говорить то, что слышит оттуда.

 

«Мама, мамочка,

я хочу быть с тобой...»

Вот, пожалуй, кратко и сжато о том, чтобы мне хотелось вам рассказать о периоде от года до трех. Педиатров очень радует то, что в нашем обществе сложились условия, позволяющие женщине сидеть с детьми до трех лет. С чем это связано? Вообще возраст детей от года до трех — это возраст очень близких отношений со своей семьей, это возраст зависимости от семьи, и, в первую очередь, от мамы. Многие мамы знают, что очень трудно бывает уйти от маленького ребенка, потому что малыш начинает плакать, без мамы он как бы протестует. Младенчество — время очень тесных взаимоотношений отца, матери и ребенка. Поэтому это период обучения, становления ребенка в жизни.

Ошибочно думать, что детей учит «организованный коллектив». Нет. Ребенок обучается в семье. Более того, какого бы возраста малыша мы не отдали в организованный коллектив, беседуя с ним, он всегда говорит так: «А вот мама моя делает, или говорит так то...», «А папа мой считает...» и т.д. С чем это связано? Такова воля Божья. Дети даны на попечение не организованных коллективов, не государственных учреждений, а семье, родителям.

Обращаясь к истории нашего государства, увидим, что Россия — в первую очередь патриархальная, очень мощная страна, с крепкой семьей. И, воспетая многими, загадочная, русская душа выходила из крепкой семьи, с традициями, взаимоотношениями, с четкими нравственными ориентирами и семейными правилами. Нарушение этих семейных традиций, отрыв от корней повлек за собой те многие проблемы, которые имеем мы сами, которые имеют наши дети, наши подростки.

Многие родители хотят, чтобы их научили, что значит семья. Все закладывается в семье, общество только что-то дополняет или объясняет, но все самое главное закладывается в семье. К чему приучим, то и получим. Чего недодадим, тем себя обедним. Всегда об этом надо помнить: дети воспитываются не детским садом, не школой, а семьей, мамой, папой. Проблемы детей — это проблемы не воспитателей детского сада, это проблемы в первую очередь семьи.

Мне бы хотелось всем вам пожелать: не отдавайте детей до трех лет в детский сад, ибо их психологическая подготовленность к социальному общению формируется после трех лет. До трех лет они нарабатывают, усваивают основу взаимодействия между взрослым и ребенком в родственной для себя, близкой, удобной, гармоничной, защищенной атмосфере, атмосфере семьи. И лишь укрепившись в отношениях семьи, они дальше строят свои отношения с обществом. Любое введение ребенка в общество подобных себе детей раньше трех лет — для ребенка всегда стресс. И когда мне мама говорит: «Мой ребенок общителен», это очень хорошо, я рада за ее малыша, но тем не менее считаю, что ему пока нужно общение в его семье. И никакие материальные причины не могут быть причиной отрыва его от того, что ему близко, что ему просто необходимо.

Постоянно слыша о трудностях нашего времени, мы, наверное, забываем о главном: заботясь о суете мира сего, о деньгах, о материальном благополучии, мы теряем главное — душу свою и души своих детей. Постоянная направленность мыслей на то, чтобы накормить, одеть, обуть не хуже других, затеняет главное — спасутся ли наши дети, спасемся ли мы.

Ради чего обуть, одеть, накормить? Да, это необходимость, но это ли главное? Если ребенок будет одет хуже, что из этого? Пострадает ли от этого его общественный статус? Но ведь ценностный мир ребенка формируем прежде всего мы, родители, своим мнением, своим поведением. Если наше родительское поведение — уверенное и спокойное, то окружающие будут воспринимать нас такими, какими мы видим себя в собственных глазах. Если уж общество, в котором хотят вращаться родители, очень враждебное или требует выполнения определенных правил, дающих право принадлежать к нему, задумаемся: «А полезно ли нашим детям это общение?». Насколько люди, с которыми мы общаемся, принимают нас и наших детей такими, каковы мы есть, кем мы являемся по сути. Ведь мы православные христиане, и Господь нам даровал Свои заповеди. Надо задуматься, насколько те люди, которые нас окружают, которых мы водим в дом, приближаем к себе, соответствуют тому, к чему каждый из нас должен стремится. Это всегда надо помнить и не заставлять детей делать какие-то поступки против их воли. «Полюби дядю Васю или тетю Наташу...», или «Иди к дяде Васе или тете Наташе...». А если малыш не хотят этого делать? Такие родительские повеления формируют в детях ни что иное, как лицемерие с первых шагов их жизни.

Почему так много времени я этому уделяю? Дело в том, что физическое здоровье, как я уже говорила, неразрывно связано с психическим, душевным и, наконец, с духовным развитием человека. И те грани допустимого, которые привычно нарушать родителям, в конце концов станут привычными и для ребенка. Ведь дитя действует по принципу: «Что вижу, то повторяю, что вижу, то считаю лучшим».

В начале книги я сказала, что первые шаги ребенок делает в семье и все, что закладывается в семье, будет основой в его жизни. Все — это отношение к себе, к своему здоровью, к окружающим людям, окружающей природе, к вещам, к государству, к политике, к Родине, к родной истории. Все это в конечном счете будет составлять здоровье человека, как таковое, потому что здоровье человека складывается из разных компонентов, если говорить научным языком. А если точнее, то здоровье человека есть здоровье его души, есть его связь с Богом, его жизнь по заповедям Божиим. Поэтому что вложим своим детям, тем потом будем и вознаграждены. Если вложим зерна истины, получим одну награду от Бога и сыновнюю благодарность в старости, если вложим мерзость родительского невнимания и безучастности, то награды никакой не будет, не будет и почтения на старости лет, это понятно. Поэтому в любых действиях, особенно по отношению к детям, всегда надо использовать внутренний наш цензор, который не дремлет: нашу совесть. Прежде любого серьезного поступка по отношению к ребенку, надо себя спросить: «Хотел бы я, чтобы со мной поступили так же?» или «Приятно ли будет мне, если со мной поступят так же?». Надеюсь, что, может быть, этот вопрос остановит кого-то от ошибки.

Приведу два примера из моей практики.

 

Совсем недавно оформлялся ребенок 1, 7 месяцев в садик. Врач поставил ему диагноз: «бронхиальная астма», но мама все же была настроена сдавать малыша в садик. Почему? Сама домохозяйка, семья обеспечена, а мама говорит: «Мы так решили, ребенку надо». Если подумать о малыше, то сразу становится ясным, по каким критериям его нельзя оформлять в садик. Во-первых, он мал, во-вторых, часто болеет. Если он, даже сидя дома, получил такой диагноз, то что можно ожидать, когда он пойдет в детский коллектив? Чем обусловлено это родительское решение? Смею предположить, что, наверное, в первую очередь родительским недопониманием или особым родительским эгоизмом, потому что, как и предполагалось, адаптация ребенка была очень тяжелой, первый месяц он постоянно плакал...

 

Учеными было отмечено, что подобные стрессы, которые начинаются в момент адаптации, затем сказываются в дальнейшей жизни, потому что они в первую очередь влияют на имунную систему организма. А имунная система — это наша защита. Чем имунная система сильней, тем сильней и наша защита от тех неблагоприятных факторов, которые создает окружающий нас мир. Чем слабее, тем, соответственно, слабее защита. У ребенка уже бронхиальная астма, у него уже определенный сбой...

Дальше говорить не надо, каждый может догадаться, что случилось с этим ребенком.

Ребенок походил несколько месяцев, потом стал часто болеть, и, в конце концов, стал посещать сад все реже и реже. Почему? Подумайте сами. У каждого есть свой родительский способ рассуждать о других, поставьте себя на место мамы... доктор... ребенка... посмотрите на это со стороны, решите, всегда ли вы в своих поступках, особенно к детям, справедливы.

Второй пример.

 

Оформляется девочка двух лет в детсад, опять-таки семья обеспечена, мама домохозяйка. Оформляется только потому, чтобы ребенок научился общению. Вся предыдущая беседа была посвящена тому, что ребенок должен сначала адаптироваться в семье и эта адаптация кончается в три года, малышке же только два. Все есть, все условия есть для того, чтобы посидеть дома, но решили так. Чем это закончилось? Закончилось тем, что девочка тоже с трудом перенесла период адаптации, много плакала, была очень беспокойной. А после адаптации, каждый раз, когда мне приходилось заходить в группу, девочка уже не плакала, играла, но задавала один и тот же вопрос: «А когда за мной придет мама и папа?».

 

Наверное, многие из нас страдают таким же жестокосердием, бесчувственностью. И эти два примера особо раскрывают отношение взрослых к детям. Бывает какая-то жесткая позиция у многих родителей, да и у нас, врачей, по отношению к детям: «Вот только так, не иначе. По-другому нельзя, так поступали с нами, и мы имеем право поступать также»... Имеем ли?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.