Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Субъективная половая конформность






 

Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью, т. е. желанием выглядеть адекватно своему полу. Идеальный образ телесного Я в значительной степени ирреален, так как половое созревание в отрочестве особенно подвержено жесткому контролю норм культуры и средств массовой информации, в особенности в группе сверстников. Физическое развитие в отрочестве характеризуется большими индивидуальными различиями, и это разнообразие резко контрастирует с социальными требованиями соответствовать идеальным образцам, доминирующим в группе сверстников.

Стереотипы, связанные с образом тела, формируются очень рано, еще до отрочества. Лернер и Корн (Lerner, Korn, 1972) показали, что начиная с детского сада большинство мальчиков выбирают атлетические образцы физического развития, предпочитая их всем остальным и приписывая им такие черты характера, как ум, воспитанность, дружелюбие. С возрастом приписывание негативных черт лицам с эндоморфной конституцией и положительных черт лицам с мезоморфной конституцией увеличивается.

Но, как свидетельствуют исследования позднего полового созревания, социальное давление по-разному влияет на мальчиков и девочек. В то время как у девочек наступление пубертата сглаживает временную тревожность, у мальчиков психологические следствия поздней зрелости остаются заметны и к 30 годам. Так как критерии возмужалости определены довольно однозначно, всякое нарушение канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остракизму и тем самым психологические трудности. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более широком регистре; например, девочки могут выбрать модель “свой парень” и получить признание своего семейного и социального окружения.

Формирование мужской идентичности происходит в отрочестве в рамках узкого коридора, что, возможно, объясняет гораздо большее, чем у девочек, непринятие своей “родовой” принадлежности, больший процент мужской гомосексуальности и транссексуальных влечений у мальчиков (Rosenbaum, 1979; Douvan, 1979).

Хотя у девочек по сравнению с мальчиками склонность к принятию своей “родовой” идентичности выражена сильнее, их образ тела гораздо более аффективно окрашен, распространяясь на весь образ Я. Девочки чаще утверждают, что они менее физически привлекательны, чем подруги, большинство из них хотели бы изменить что-то в своей внешности, в то время как мальчики вполне удовлетворены своим внешним видом.

Взаимосвязь субъективных оценок своей физической привлекательности и Я-концепции была исследована Лернером и его сотрудниками (Lerner et al., 1973, 1974). Установлено, что у обоих полов стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности. Но оценка собственной физической привлекательности девочками значимо коррелировала с другими, личностными и социальными параметрами представления о себе, что не наблюдалось у мальчиков. Другими словами, девочка-подросток, считающая себя внешне малопривлекательной, негативно оценивает и другие стороны Я, в то время как мальчик четко различает эти аспекты: он может негативно оценивать свою внешность и при этом высоко ценить свои социальные или интеллектуальные качества.

В ходе сравнительного исследования Симонз и Розенберг (Simons, Rosenberg, 1975) выяснили, что девочки обладают более нестабильным и противоречивым образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики. Девочки склонны к неблагоприятной оценке своих настоящих и будущих сексуальных ролей и переживаниям по поводу изменений тела, придавая чрезмерное значение женской красоте и ее канонам в нашей культуре.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.