Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Союз Беларуси и России






ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: «Теории государства и права»

КСР

ПО ТЕМЕ: «Республика Беларусь-Член Содружества Независимых Государств»

ТЕМА КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Республика Беларусь-Член Содружества Независимых Государств»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.Республика Беларусь - субъект СНГ.

2. Общая характеристика органов СНГ. Их правовое положение, деятель­ность и акты.

3.Перспективы развития Содружества Независимых Государств.

4.Правовая основа Союз­ного государства от 8 декабря 1999 г. Международная правосубъект­ность и задачи Союзного государства.

5..Права и обязанности граждан в Союзном государстве.

 

8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, Россия и Украина подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 бывших рес­публик СССР. Латвия, Литва, Эстония в состав СНГ не вошли.

Учредительными документами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация, Устав СНГ и др.

В начальный период своего создания СНГ рассматривалось как форма цивилизованного развода бывших союзных республик и раз­дела имущества бывшего СССР мирным путем. Сегодня в СНГ гос­подствует стремление государств к экономическому и политическо­му взаимодействию на просторах бывшего СССР.

Страны - участницы СНГ сотрудничают в различных сферах: государственно-политической, социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической и др.

Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и ко­ординационные функции.

Координирующие высшие органы СНГ:

1. Совет Глав Правительств. В его состав входят Прези­денты стран-участниц.

2. Совет Глав Государств. В его состав входят Пре­мьер-министры.

3. Межпарламентская Ассамблея

4. Совет Министров иностран­ных дел

5. Совет Министров обороны

6. Координационно- консультативный комитет

7. Экономический совет

8. Экономический суд

Деятельность Совета Глав Государств и Совета Глав Прави­тельств регулируется следующим образом: при принятии решений в этих Советах каждое государство имеет один голос. Решения при­нимаются с общего согласия, консенсусом. За каждым государством признается право неучастия в решении того или иного вопроса.

Совет Глав Государств обсуждает и принимает принципиаль­ные решения, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. В соответствии с Уставом СНГ он соби­рается на заседания 2 раза в год. Внеочередные заседания могут со­зываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет Глав Правительств координирует сотрудничество орга­нов исполнительной власти государств-членов в экономической, со­циальной и иных сферах общих интересов. Периодичность заседа­ний данного Совета - 4 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе Правительства любого из государств- членов.

Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) состоит из парла­ментских делегаций стран СНГ, состав которых обновляется к каж­дому заседанию, Совета Ассамблеи, постоянных и временных ко­миссий, вспомогательных органов и Секретариата Совета МПА. Межпарламентская Ассамблея обсуждает широкий круг политиче­ских, социально-экономических и иных проблем, представляющих общий интерес. Все делегации стран-участниц имеют один голос. Пленарные заседания МПА проводятся не реже 2 раз в год. Решения в МПА принимаются консенсусом, т.е. достижением согласия его участников. МПА не наделена законодательными полномочиями, она имеет консультативные и координационные полномочия. Важ­нейшая функция МПА - сближение национальных законодательств стран - участниц СНГ. Эта задача решается путем принятия модель­ных (рекомендательных) актов, которые направляются парламентам стран - участниц СНГ для использования в их законодательной дея­тельности.

Координационно-консультативный комитет СНГ является по­стоянно действующим исполнительным и координирующим орга­ном.

Комитет вырабатывает предложения по вопросам сотрудниче­ства в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспер­тов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств, содействует работе других органов в рамках Содружества. Столицей СНГ явля­ется город Минск.

СНГ - уникальное своеобразное объединение государств, кото­рое в процессе функционирования реализует различные виды связей между собой, характерные для федеративных, конфедеративных, ас­социативных международно-правовых форм объединений государств.

 

Союз Беларуси и России

После распада СССР 26 июня 1992 г. между Российской Феде­рацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатические отношения.

21 февраля 1995 г. в городе Минске Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор о дружбе, добрососедстве и со­трудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федераци­ей. Договор вступил в силу 11 августа 1995 г.

26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка убран символиче­ский таможенный знак, что означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.

27-28 февраля 1996 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лу­кашенко привез в Москву исторические предложения, направленные на тесное сближение двух стран.

2 апреля 1996 г. в городе Москве Президентом Республики Бе­ларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об образовании Сообщества Беларуси и России. Договор вступил в силу с 29 августа 1996 г. Цель создания Сообщества - объединение материального и интеллектуального по­тенциалов обоих государств для подъема экономики, создания рав­ных условий повышения уровня жизни народов и духовного разви­тия личности.

Высшим органом Сообщества, Высшим Советом, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов сторон, а также председатель Исполнительного Комитета, был принят ряд важных решений. Так, 22 июня 1996 г. были приняты следующие решения: «О Таможенном Комитете Сообщества», «О беспрепятственном обмене жилых помещений», «О равных пра­вах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Исполнительным Комитетом Сообщества Беларуси и России 11 апреля 1996 года было принято постановление № 1 «О равных правах граждан на получение образования», а 16 мая 1996 г. принято постановление № 2 «О взаимном предоставлении гражданам Бела­руси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи».

 

Принципы организации Союза Беларуси и России  
         
Сохранение суверенитета государств     Демократия  
     
     
   
Равенство сторон   Уважение прав человека  
     
         
Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права  

Договор содержал конкретные направления работы органов Со­общества: проведение общей экономической и социальной полити­ки, разработка и реализация совместных программ; формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи; взаимодействие в решении вопросов занятости населения; формиро­вание единой нормативно-правовой базы и др. Однако Договор чет­ко не прописывал механизма реализации задач, поставленных перед органами Сообщества. Кроме того, в развитии рыночных реформ Россия опережала Беларусь.

2 апреля 1997 г. в Москве президенты А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. По инициативе А.Г. Лукашенко Сообщество преобразуется в Союз двух государств. Одновременно был принят Меморандум о взаимопони­мании между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросу о доработке и принятии Устава Союза Беларуси и России, ­ который публиковался в виде проекта для всенародного обсуждения гражданами Республики Беларусь и гражданами России.

23 мая 1997 г. в г. Москве Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельци­ным подписан Устав Союза Беларуси и России. Договор и Устав о Союзе Беларуси и России вступили в силу 11 июня 1997 г.

По выполнению Договора и Устава органами Союза проведена большая работа. Интеграция между государствами стала более тес­ной. Был осуществлен ряд совместных крупномасштабных про­грамм и проектов, направленных на наращивание промышленного и научно-технического потенциала государств, для граждан двух го­сударств были сняты пограничные и таможенные барьеры, предос­тавлены равные права в области образования, трудоустройства и оп­латы труда, приобретения и использования имущества.

Высшим Советом Союза Беларуси и России принято свыше 40 ре­шений по вопросам внешней политики, военной политики и безопас­ности, охраны границ, борьбы с преступностью, финансового и тамо­женного законодательства, коммуникаций и информатизации и др.

Однако существовали и определенные трудности в реализации положений Договора и Устава Союза. В России быстрыми темпами шла приватизация государственной собственности, в Беларуси она развивалась более медленно. Этот и другие факторы затрудняли со­трудничество двух стран: практически отсутствовали крупные финансово-промышленные группы двух стран, способные конкуриро­вать на мировых рынках; не все решения, принимаемые на высшем уровне органами Союза, реализовывались на практике из-за проти­водействия определенных российских политических сил интегра­ции; правовая база двусторонних отношений нуждалась в совершен­ствовании, прежде всего в наделении Парламентского Собрания Союза правом принимать не рекомендательные, а законодательные акты, в наделении дополнительными наднациональными полномо­чиями союзных органов, в гармонизации и сближении национально­го законодательства государств-участников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.