Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социоцентрическая модель






ТЕМА 1.5.

БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

 

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса. В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и иных воспитаний

Социоцентрическая и социетарная модели воспитания

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, а также вся классическая социология и марксистско-ленинская философия и педагогика) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Социоцентрическая модель

Социоцентрическая модель воспитания основывается на при­знании права личности на развитие, обучение и воспита­ние. Приоритет в области воспитания отдается социальным ин­ститутам, реализующим социальный заказ. Вос­питание рассмат­ривается как трансляция опыта. Развитие личности направля­ется и контролируется в соответствии с определенной програм­мой и сопровождается поиском средств стимулирования развива­ющей деятельности. Социоцентрическая модель воспитания сложи­лась, например, в Советском Союзе. Ярким ее выразителем является классик советской педагогики А.С.Макаренко. В модели воспитания, кото­рая создавалась в трудовой колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского, цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в коллек­тивном труде быть полезным обществу. Теории, разрабатываемые в русле социоцентрическои мо­дели воспитания, имеют следующие особенности:

· наличие внешне задаваемой цели;

· наличие модели формирования личности;

· единство, универсальность содержания воспитательной дея­тельности;

· общность идеологии;

· наличие передаваемых технологий.

И.З.Гликман рассматривает воспитание как «целенаправлен­ное влияние на развитие и формирование личности» (Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. — М., 2003). Эта мысль в разных вариантах и с разными акцентами транслируется во всех основных социально-педагогических теориях Воспитание, по его мнению, складывается из комплекса влияний на ребенка педаго­гов, родителей, коллектива учащихся и социума в целом. Воспи­тание в образовательном учреждении может осуществляться толь­ко на основе единства учебного и воспитательного процессов, оно включает нравственное, гражданское, эстетическое, экономическое, трудовое, физическое воспитание. Успешность воспитания зависит от взаимосвязи всех этих составляющих, так как каждая из них формирует определенную группу качеств личности. Эта модель содержит определенную опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрическои модели важно создать ус­ловия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.

Социетарная модель воспитания не является самостоятельной. Она лишь акцентирует внимание на том факте, что социальный индивид приналежит к определенной социальной группе(классу, страте) и соотвсвтующей этой группе культуре (субкультуре). Он (индивид) становится личностью не вообще, а именно в рамках этой социальной группы и субкультуры а воспитание служит целям и интересам данной социальной группы (страты, класса)

Эта модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммунистическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и борца за освобождение человечества от эксплуатации, игнорируя интересы других классов и социальных групп. Националистическая система в качестве высшей ценности принимает нацию и через интересы нации рассматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько игнорируются или ущемляются интересы других наций. Все ценности, кроме принятых в конкретном обществе или социальной группе, признаются ложными.

Сторонники биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.