Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Ректор учреждения образования






УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Гродненский государственный аграрный университет»

___________ _______________

 

24.04.2009 г.

Регистрационный № УД-032/баз.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Учебная программа для специальности:

Экономика и управление на предприятии

Г.


Составители:

_ А.В. Сычевник, ассистент кафедры организации производства в АПК ___;

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

________________________________________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.А. Головков, декан ВШУ УО «ГГАУ», к.э.н., доцент

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)

В.И. Сильванович, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности УО «ГрГУ им. Я. Купалы», к.э.н., доцент

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ___ организации производства в АПК

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № 8 от 21.04.2009г.);

 

 

Методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет»

(протокол №5 от 24.04.2009)

 

Ответственный за редакцию: Сычевник А.В.

(

Ответственный за выпуск: Снопко Т.В.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предмет курса «Организация труда» - изучение закономерностей наиболее оптимального функционирования живого труда работников на основе использования достижений научно-технического прогресса. Проблема рационального использования трудовых ресурсов – явление многоплановое. С одной стороны, предприятия заинтересованы в высокой производительности труда, из чего вытекает применение напряженных норм, эффективное использование техники и т.д. Улучшение условий труда связано с дополнительными затратами и не всегда наниматели такими средствами располагают. Но, с другой стороны, высокая работоспособность возможна только при соблюдении необходимых условий труда, заинтересованности работников в творческом содержании труда, социальной привлекательности его, росте квалификации и т.п. Поэтому существует настоятельная необходимость в том, чтобы студенты, будущие специалисты в области экономики детально изучили вопросы организации труда с целью практического воплощения данных знаний в будущей производственной деятельности на предприятиях.

Курс «Организация труда» взаимосвязан с такими экономическими дисциплинами как «Экономическая теория», «Организация производства на предприятиях АПК», «Управление производством», «Социология и психология труда», «Трудовое право», а также рядом технологических и технических дисциплин: «Земледелие», «Растениеводство», «Животноводство», «Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства» и др.

Студенты могут использовать полученные знания при последующем освоении учебных программ по организации производства, нормированию и стимулированию труда и др.

Общий объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины составляет 84 часа, в том числе:

Ш Лекции – 40ч (в т.ч. 4ч – КСР)

Ш Практические занятия – 44ч (в т.ч. 8ч - КСР)

Таким образом, целью дисциплины «Организация труда» является усвоение студентами профессиональных знаний по научной организации труда для успешного применения в практической деятельности на предприятиях, а также возможности дальнейшего углубления полученных знаний и их самостоятельного обновления. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

1. Усвоить принципы организации труда, нормирования труда и его оплаты;

2. Усвоить принципы разделения и кооперации труда, создания первичных трудовых коллективов.

3. Овладеть методикой аттестации рабочих мест (в том числе и по условиям труда);

4. Усвоить основы анализа существующей организацию трудовых процессов на предприятии и уметь находить пути ее совершенствования;

5. Овладеть приемами разработки режимов труда и отдыха;

6. Овладеть методикой нормирования труда различных категорий работников, правила использования нормативных материалов.

При изучении данного курса у студентов должны сформироваться навыки по расчетам рациональной численности работников в первичных трудовых коллективах, рациональной организации трудовых, составлению рациональных режимов труда и отдыха, определению фонда рабочего времени, составлению часовых графиков и графиков согласования работ, выявлению резервов экономии ресурсов в процесса выполнения различных видов работ, по расчету технически обоснованных норм, нормированных заданий, а также уметь ориентироваться в нормативных актах по государственному регулированию трудовой сферы.

Для решения задач и достижения поставленной цели и решения задач необходимо применять современные педагогические технологии:

1. технология проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, осознание, принятие и их разрешение учащимися в процессе взаимодействия с педагогом при максимальной самостоятельности последних)

2. технология проектной деятельности (образовательный проект - комплекс дел, видов деятельности, осуществляемых группой учащихся для решения какой-либо проблемы в целях приобретения знаний, опыта деятельности)

3. технология Дальтон-план (определенный порядок действий учащихся по самостоятельному освоению содержания учебного предмета, равномерно распределенному по периодам обучения)

Самыми популярными педагогическими средствами, с которыми ежедневно имеет дело каждый педагог, являются педагогические методы. Для успешного применения педагогических технологий необходимо использовать различные методы:

Ш методы формирования сознания (лекция, беседа, диспут),

Ш методы организации деятельности и поведения (педагогическое требование, упражнение, работа с книгой, самостоятельная работа, деловая игра, интерактивные методы),

Ш методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение, наказание, создание ситуации успеха, анализ жизненных ситуаций),

Ш методы контроля деятельности и поведения (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, устный и письменный контроль, рефлексивные методы).

Настоящая программа является базовой и используется в качестве основания при разработке рабочего варианта учебной программы по курсу «Организация труда».


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего лекции практические
1. Предмет, методы и задачи курса      
2. Развитие учения об организации труда      
3. Социально-экономические основы рационального использования трудовых ресурсов     -
4. Разделение и кооперация труда      
5. Условия труда      
6. Рациональные режимы труда и отдыха      
7. Организация, аттестация и рационализация рабочих мест      
8. Основные принципы рациональной организации трудовых процессов      
9. Организация трудовых процессов в растениеводстве      
10. Организация трудовых процессов в животноводстве      
11. Общие вопросы нормирования труда в сельском хозяйстве      
12. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени      
13. Нормирование труда на механизированных полевых работах      
14. Нормирование труда в животноводстве      
15. Нормирование труда на работах по обслуживанию стационарных машин и ручных работах      
16. Нормирование труда на транспортных и ремонтных работах      
17. Организация и нормирование труда руководителей и специалистов     -
  Итого      

 

Структура курса «Организация труда» выглядит следующим образом:

Программа состоит из 18 тем. Темы 1 – 10 посвящены общим проблемам и принципам организации труда, его разделения и кооперации, оценке условий труда, рациональным режимам труда и отдыха, аттестации рабочих мест, особенностям организации трудовых процессов в различных отраслях сельскохозяйственного производства. В темах 11 – 17 изучаются проблемы технического нормирования труда, методы расчета норм труда на различных видах работ.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Труд и его социально-экономическая роль. Модель человеческого труда и его свойства. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Производительность труда и методы ее измерения, факторы роста производительности труда. Информационная составляющая процесса труда. Специфика сельскохозяйственного труда.

Предмет и методы курса. Связь с другими дисциплинами. Понятие и содержание организации труда. Уровни организации труда. Принципы и задачи НОТ. Задачи курса «Организация, нормирование и стимулирование труда».

 

Тема 2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

 

Возникновение и развитие науки об организации труда (основные этапы). Теоретическая основа учения о научной организации труда – работы Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. Идеальный работник и принципы производительности, организация труда по принципу конвейера («террор машин»). Современное состояние организации труда в стране и в мире. Системный подход (метод «критического пути», сетевой график) к организации труда.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой по совершенствованию организации труда. Концепция качества трудовой жизни. Гуманизация труда. Развитие НОТ в работах А.К. Гастева, П.М. Керженцева и других ученых. Направления, формы и методы совершенствования организации труда. Состояние организации труда в Республике Беларусь, сотрудничество с Международной организацией труда. Задачи МОТ. Научно-технический прогресс и организация труда. Требования к современному работнику.

 

Тема 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

 

Общественные отношения в процессе труда: технико-технологические и социально-экономические отношения. Совокупный работник. Трудовые ресурсы: экономически активные и неактивные. Показатели отношения к труду. Экономическая основа организации труда: рынок труда, рабочая сила как товар, наемные работники, работодатели, механизм рынка труда.

Занятость населения, ее сущность и виды: количественный и качественный аспекты занятости, полная, эффективная и рациональная занятость, формы организации рабочего времени. Сущность и виды безработицы: факторы, определяющие безработицу, технологическая, структурная, конверсионная, экономическая, фрикционная, сезонная, скрытая, застойная, импортируемая безработица. Естественная безработица.

Инфраструктура рынка труда: государственные службы занятости, биржи труда. Задачи государственной службы занятости. Роль профессиональных союзов в борьбе с безработицей. Коллективно-договорная система.

 

Тема 4. РАЗДЕЛЕНИЕ И КООПЕРАЦИЯ ТРУДА

 

Разделение и кооперация труда. Понятие разделения труда, исторические этапы разделения труда. Формы и виды разделения труда. Профессионально-квалификационные функциональные группы работников. Границы разделения труда (технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная).

Понятие, типы и формы кооперации труда. Границы кооперации труда (экономическая, организационная). Признаки коллективного труда. Принципы формирования и формы организации внутрихозяйственных трудовых коллективов: производственная бригада, звено, рабочая группа. Основные формы организации труда в растениеводстве и животноводстве. Рациональное установление функций в трудовом коллективе и взаимозаменяемость членов трудового коллектива. Совмещение профессий, специальностей, функций: смежная и вторая профессии, типы и условия совмещения профессий. Разделение и кооперация труда руководителей, специалистов и служащих. Классификация служащих, регламентация содержания их деятельности. Принципы организации групп, отделов, бюро, управлений.

 

Тема 5. УСЛОВИЯ ТРУДА

 

Понятие условий труда. Улучшение условий труда – один из важнейших факторов повышения производительности труда. Классификация факторов производственной среды. Виды условий труда: оптимальные, допустимые, опасные (экстремальные). Предельно допустимые уровни и концентрации производственных факторов (ПДК и ПДУ). Классификация опасных и вредных производственных факторов.

Психофизиологические условия труда. Классификация работ по физиологическим показателям. Физическая нагрузка, показатели оценки, нормативы. Темп и ритм труда, их границы. Рабочая поза. Монотонность и ее влияние на работоспособность человека. Нервно-психическая нагрузка, показатели оценки, нормативы.

Санитарно-гигиенические условия труда (температура, влажность воздуха, скорость его движения и загрязненность пылью, газами, уровень освещенности, шум и вибрация, излучение, биологические агенты и т.д.). Показатели оценки и нормативы. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиеническая классификация условий труда»

Эстетические условия труда. Психологическое влияние цвета. Правила использования цвета при оформлении производственных помещений. Социально-психологический климат в трудовом коллективе, методы формирования благоприятного климата в трудовом коллективе. Психологическая совместимость работников. Формы контакта, характер и темперамент. Ситуации при формировании трудовых коллективов.

Общая оценка условий труда. Функциональное состояние организма человека при выполнении трудовых функций. Методика аттестации рабочих мест по условиям труда: порядок и условия проведения, нормативно-правовая база, критерии для оценки условий труда, карта условий труда. Льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда: сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительные отпуска, доплаты, пенсионное обеспечение. Методы защиты работников от воздействия вредных факторов.

 

Тема 6. РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА

 

Понятие рабочего и внерабочего времени. Классификация располагаемого времени. Нормирование рабочего времени. Годовой, месячный, недельный фонды рабочего времени основных категорий работников, расчетная норма рабочего времени. Учет рабочего времени (поденный и суммированный). Ненормированный рабочий день, сверхурочная работа, режим гибкого рабочего времени, режим работы с разделением рабочего дня на части. Табель учета рабочего времени. Учетный период.

Работоспособность человека и ее динамика в течение рабочей недели, дня, суток. Методы оценки работоспособности, показатели измерения работоспособности. Понятие режимов труда и отдыха, правила их разработки. Понятие о внутрисменных и суточных режимах труда и отдыха. Виды регламентированных перерывов. Рациональная сменность.

Графики режимов труда и отдыха. Распорядок рабочего дня в растениеводстве и животноводстве. Баланс рабочего времени. Недельный, месячный, годовой режимы труда и отдыха. Виды и продолжительность отпусков. Особенности режима труда и отдыха в период напряженных работ. Рационализация режимов труда и отдыха.

 

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ, АТТЕСТАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

 

Понятие и виды рабочих мест. Рабочая зона. Организация рабочих мест.требования к организации рабочих мест. Специализация рабочих мест. Оснащение рабочих мест и их оборудование (инструменты и приспособления).

Планировка рабочих мест. Общая и внутренняя планировка (правила размещения предметов и орудий труда на рабочем месте, в рабочей зоне). Варианты планировки рабочих мест, критерий рациональности планировки рабочих мест. Обслуживание рабочих мест (формы, виды и системы обслуживания, принципы их построения). Особенности организации рабочих мест в растениеводстве и животноводстве. Организация функциональных служб предприятий по обслуживанию рабочих мест.

Аттестация, рационализация, учет и планирование рабочих мест. Методика аттестации рабочих мест: показатели и критерии оценки. Паспорт рабочего места. Мероприятия, проводимые по результатам аттестации рабочих мест: рационализация и ликвидация.

 

Тема 8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Понятие и составные элементы трудового процесса. понятие операции (в технологическом и трудовом отношении). Структура трудовой операции: движения, действия, приемы. Методы труда. Классификация трудовых процессов. Основные принципы рациональной организации трудовых процессов.

Трудоемкость работ, ее виды и пути снижения. Сокращение количества операций. Применение комбинированных агрегатов. Сокращение применения ручного труда. Анализ существующей организации трудовых процессов, сокращение потерь рабочего времени. Совместная работа агрегатов. Графики согласования. Часовые графики. Поточные линии. Рациональные маршруты движения. Современные технологии и рационализация трудовых процессов. Методика разработки организационно-технологических карт трудовых процессов. Операционная технология.

 

Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

 

Понятие механизированных полевых работ. Использование принципов рациональной организации трудовых процессов в растениеводстве. Организация основных трудовых процессов (пахота, посев, посадка, внесение органических и минеральных удобрений, уборка урожая и др.); агротехнические требования, комплектация и подготовка к работе механизированных агрегатов, подготовка поля, порядок работы агрегатов на загоне, контроль качества работ. Выбор способа движения агрегатов, определение ширины загонов, поворотных полос.

Разработка организационно- технологических карт и их использование в растениеводстве. Технологические требования к выполняемым работам. Поточная технология и групповая работа агрегатов. Организация комплексов и отрядов по посеву, уборке и транспортировке сельскохозяйственных культур.

 

Тема 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

 

Использование принципов рациональной организации труда при выполнении трудовых процессов. Организация трудовых процессов при обслуживании дойного стада, откорме КРС, свиноводстве, птицеводстве и т.д. Рационализация маршрутов передвижения работников при обслуживании животных. Организация трудовых процессов на животноводческих комплексах, фермах промышленного типа.

Методы и приемы труда основных категорий работников, уровень технологичности выполнения работ. Устранение потерь продукции из-за нарушений технологии выполнения работ. Разработка и использование организационно – технологических карт в животноводстве. Технологические требования к выполняемым работам, основные выполняемые функции работников, способы содержания и обслуживания животных. Влияние технической оснащенности на организацию трудовых процессов в животноводстве.

 

Тема 11. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

Понятие, роль и задачи нормирования труда. Принципы нормирования труда. Нормативные материалы по труду: условия их создания и порядок применения. Классификация нормативных материалов, требования к нормативным материалам.

Понятие норм труда, их классификация. Единые, типовые и местные нормы труда, порядок их применения сельскохозяйственными предприятиями. Нормы времени, нормы численности, нормы выработки.

Методы и способы нормирования труда. Отличия между опытно-статистическими и технически обоснованными нормами труда. Нормообразующие факторы. Формы и методы совершенствования нормирования труда: системы микроэлементного нормирования, укрупненные (модульные) системы нормативов.

Состояние и совершенствование нормативно-методической базы в сельском хозяйстве. Рекомендации по организации нормирования труда на предприятиях и в организациях. Структура управления нормированием труда в Республике Беларусь.

Планирование нормировочной работы на сельскохозяйственных предприятиях. Анализ применения и выполнения технически обоснованных норм. Опытно-статистические нормы труда. Организация нормирования труда в сельском хозяйстве. Порядок и методика пересмотра норм, экономическая эффективность внедряемых норм.

 

Тема 12. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ И ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

 

Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени: фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж. Моментные наблюдения и метод непосредственных замеров. Критерии выбора объекта наблюдения, порядок и этапы проведения наблюдения. Наблюдательный лист, порядок его заполнения.

Классификация затрат рабочего времени для целей нормирования труда. Фактический и нормативный баланс и структура затрат времени смены. Анализ и обработка результатов наблюдений. Технические средства, применяемые при изучении трудовых процессов и затрат рабочего времени. Рациональная организация трудовых процессов и ее проектирование.

 

Тема 13. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ПОЛЕВЫХ РАБОТАХ

 

Основные нормообразующие факторы. Основные положения и особенности методики нормирования механизированных полевых работ. Установление норм труда на механизированные полевые работы по данным паспортизации полей и нормативам. Ведомость паспортизации полей, порядок ее заполнения и использования. Изучение условий производства: эталонные условия, корректировка нормативов на фактические условия (угол склона, каменистость, изрезанность полей и др.). Использование сборников типовых норм.

Расчет норм труда на механизированные полевые работы в растениеводстве на основе материалов наблюдения. Сменная выработка агрегатов, ширина захвата агрегатов, скорость движения и их взаимозависимость. Определение норм расхода топлива. Расчет комплексных норм. Порядок внедрения и экономическая эффективность новых норм.

 

Тема 14. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

 

Основные положения и особенности методики нормирования труда в животноводстве. Нормообразующие факторы в животноводстве. Использование методов и способов нормирования в животноводстве. Установление норм труда по данным изучения условий производства на фермах и нормативам. Использование сборников типовых норм.

Установление норм обслуживания на основе материалов наблюдений в животноводстве. Рационализация использования рабочего времени в животноводстве. Расчет норм обслуживания скота. Особенности нормирования на животноводческих комплексах. Анализ выполнения и применения технически обоснованных норм. Порядок внедрения новых норм и их экономическая эффективность.

 

Тема 15. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА РАБОТАХ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СТАЦИОНАРНЫХ МАШИН И РУЧНЫХ РАБОТАХ

 

Особенности нормирования труда по обслуживанию стационарных машин и на ручных работах. Классификация стационарных машин. Основные нормообразующие факторы. Расчет норм труда, расхода топлива и электроэнергии, численности работников для обслуживания стационарных машин на основе материалов наблюдения. Анализ результатов наблюдения, рациональный баланс времени смены. Использование сборников типовых норм.

Расчет норм труда при индивидуальном и групповом выполнении ручных работ. Основные нормообразующие факторы. Классификация ручных работ. Индивидуальное и групповое выполнение работ и особенности их нормирования. Использование сборников типовых норм и расчет норм выработки на основе материалов наблюдений.

 

Тема 16. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА ТРАНСПОРТНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ

 

Использование транспортных средств в сельскохозяйственном производстве. Использование единых норм времени на перевозку грузов. Основные нормообразующие факторы. Виды транспортных средств и грузов. Классификация дорог. Расчет нормы выработки (нормы перевозки) на основе материалов наблюдения. Анализ материалов наблюдений, рациональный баланс времени смены. Расчет норм расхода топлива на транспортные работы.

Классификация ремонтных работ. Особенности нормирования ремонтных работ. Нормообразующие факторы. Использование типовых нормативов, расчет норм труда на основе фотохронометражных наблюдений. Анализ результатов наблюдений, фактический и рациональный баланс времени смены. Эффективность применения новых норм.

 

Тема 17. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Цель и задачи нормирования труда руководителей и специалистов. Разработка штатных расписаний. Применение нормативных материалов для расчета численности. Классификация руководителей и специалистов для целей нормирования. Методы нормирования труда. Виды норм труда. Нормирование конструкторских работ. Нормирование труда технологов. Регламентация состава и сроков выполнения работ, нормированные задания. Использование бюджета рабочего времени. Ненормируемый рабочий день отдельных категорий работников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.