Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самый знаменитый заказ






Слава о Боттичелли быстро распространилась за границами Фло­ренции. С конца 1470-х гг. художник получает все больше заказов за пределами города. Самый известный из них поступил от папы Сикста IV, который пригласил художника в Рим в 1481 г. Вместе с флорентийскими художниками Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Перуджино (родом из Перуджи) Боттичелли расписы­вал фресками стены папской капеллы. Со временем она стала на­зываться Сикстинской капеллой в честь ее строителя Сикста IV и приобрела известность главным образом благодаря фрескам ра­боты Микеланджело (с. 316 и далее).

Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового завета из жизни Моисея и Христа, а над ними в нишах располагались портретные изображения пап. За короткое время (одиннадцать месяцев) Боттичелли написал три сцены из истории Моисея, Сре­ди них наиболее значимой представляется композиция Возмуще­ние против законов Моисея (вверху).

Фреска в трех частях повествует об эпизодах восстания евреев против Моисея и Аарона, богоизбранных предводителей, а также о последующем наказании подстрекателей (Чис. XVI, 1—35). В пра­вой части живописного поля изображено восстание израильтян против Моисея; народ недоволен лишениями, которые он испыты­вает от постоянных перемещений, и хочет забить Моисея камня­ми. В центре композиции разворачивается бунт Корея и сынов первосвященника Аарона. Они хотят наравне с Аароном воску­рить фимиам перед Господом и рвутся к жертвеннику. Аарон же торжественно взмахивает кадилом, возвышаясь над участниками бурной сцены. Наказание подстрекателей изображено на левой стороне фрески, где они поглощаются землей, которая разверз­лась под их ногами.

Ключ к пониманию смысла картины заключается в высечен­ной на аттике триумфальной арки надписи из Послания св. Пав­ла к евреям (Евр. V, 4): " И никто сам собою не приемлет этой чес­ти, но призываемый Богом, как и Аарон". Это предупреждение о каре, которая постигнет всякого, кто воспротивится назначен­ным Богом пастырям. На Аароне папская тиара из трех колец, которая является символом его предшествования папам, что со­держало определенный политический смысл. Во времена Ботти­челли безграничность папской власти над церковью все более ставилась под сомнение и были надежды на предоставление бо­лее широких полномочий Большому Совету. Однако высшее пра­во церковного главенства было получено папой от Бога, и нача­лось еще с передачи ключей Христом апостолу Петру. И роспись

 

С. 282

 

Перуджино на тему превосходства папской власти располага­лась прямо напротив фрески Боттичелли (с. 295). Это соседство сюжетов обусловлено близостью их содержания. Никто не смеет посягать на превосходство пап, поскольку их власть узаконена Богом посредством передачи ключей св. Петру; в противном слу­чае апостол был бы наказан Богом так же, как Корей и его сто­ронники. Это была хорошо продуманная программа, с помощью которой Сикст IV провозглашал легитимность власти папы, пе­решедшей в свое время от Моисея через Христа к Петру; так выс­шая власть, данная Богом, затем исторически перешла к папам. Галерея папских портретов над библейскими сценами непосред­ственно дополняла замысел прославления их божественного ав­торитета.

 

Сандро Боттичелли Паллада и кентавр, ок. 1482 Холст, темпера. 207 х! 48 см Флоренция, Уффици

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.