Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медичи и Геркулес






Фигура Геракла появилась на городской печати Флоренции в XIII в. Благодаря своей мощи и отваге этот античный герой часто служил примером доблестного поведения для жителей Флорен­ции; одновременно это было предупреждением для врагов респуб­лики, поскольку Геракл был известен как победитель тиранов. Об­раз Геракла-Геркулеса совместил в себе нравственные идеалы и республиканскую эмблематику города. Медичи присвоили этот двойной символ в период кватроченто для прославления своего рода. Так они демонстрировали собственную моральную и физи­ческую мощь, уверяя жителей Флоренции в приверженности рес­публиканским идеалам, за которые эта семья готова сражаться с рвением Геркулеса.

Цикл живописных панно братьев Поллайоло на темы трех под­вигов Геракла, следовательно, был составной частью программно­го украшения большой залы дворца Медичи, которая, одновре­менно являлась и залой для приемов. Две другие картины также оказались там не случайно, ибо содержали намеки политического характера: Иоанн Креститель был святым покровителем Флорен­ции, а львы, напоминая о львах Марзокко (старом символе горо­да), как и образ Геркулеса, должны были символизировать отвагу и силу Флоренции.

Вернемся к миниатюре Антонио, изображающей борьбу Геракла с Антеем (с. 275). Подобно двум другим картинам, исполненным по заказу Медичи, ее сюжет был взят из греческой мифологии и пове­ствовал о двенадцати подвигах Геракла, которые тот должен был совершить по приказу царя Эврисфея в наказание за ужасающее преступление — убийство его детей. Когда Геракл отправился по приказу царя принести яблоки из садов Гесперид, на обратном пути он встретил гиганта Антея, который предложил ему с ним сразить­ся. Антей был непобедим, пока имел возможность касаться матери-Земли. Узнав об этом, Геракл поднял гиганта и задушил его своими руками в воздухе. Оставшаяся миниатюрная дощечка Антонио Поллайоло показывает исход этой борьбы. Гигант Антей уже утра­тил свою силу - его рот открыт в последнем предсмертном крике. Он тщетно пытается вырваться из гибельных объятий Геракла. Мы видим последнее нечеловеческое усилие Геракла, убивающего ги­ганта своими руками. Его мышцы сведены от напряжения. Он от­клонился назад, чтобы не дать Антею коснуться земли, а лицо иска­жено судорогой. Дикий порыв Геракла вызывает в памяти образы Андреа дель Кастаньо (с. 266-267), а точное знание анатомии чело­веческого тела говорит о влиянии Андреа дель Верроккьо.

Верроккьо вместе с Антонио Поллайоло привнесли элемент скульптурного видения в живопись середины кватроченто, кото­рые стали определяющими для становления следующего поколе­ния художников, включая Сандро Боттичелли.

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВНИЗУ И ДЕТАЛЬ СПРАВА: Сандро Боттичелли Поклонение волхвов, ок. 1475 Дерево, темпера. Ill x 134 см Флоренция, Уффици

На соседней детали представлен включенный в композицию автопортрет Боттичелли в возрасте 30 лет как факт, свидетельствующий об осознании собст­венного достоинства художником уже в самом начале его творческой карьеры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.