Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция. Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см






АССОЦИАТИВНЫЙ СВОБОДНЫЙ ТЕСТ

Обзор

Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см. «Ассоциации словесной тест») и предназначена для изучения особенностей ассоциативного мышления испытуемых.

Стимульный материал представляет собой произвольный набор группы слов в количестве 30-40 единиц, относящихся к различным частям речи - существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Целью работы испытуемого является запись любого слова, пришедшее в голову, в ответ на предъявленное экспериментатором слово-стимул.

Пары стимул-реакция анализируются по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических (более подробная информация в разделе интерпретация).

Существуют различные точки зрения на получаемые в ходе проведения методики результаты. Так социальные психологи, продолжая исследования К. Юнга, нашли, что чем чаще испытуемые дают одинаковые ассоциативные реакции, тем больше оснований говорить о таком социально-психологическом феномене, как «сплоченность». Очевидно, причины этого явления следует искать в одинаковой направленности сознания. В то же время специалисты по массовым коммуникациям, особенно по прикладным вопросам, например рекламным слоганам, заголовкам статей, считают одинаковость реакций доказательством низкой оригинальности, штампов в мышлении. Они рекомендуют всячески избегать прогнозируемые ассоциации с целью привлечь внимание.

На основе свободного ассоциативного эксперимента построен и широко применятся в практике подбора совместимых людей в группах парный ассоциативный тест (так называемая, проба с лидером). Сущность его состоит в том, что вербальные стимулы предъявляются одновременно двум испытуемым, и они одновременно должны отвечать любыми словами, пришедшими им в голову. Парный ассоциативный тест позволяет установить лидера в диаде: для лидера характерны: более короткое время реакций, более громкий уверенный голос, меньшее количество задержек и пропусков, большее количество реакций соответствует центральным и парадигматическим типам. Отмечается также навязывание своих ассоциаций второму члену группы - ведомому.

Кроме получения диагностической информации о конкретной личности, методика применяется при построении ассоциативных норм русского языка, в частности для создания самостоятельных семантических микросистем, которые оказываются очень удобными для формализации семантической структуры языка. Существуют данные об использовании методики в целях психологического анализа ассоциативных реакций на родном и неродном языках.

 

 

Инструкция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.