Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12 динамические процессы в малой группе






Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение этих процессов важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная «ткань» коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и «обратное» движение, а именно, каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную «отдачу»[1]. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

Здесь уместно сказать о том, что сам термин «групповая динамика» может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином, как об этом уже говорилось, обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т. е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т. е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина необязательно привязано к школе Левина, а, скорее, к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается та совокупность процессов, которые происходят в малой группе. В этом значении термин вообще не привязан ни к теоретической концепции Левина, ни к его экспериментальной практике. Здесь он служит для описания некоторой реальности в жизни группы. Именно в этом третьем значении термин употребляется в советской социальной психологии. Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие. Набор этих процессов определяется пониманием малой группы в соответствии с теми методологическими принципами, которые были рассмотрены в связи с постановкой проблемы группы в марксистской социальной психологии. Тот факт, что некоторые из названных процессов «повторяют» процессы, исследованные Левиным, означает только то, что процессы эти, действительно, объективно присущи малой группе.

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой (например, феномен группового давления на индивида, который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится; то же можно сказать и о развитии групповой сплоченности). Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен совершенно новыми явлениями групповой жизни, возникающими при специфическом виде развития группы, а именно при все более определяющем этот процесс развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, впервые открыты в советской социальной психологии и требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива—в социально-психологическом разрезе— могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. Вся проблематика коллектива является специфической проблематикой советской социальной психологии не только потому, что здесь впервые были выявлены и описаны относящиеся сюда явления, но и потому, что сам феномен коллектива впервые возникает в социалистическом обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.