Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство проездов, подъездов.






Согласно ст.67 (части 1 – 4) ФЗ №123 предъявляются достаточно жесткие требования к обеспечению подъезда пожарных автомобилей к зданиям жилого и общественного назначения, т.е. с двух сторон (п.1 ч.1) или со всех сторон (п.2 ч.1) – в частности, к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов (в т.ч., высотным жилым зданиям башенного типа), детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром и др.

В соответствии с ч.3 ст.67 ФЗ №123 (относится по сути только к жилым и общественным зданиям, сооружениям, т.к. его формулировки не подходят к специфике объектов производственного и складского назначения) допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям высотой менее 28м, при двухсторонней ориентации квартир или помещений, устройстве наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий. При этом проезды и подъездные пути для пожарной техники могут быть как специальными, так и совмещенными с функциональными проездами и подъездами (п.1 ч.1 ст.90 ФЗ №123).

Следует отметить определенное противоречие между требованиями ч.2 (п.2) ст.67 (для производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух сторон при ширине здания, сооружения более 18м) и ч.4 (к зданиям - почему только в зданиям??? - с площадью застройки более 10тыс.м2 или шириной более 100м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон). Особенно это важно, если принять во внимание ч.8 ст.67 ФЗ №123, где расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения, строения должно быть не более 8м - для зданий высотой не более 28м (это подавляющее большинство объектов производственного и складского назначения). Например, проблемой выполнения указанных требований является проектирование (наличие) по длине производственного или складского здания, сооружения подъездных железнодорожных путей. Как правило, с внешней стороны таких путей имеется возможность подъезда мобильных средств пожаротушения (см. классификацию по ст.42 ФЗ №123), к которым относятся, кроме пожарных автомобилей, пожарные поезда, пожарные мотопомпы, приспособленные технические средства (ст.44 ФЗ №123). При этом, расстояние от края подъезда до стен (между путями и стенами устраивается, как правило, погрузочно-разгрузочная рампа) часто будет превышать норматив ч.8 ст.67, хотя это никак не ограничивает возможности подачи огнетушащих веществ и проведения иных работ по тушению пожара и даже обеспечивает большую безопасность указанных типов мобильных средств пожаротушения.

Немаловажно разобраться и в понятиях «подъезд» и «проезд», которые имеют различное смысловое содержание (например, в ч.6 ст.67 определено требование по ширине проездов для пожарной техники, что не отвечает положениям ст.42, а также создает неопределенность в требованиях по длине и ширине подъезда для пожарных автомобилей), что не отражено в ст.67 и не раскрыто в сводах правил, создавая непреодолимые трудности при разработке проектной документации. С учетом «смешения» названных двух различных понятий требование п.2 ч.1 ст.67 часто трактуется как требование по устройству не подъезда со всех сторон, а как необходимость кругового проезда для соответствующих зданий, сооружений, что противоречит ст.67 ФЗ №123 и приводит к многочисленным сложностям при проектировании, вплоть до невозможности выполнения на выделенной площади земельного участка такой произвольной трактовки законодательства.

Во многом сказанное предопределено наличием аналогичных требований (с отмеченными выше недостатками) ранее действовавших НД:

· устройство круговых проездов предусматривалось, например, для высотных зданий и комплексов (п.14.2.1 МГСН 4.19-2005 /69/, п.10.1 МГСН 1.04-2005 /68/, п.16.2.1 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург /107/, п.13.1.5 ТКП 45-3.02-108-2008 Республики Беларусь) /73/;

· требование п.2* приложения 1* СНиП 2.07.01-89* /40/ по обеспечению доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение также по существу предопределяло необходимость устройства подъезда (а по формулировке СНиП - проезда?!) со всех сторон.

Недостатками такого подхода к нормированию требований являются, в частности:

отсутствие взаимосвязи с параметрами длины/ширины зданий, сооружений (это сделано только при ширине здания не более 18м в ч.2 ст.67 ФЗ №123 применительно к производственным объектам, а также в п.9.2* МГСН 4.16-98 /62/ применительно к гостиницам);

игнорирование обеспечения здания, сооружения всем комплексом систем противопожарной защиты (см., например, п.1.4 МГСН 4.04-94 /59/, п.9.2* МГСН 4.16-98 /62/);

непринятие во внимание возможности обеспечения доступа в коридоры каждого этажа с пожарных автолестниц или автоподъемников в пределах их технических характеристик, как выполнение требования по доступу пожарных в любую квартиру или помещение.

Между тем, следует учитывать также требование п.3 ч.1 ст.80 ФЗ №123, где упор сделан именно на конструктивные, объемно-планировочные решения зданий, сооружений, обеспечивающие доступ личного состава пожарных подразделений и доставки средств пожаротушения в любое помещение, что может быть, например, достигнуто:

· с помощью лифтов для транспортирования пожарных подразделений (ч.15 ст.90 ФЗ №123, ГОСТ Р 53296-2009 /23/);

· с использованием устройств для чистки и ремонта фасадов на высотах, превышающих технические характеристики пожарных автолестниц и автоподъемников (см., например, требования п.5.36 СНиП 31-06-2009 /49/, п.6.36 МГСН 4.19-2005 /69/, п.2.47 МГСН 4.04-94 /59/, п.9.61 МГСН 4.16-98 /62/, п.16.5.15 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург /107/);

· использованием площадок на покрытии здания, сооружения для беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением (см., например, п.16.5.11 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург /107/);

· размещением закладных элементов с несущей способностью не менее 300кгс в помещениях и на стенах фасадов для использования индивидуальных систем спасения людей (см., например, п.16.5.14 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург /107/);

· размещением закладных элементов или сплошного монорельса (силовой штанги и т.п.) с несущей способностью не менее 1500кгс по периметру кровли для крепления аварийно-спасательного снаряжения для доступа спасателей к любой точке фасада, крепления систем группового спасения для спуска людей с кровли и этажей до уровня земли и т.д. (см., например, п.16.5.14 ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург /107/).

Кроме того, реализация требований по устройству подъездов, а тем более - проездов, для пожарной техники на практике не всегда возможна из-за сложного рельефа местности участка застройки (например, перепада высот на фасадах), расположения в горной или сильно пересеченной местности, ограниченности площади участка, его примыкания к водным объектам (реки, озера и т.п.), территориям соседних зданий, сооружений, наличия полос отвода для инженерных коммуникаций, магистральных трубопроводов и т.п.

С учетом изложенного, представляется, что нормативное регулирование требований по устройству проездов, подъездов для пожарной техники следует отнести к сводам правил или СТУ и не отражать в технических регламентах, что и предусмотрено п.6 ст.17 ФЗ №384, т.е. нужно расчетами или другими способами обосновать варианты реализации таких требований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.