Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающее взаимодействие тренер – игрок






(прямая и обратная связь)

 

  Тренерские ключи   Указания тренера     Самокоманды игрока
1) * исходная позиция – в своей зоне * «чтение» нападающего и своего блока * «сидеть» в момент удара * платформа готова     Читай игру     Тащу любой
2) * зрительный контроль за мячом * платформу – ниже к полу, дальше от корпуса и только подставить     Только подставить     И…ап

 

 

 

 

Нападающий удар

 

Нападающий удар – это решающий технический элемент игры. Нет, не только нападающий удар все решает, каждый элемент по-своему важный. Но 60-70% выигранных командой очков приносит нападение. Вообще говоря, техника исполнения удара очень сложная, хоть и бывает, что встречается в обычной жизни (бросания в цель, бейсбол). Движение нападающего удара должно постоянно быть одинаковым, то есть движение не должно быть расхлебанным, и ездить по разным сторонам. Оно должно быть в тисках и ни шагу в сторону, как автомат, который выполняет одно правильное движение. Удар состоит из разных элементов, которые идут по цепочке, если один начальный элемент будет не правильный, то можно сказать что все, ничего уже не получится. Все должно быть сделано шаг за шагом, и движение должно быть заучено и делаться движение должно закрытыми глазами, причем одинаково. При нападении, как и при подаче, должно быть заученно главное правило – «Широко, высоко». Нападающий удар следует выполнять расковано, впрочем, как и все элементы.

Нападающий удар надо выполнять быстрым движением кисти, а не руки. Владислав Андроникович говорил: «Удар кистью в 10 раз сильнее и быстрее, чем удар рукой». Это вполне правильное мнение. Рука только помогает кисти дать направление мячу. Надо понимать, что главное это - движение. Пусть даже игрок не попадет в поле при выполнении нападающего удара, но если будет делать правильное движение, то все получится. Я сам вначале удивлялся, почему технические данные это главное в волейболе? А потом понял, что без технических данных игрок не сможет вообще ничего сделать, например: обработать мяч, причем как в приеме, так и в нападении. «Если ты начал играть, то должен тренироваться и совершенствоваться до того момента, пока не оставишь волейбол навсегда». Сопровождение мяча бьющей кистью должно быть минимальным по времени и по расстоянию. Нельзя мяч накрывать кистью. Как многие специалисты и обычные тренера рассказывают, что, чем больше закрываешь кисть, тем и лучше. Кистью нужно накрывать мяч, но не закрывать кисть. Потому, что тогда мяч все время будет или в сетке, или в блоке. Касание с мячом должно быть минимальным. А если его еще и кистями накрывать, будет очень долго и неправильно.

Когда игрок выполняет нападающий удар с места, то в начале он должен стать в правильную стойку, развернуться в ту сторону, в которую будет нападать, потом выполнить правильно замах, потом раскручивая подбросить мяч вверх и прямо перед собой, потом поймать и обработать мяч в самой высокой точки съема мяча, при этом, сделать шаг к мячу, чтобы можно было нападать в самой высокой точки съема мяча, затем направить мяч, куда задумал игрок при этом, сопровождая мяч как можно дальше, и выполнить до конца движение. Также при нападающем ударе очень важен хльост. Касание с мячом должно быть коротким, но очень быстрым. Чем короче касание с мячом, тем больше и быстрее хльост. При нападении мяч нужно вращать, если мяч будет быстро лететь и вращаться, то противнику будет гораздо сложнее его принять и обработать. Также при нападении нужно попадать в одну и ту же точку ладони, и мяча также. При нападающем ударе касаться мяча нужно в его нижней точке. Многое зависит от своевременности. Если своевременности не будет, то может быть срыв мяча при нападающем ударе, может случиться и такое что по мячу игрок вообще попадать будет рукой, тем местом, которым принимает мяч снизу. Поэтому чтобы этого избежать должна быть своевременность и чувство мяча. Попадать в одну, и ту же точку мяча. Также есть такое понятие, как нападающий удар с переводом. Нападающие удары с переводами можно делать с помощью поворота корпуса и просто поворота быстрой кистью. Когда игрок нападает и при этом поворачивает корпус, то в данном случае удар, как правило, будет точнее, чем при простом переводе мяча кистью. Надо понимать, что как бы игрок не нападал, как бы не выходил под мяч, как бы ему не пасовали, он постоянно должен выходить под мяч, чтоб тот был всегда перед ним и в самой высокой точки съема мяча нападать. Высота – немаловажный фактор. Чем выше игрок нападает, тем сложнее ему обработать этот мяч. Игрок должен быть уверенным в своих силах, и в себе самом, не бояться сделать ошибку, но сделав ее понимать и исправлять ее. Лично для меня после смерти Владислава Андрониковича нападение давалось намного сложнее, чем любой другой элемент. Та же подача, у меня была более стабильна, но, с нападающим ударом я очень долго мучился. Очень тяжело запомнить правильное движение, особенно когда мышцы не хотят тебя слушать. При каждом элементе должны работать определенные группы мышц, не больше и не меньше. Все мышцы, все тело должно быть максимально расслаблено (как на шарнирах). Если хоть одна маленькая мышца где-то зажалась или игрок не может контролировать ею, то это приводит к неправильному движению, тело и мышцы зажимаются, и со временем игрок начинает промахиваться по мячу. Обработка мяча должна быть только кистью, максимально быстрое и короткое касание на мяче. Также при нападающем ударе важен замах. Замах должен быть зафиксированным и должен иметь постоянно одно, и тоже движение (направление). При замахе надо учитывать:

1. Кисть немного выше головы, локоть немного выше плеча.

2. Не отводить руку с локтем от себя.

3. Кисть постоянно смотрит в точку направления мяча, не разворачивать ее.

4. При исполнении замаха на удар разогнать кисть как можно быстрее.

5. Быстрая обработка мяча кистью.

6. Как можно дальше провожать мяч.

7. Завершить правильно движение.

Также, когда игрок делает замах, он должен его зафиксировать хотя бы на 1-2 секунды. При нападающем ударе игрок должен постоянно подходить под мяч, и не только чтоб он всегда был перед тобой а и для того чтобы ловить мяч на максимальной высоте, естественно тогда будет совсем другая обработка. Переводы мяча игрок должен делать непосредственно на самом мяче, и при этом мяч должен быть четко пред нападающим игроком. Переводы выполняются за счет быстрой, расслабленной кисти. Когда игрок выполняет переводы, он обязательно должен доходить до мяча, иначе будет срыв. Вообще игрок всегда обязан доходить до мяча, но при переводах особенно. Просто технически напасть в ход гораздо легче, чем сделать перевод. И абсолютно все нападающие удары игрок должен выполнять перед собой на максимальной высоте. «Если хочешь то добьешься». Также еще немаловажный фактор - упорство. Что это значит? Это значит то, что неправильное движение очень легко запоминается, а вот правильное гораздо тяжелее запомнить. Например замах, если игрок потерял правильное движение и у него ничего не получается, то он должен в день хотя бы часика 2-3 делать имитации, причем правильные. В данном случае движение надо просто зазубрить. «У нас в волейболе невозможно обойтись без этих идиотских повторов. Но любое мастерство не может обойтись без элементов повторного характера». Игрок также должен понимать, что сначала ни у кого ничего не получается. В данный момент очень важно, чтобы он не упал с психологической точки зрения. Пусть у игрока ничего не будет получаться в начале, пусть игрок будет промахиваться по мячу и мяч будет летать по разным сторонам, но если игрок будет выполнять правильное движение, то со временем все получится. «Если взялся за дело, то доводи его до конца». Даже у таких волейболистов как Андрей Кузнецов, Жилберто Амаури, Сергей Тетюхин сразу не все получалось. На это требуется годы упорных тренировок. «Если можешь смириться – смирись, если нет – тренируйся».

Нападающие удары в прыжке немного отличаются от нападающих ударов с места. При нападение в прыжке игрок должен правильно разбегаться, выходить под мяч, правильно отталкиваться от пола, технично и правильно делать все элементы в прыжке (замах, кисть, высота, обработка, завершение движения), приземлятся на пол. В прыжке сложнее обработать мяч, чем с места, потому что у игрока нет опоры. А теперь, я вам расскажу технические действия при прыжке:

1. При разбеге нападающего удара игрок должен выполнять три шага. Если игрок правша, то первый шаг он делает правой ногой, второй шаг самый широкий делается левой ногой, ну и последний - правой ногой, но отталкивается игрок все равно двумя ногами. Зачем делать три шага? Тут все очень просто. 1-ый шаг идет как прицеленный, 2-ой выполняется, чтоб изменить направление выхода под мяч в случае неточного паса на удар, и 3-ий шаг решающий, именно здесь игрок отталкивается на удар. При выполнении третьего шага игрок уже ничего не сможет изменить, то есть, как он вышел под мяч, так и будет нападать.

2. Выходить под мяч во время прыжка нужно, как и с места, чтобы мяч был всегда перед тобой. Если игрок левша, то делает выход также как и правша только начинает и заканчивает выход с левой ноги. Например: если игрок нападает по краям в 4-ой и 2-ой зонах, то он должен выходить под мяч полукругом. И лучше если игрок нападает широко, высоко по краям (в данной ситуации игроку легче сделать переводы кистью вправо, влево и просто гораздо легче будет нападать в ход). Потому что, чем уже пасует связующий, тем больше шансов, что нападающего заблокируют.

3. После выхода под мяч идет толчок от пола, отталкиваться нужно двумя ногами, причем обязательно должен быть стопорящий шаг. Стопорящий шаг выполняется перекатом с пятки на носок. Так нападающий игрок и должен отрываться от пола. Нападающий игрок должен помогать себе руками, чтобы выше прыгать и больше отталкиваться от пола. Игрок не должен быть медленным, он должен быть очень быстрым, как ракета. Игрок должен ‘‘взрываться’’ на выходе под мяч во время прыжка. Также при прыжке игрок не должен зависать в воздухе. «Чем больше вертикальная скорость отталкивания при прыжке, тем выше прыжок. Чем меньше время отталкивания от площадки при прыжке, тем выше прыжок». Игрок может зависать в воздухе только в том случае, когда видит, что при быстрой атаке он не сможет обыграть блок. Нападающий игрок всегда дольше висит в воздухе, чем блокирующий игрок. Прыгать игрок должен только вверх. Не вперед, не в разные стороны, а только вверх. Сила инерции должна идти вверх, ведь игрок должен ловить мяч на максимальной высоте. Игроки часто пролетают мяч, из-за того что при прыжке отталкиваются не вверх а вперед. Пролетать мяч еще можно из-за несвоевременного выхода под мяч. Нападающий (второго темпа) должен оценить передачу. И выходить по месту и качеству передачи. От нападающего (первого темпа) здесь зависит немного меньше, тут связующий должен направлять мяч ему в руку. При прыжке игрок должен помогать себе руками, для того чтоб выше прыгнуть. Прыжок должен быть вертикальным. С момента прыжка и вплоть до удара необходим полный зрительный контроль за мячом.

4. Технические элементы в прыжке надо делать также как и с места. Ведь движение должно быть одинаковым всегда. Конечно, в прыжке гораздо сложнее контролировать себя, нежели с места, но вполне возможно. Каждый технический элемент очень важен. Технические элементы идут цепочкой и эту цепь нельзя перерывать. Нападающий игрок должен зрительно видеть сторону противников. Если игрок видит, где и как ставиться блок, где стоят принимающие, страхуют ли они блокирующих то у этого игрока не должно быть никаких проблем. У многих волейболистов очень развито боковое зрение, благодаря ему игрок и должен внимательно следить за перемещением игроков на стороне противника. Игрок также должен понимать, что хоть с прыжка хоть с места движение при накатах, скидках и силовых нападающих ударах выполняется одинаково. Например: игрок делает имитацию нападающего удара, но в последний момент уже при касании с мячом легким движением кисти накачивает мяч. В данной ситуации противник очень часто не успевает среагировать, ведь движение выполняется одинаково. Задача нападающего максимально усложнить жизнь принимающему игроку. Так что вывод стоит один – движение должно быть одинаковым всегда.

5. Приземляться на пол нужно очень аккуратно, ведь получить травму очень легко. С какой точки игрок прыгает в такую точку игрок и обязан опустится. Сила при прыжке должна идти вверх, а не вперед. Ведь задача стоит в том, чтоб достать и обработать мяч на максимальной высоте. Чтобы этого добиться, нужно постоянно делать выходы и имитации после тренировок. Причем начиная с разбега и заканчивая приземлением. Приземляться нужно плавно на обе стопы. При прыжке нельзя переваливаться в разные стороны, это очень плохо может сказаться на техническом исполнении и на приземлении. Нельзя приземляться на бока стопы. Вывихнуть или сломать голеностоп очень легко для волейболистов, а вот последствие могут быть кошмарными. Одним темпом – выход на удар и одновременный прыжок в одной или разных зонах двух-трех нападающих.

При обучении важно учитывать следующие рекомендации:

- после 2-го и 3-го шагов ступни должны быть почти параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (55-70см). «Разброс» ступней (одна впереди другой) снижает эффект одновременного взрывного усилия ног для последующего прыжка

- время отталкивания (после шага «приставной» ноги) должно быть минимальным (порядка 0, 18-0, 27 секунды)

Руки выполняют две основные функции:

- помогают игроку сохранить направление разбега и равновесие

- помогают игроку максимально «вложиться» в прыжок; для этого при последнем шаге обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад, а затем – во время самого прыжка – маховым движением с ускорением выносятся вверх.

После смерти Агасьянца девушки, что тренировались у него перешли тренироваться в педагогический институт в Полтаве. Там был и тренировал воспитанник Владислава Андрониковича Игорь Слинько. Он девушкам говорил, что у них мужской замах, что Агасьянц научил вас мужскому замаху. Что еще за бред? Правильное движение всегда должно выполняться одинаково. И не обращать внимания парень ты или девушка. Все-таки игроков хороших много было, а вот мозги не у всех остались.

Нападающий игрок должен уметь отыгрываться от блока. Есть в волейболе такое понятие как «игрок-мяч-игрок». Но нападающий игрок должен быть уверен, что его подстрахуют, как, между прочим, и сам себя игрок должен страховать. Отыграться от блока надо уметь, надо попасть четко в центр ладоней противника, причем не очень сильно. Ну и конечно тут требуется максимальная концентрация. Или сильно ударить по краю блока и мяч от рук соперника угодит в антенну, или улетит в аут. А можно и легонько сыграть по краям пальцев, но это сложнее. Отыграться от блока – несильным ударом об край блока отправить мяч в аут или оставить в игре для более успешной доигровки. Игрок должен стараться нападать по краям площадки, где принимающим сложнее всего принять мяч. Также нужно пытаться направлять мяч принимающему игроку в район шеи и верхней части груди. В данной ситуации принимающему противнику будет трудно обработать мяч в приеме и сверху и снизу. Загнать под кожу – при атакующем ударе нападающего загнать мяч между сеткой и руками блокирующих. Нападающий зрительно контролирует мяч, оценивая действия блока противника периферическим зрением.

Атака со второй линии, то есть - пайп. Пайп – вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок нападает, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии. Лично мне атака с задней линии в волейболе нравится больше всего, но, несмотря на это, в этом виде спорта важен каждый элемент. Пайп – это быстрая атака. Когда игрок 1-ого темпа делает выход и имитацию нападающего удара, то, как правило, с ним прыгает и блокирующий противник, в то время как игрок с задней линии, нападающий игрок нападает быстро и без блока. Хотя атаковать с задней линии можно и в 1-й и с 5-й зонах. В 1-й зоне, как правило, атакует диагональный игрок, а в 5-й зоне может нападать доигровщик, который по договоренности поменялся зонами с либеро, который в данной ситуации будет играть в 6-й зоне.

Атака 1-ым темпом, то есть – взлет. Взлет – удар с низких передач (нападающий прыгает на удар до передачи). Взлет - в основном нападают игроки 1-ого темпа (центральные блокирующие), которые, как правило, самые высокие в команде. При выполнении взлета нападающий должен выйти на удар до передачи и ждать мяч, в то время как связующий игрок должен точно положить мяч нападающему в руку (ладонь). Во время первого темпа не нападающий должен искать связующего, а связующий нападающего.

(на фото видно, что нападающий 1-го темпа развернул кисть и у него неизвестно какой замах. Так делать нельзя никогда. В данной ситуации у него получится удар ''лопатой'').

Доигровщик – (нападающий второго темпа) атакует с краев сетки. Доигровщики могут атаковать практически с любых передач. В самых сложных ситуациях связующие, как правило, отдают передачи своим доигровщикам. Доигровщик также нападает с задней линии, активно участвует в приеме. Этот игрок выполняет одну из самых тяжелых работ. Выходить под мяч доигровщики должны по договоренности со связующим, в зависимости по ситуации и качеству передачи и темпу атаки. Есть еще и диагональные нападающие, они атакуют в основном в 1-й и 2-й зонах, в зависимости на какой они линии находятся. В приеме диагональные игроки практически не участвуют. А функции в атаке очень похожие с функциями доигровщиков. Эшелон – выход 2-х нападающих перпендикулярно сетке друг за другом (1-й темп заслоняет 2-го).

Вообще в нападении участвуют 5 человек. Это – два доигровщика (игрока второго темпа), два блокирующего (игрока первого темпа) и диагональный игрок. В современном волейболе больше всего очков за игру набирают диагональные нападающие, иногда могут быть доигровщики. Мне больше всего нравятся доигровщики. Почему? Потому что они в волейболе могут делать все. Они нападают, принимают, подают подачу, ставят блок и если понадобиться могут дать пас. Хаммер – сильный удар по мячу, после которого он резко летит вниз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.