Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коллектива, как соц. группы людей.






Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. Существенным признаком коллектива является его цельность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

Коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитие м коллектива. В настоящее время существует несколько моделей развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении. Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трех крат. Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятие всеми членами группы единых целей. Этот соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обязательно социально – позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1). Оценка выполнения группой основной общественной функции; 2). Оценка соответствия группы социальным нормам; 3). оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для полноценного развития личности.

Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

И четвертый слой групповой структуры фиксирует поверхностные связи между членами группы.

При создании коллектива нужно начинать с постоянных целей. Это очень поможет сплотить коллектив. Поэтому с людьми нужно как можно чаще советоваться.

Существует два вида коллективов – формальные и неформальные. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях выполнения какой - то официальной работы. В неформальные коллективы объединяются те же сотрудники формальных коллективов для достижении своих собственных целей.

В отличие от формального коллектива, неформальный никто специально не создает – он образуется спонтанно.

В любом коллективе существует так называемая шкала престижа, где работники занимают место в соответствии с признанием коллег. Часто бывает, что в коллективе наиболее высокий авторитет занимает человек, который формально не занимает никаких ответственных должностей. Такой человек становится неформальным лидером данного коллектива.

Лидер и руководитель – это не одно и то же. Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как его зеркало.

Выделяют:

  1. Лидер – организатор. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер – творец. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
  3. Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов оставить то, во что верит, и не склонен к уступкам.
  4. Лидер – дипломат. Опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планах.
  5. Лидер – утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предусмотрителен, относится к ним с сопереживанием.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Руководитель может лишь частично брать на себя функции лидера. Слово «Руководитель», буквально означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор за всеми подразделениями в целом. Этот вид работы – следить за целым, составляет суть работы руководителя.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.

Авторитарный. В любом деле, прежде всего, ценит единоначалие. Жестокий, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Недостатков больше чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений, подавление инициативы замедление нововведений, пассивность сотрудников, неудовлетворенность людей своей работой. Не благоприятный психологический климат обуславливает повышенную психологическую стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Демократический. «Моя точка зрения – одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских психологически – коммуникативных способностях руководителя.

Либерально - анархический. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности в том, что «работа не волк».Чаще всего результаты работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем. Нет стимула добросовестно трудиться. Возможны скрытые и явные конфликты.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой На этой стадии люди еще присматриваются к друг другу, решают по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплоченности коллектива на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия – «конфликтная» - характеризуется тем, что в его рамках открыто, образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны людей, приобретает значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами.

На третьей стадии – стадии экспериментирования – потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которому подходят, с одной стороны реалистически, а с другой стороны – творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного члена к другому, каждый из которых, гордится своей принадлежностью к нему.

На последней – пятой стадии – внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, личные разногласия между ними быстро устраняются. Далеко не все коллективы выходят на высшие уровни.

Коллектив потенциально может добиться большего, чем каждый из членов в сумме. Вместе с тем коллективная работа может открыть огромные новые возможности. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.