Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активность психического отражения

ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

Маркс считал, что сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей — раздражителей, а продукт общественных, отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В качестве функции человеческого мозга мышление представляет собой естественный процесс, но мышление не существует вне общества, Таким образом, каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, п Иначе говоря, мышление людей, как и их восприятие, имеет общественно-историческую природу.

Труд посредством орудия ставит человека не только перед материальными, вещественными объектами, но и перед их взаимодействием, которое он сам контролирует и воспроизводит. В этом процессе и осуществляется их познание человеком, превосходящее возможности непосредственно-чувственного отражения

Глава II. ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
1. УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения

Именно на психологическом уровне возникает проблема специфических особенностей тех форм отражения, которые выражаются в наличии у человека субъективных — чувственных и мысленных — образов реальности.

Положение о том, что психическое отражение реальности есть ее субъективный образ, означает принадлежность образа реальному субъекту жизни. Но понятие субъективности образа в смысле его принадлежности субъекту жизни включает в себя указание на его активность. Итак, понятие субъективности образа включает в себя понятие пристрастности субъекта.

Психический образ есть продукт жизненных, практических связей и отношений субъекта с предметным миром, которые являются несопоставимо более широкими и богатыми, чем любое модельное отношение.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

Восприятие представляет собой активный процесс, необходимо включающий в свой состав эфферентные звенья.

Не только мышление, но и восприятие человека в огромной степени превосходят своим богатством относительную бедность его личного опыта.

В восприятии постоянно происходит активный процесс «вычерпывания» из реальной действительности ее свойств, отношений, их фиксация в кратковременных или длительных состояниях реципирующих систем и воспроизведение этих свойств в актах формирования новых образов, в актах узнавания и припоминания объектов.

Глава 3 " Проблема деятельности в психологии"
При всем многообразии современных направлений в психологии общее между ними с методологической точки зрения является то, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействие на рецептор субъекта – возникающие ответные (объективные и субъективные) явления, вызванные данным воздействием. Не смотря на разработку различного рода промежуточных переменных, это не решает проблему противопоставления субъекта с его мотивацией и другими характеристиками объективным условиям деятельности, внешнему миру.

 

Итак проблема встала следующим образом: либо позиция, что сознание определяется окружающими вещами, явлениями, либо позиция, что сознание определяется общественным бытием людей, которое есть реальный процесс жизни.

К.Маркс: «В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь».
Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: начиная исходной афферентацией, затем эффекторные процессы, потом коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа.

Рубинштейн считал, что необходимо изучать содержание ощущений, восприятия, мышления – внутренние психические процессы и состояния субъекта.

А.Н.Леонтьев выступает за более широкое изучение деятельности, включая ее внешнюю форму. Предметом психологии в таком случае является функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности.


Деятельности различаются в первую очередь между собой по тем предметам, на которые они направлены. Предмет деятельности является мотивом, который может быть как вещественным, так и идеальным. Деятельность без мотива не бывает. Мотив в процессе осознания становится мотивом-целью.
Деятельность состоит из действий. Действия подчинены достижению цели. Цель является представлением о результате, который должен быть достигнут.
Мотив изначально обладает двумя функциями: побуждения и направления. Вследствие выделения цели, функция направления переносится на цель.

  • Глава IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ *

1. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности.

Впервые метод научного анализа порождения и функционирования человеческого сознания - общественного и индивидуального - был открыт Марксом. индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно.

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по - прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в " плане сознания".

Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью.

Другое капитальное изменение, претерпеваемое сознанием в ходе исторического развития, состоит в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов.

  1. ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ

Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.

В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань.

Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой.

  1. ЗНАЧЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ

Главная трудность психологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизводятся все те противоречия, на которые наталкивается более широкая проблема соотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологии понятия.

Когда в психическое отражение мира индивидуальным субъектом вливаются идеализированные в значениях продукты общественно-исторической практики, то они приобретают новые системные качества. Раскрытие этих качеств и составляет одну из задач психологической науки.

  1. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания.

  • Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ *
  1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.

  1. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Понятие " индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

В основе понятия индивида лежит факт целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид не является простой " калькой" этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе.

Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Особенности, характеризующие индивида, не просто переходят в особенности личности, так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее.

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается - не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения.

В основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.

За соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

  1. МОТИВЫ, ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

Две принципиальные схемы, выражающие связь между потребностью и деятельностью. Первая воспроизводит ту идею, что исходным пунктом является потребность и поэтому процесс в целом выражается циклом: потребность -> деятельность -> потребность.

Другая, противостоящая ей схема есть схема цикла: деятельность -> потребность → деятельность.

Психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов.

Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и развития действий субъекта.

Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру. Ее особенности и образуют то, что определяет тип личности.

Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень иерархизированности деятельностей, их мотивов.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.

Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности деятельностей человека образуют как бы общий " психологический профиль" личности.

Теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру.

Проблема самосознания личности, осознания " я" остается в психологии нерешенной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава. 14. Время | Вступление. Создатели игры: Иван Попов (Berserk) и Максим Истомин (Warlock).




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.