Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опишите требования, предъявляемые к дорожным одеждам, назначение конструктивных слоев дорожной одежды, приведите классификацию дорожных одежд.






Дорожную одежду, представляющую собой многослойную конструкцию, укладывают на тщательно спланированные и уплотненные верхние слои земляного полотна.

Материалы дорожной одежды воспринимают растягивающие напряжения и накапливают пластические деформации от колес автомобилей, распределяют и передают давление от транспортных средств на грунты земляного полотна.

Напряжения, возникающие в слоях одежды при движении автомобиля, с глубиной затухают. Это позволяет проектировать дорожную одежду многослойной, применяя в отдельных слоев покрытия, основания и дополнительного слоя основания.

Покрытие - верхняя часть дорожной одежды воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся воздействию атмосферных факторов. Покрытие должно быть плотным, прочным, ровным, шероховатым, должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части в любое время года. Поскольку покрытие устраивают из наиболее дорогостоящих материалов, ему придают минимально допустимую толщину.

В целях безопасности движения и защиты верхнего слоя покрытия от проникновения в него влаги устраивают поверхностную обработку, которая способствует повышению прочности и шероховатости гладких покрытий в процессе эксплуатации. Шероховатость покрытия обеспечивается за счет применения каменных материалов, устойчивых против износа.

Дорожная одежда должна быть прочной независимо от изменения режима увлажнения в течении года. Прочность материалов, используемых в дорожной одежде, зависит от состава движения, т.е. количества разных типов транспортных средств в транспортном потоке, и климатических условий для данного района проектирования. Верхние слои дорожной одежды испытывают значительные напряжения растяжения и температурные изменения, поэтому они должны быть монолитными, плотными, мороза и термостойкие.

Основание- несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна.Оно не подвергается непосредственному возведению колес автомобилей, поэтому для его устройства применяют материалы меньшей прочности, чем для покрытия и слоя износа. Основание может состоять из одного или нескольких слоев. В последнем случае верхние слои основания устраивают из более прочных материалов. Для устройства нижних используются менее прочные.

Дополнительные слои основания устраивают между основанием и верхней частью з.п. в районах сезонного промерзания грунтов на дорогах I-IV категорий, находящихся в неблагоприятных грунтово- гидрологических условиях. Совместно с покрытием и основанием дополнительные слои обеспечивают прочность д.о. Дополнительные слои из песка, гравия или щебня укладывают на участки з.п., сложенных из пылеватых, суглинистых и глинистых грунтов, в которых могут развиваться процессы зимнего накопления влаги и образование пучин, с целью предотвращения вспучивания покрытия. Дополнительные слои одновременно выполняют мороз озащитные и капилляропрерывающие функции.

Для того чтобы грунтовые воды не поднимались по капиллярам, в з. п. по направлению к д. о. устраивают дополнительные слои из местных материалов, укрепленных органическими вяжущими на всю ширину з. п. Дополнительный слой прерывает движение воды. На подстилающий грунт з. п. передается давление от д. о. и транспортных нагрузок, поэтом прочность д. о. может быть обеспечена лишь на однородном, хорошо уплотненном, не подверженном пучению з. п. при обеспечении водоотвода.В связи увел., интенсивности движения необходимо предусматривать возможность усиления по прочности конструкции д. о., создания дополнительного слоя покрытия и включение нового слоя износа- поверхностной обработки.

Отказ - это такое состояние д.о., при котором требуется проведение кап., ремонта ранее срока, установленного действующими нормами.

Конструкцию д. о. и вид покрытия принимают исходя из т.е. эксплуатационных требований и кат., проектированной дороги. При этом учитывают нагрузку на д. о. и сост., движения, интенсивность т.е., климатические и грунтово-гидрологические условия. Д. о. по способности воспринимать растягивающие напряжения и накапливать пластические деформации, возникающие от действия нагрузок и температурных изменений, подразделяют на жесткие и не жесткие. Типы дорожной одежды: капитальные, облегченные, переходные, низшие.

Жесткие д. о. характеризуются тем, что один или несколько слоев из бетона обладают сопротивлением изгибу и модулю упругости, практически не зависящими от температуры, влажности скорости нагружения в течении всего срока службы д. о. К жестким д. о. относится монолитные цементобетонные покрытия, асфальтобет. покрытия на основании из цементобетона, сборные покрытия из жб и армобетонных плит.

Нежесткие д. о. представляют собой слоистые конструкции, материал которых х -ется модулем упругости и предельным сопротивлением растяжения при изгибе или параметрами сдвига, сущ., зависящего от температуры и влажности, режима загружения, либо сост., из слоев, материалы которых сопротивляются растяжению при изгибе. К нежестким д.о. относятся асфальтобетон и дегтебетонные покрытия, из каменных материалов, обработанных вяжущими, побочных продуктов промышленности или грунтов без обработки их вяжущими.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.