Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 25.






1. Обучение функциональным типам речи на уроках РЯ.

Выделение только трех типов объясняется тем, что изучение текстов не выходило за рамки литературно-художественной речи. Если же иметь в виду все многообразие текстов, то перечень функционально-смысловых типов речи можно расширить. Так поступает, например, В.В. Одинцов, добавляющий к описанию, повествованию, рассуждению определение (объяснение), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования.

Рассмотрим каждый из функционально-смысловых типов речи по отдельности, а затем и совместное употребление.

Описание

Описание - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление - значит перечислить его признаки.

" Описание, - читаем в " Теории словесности" П.С. Когана (1915), - заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно".

Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. Например, пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его передвижения (" Степь" А.П. Чехова). Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению.

В художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление.

Повествование, как определяет " Теория словесности", в противоположность описанию, " есть изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга".

Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования - знаменитый рассказ Цезаря: " Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici). Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую - это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа - сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Образно можно сказать, что повествование - это своеобразное речеведение.

Итак, повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, действие.

" Рассуждение... имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль". Так определяет рассуждение старая " Теория словесности".

С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение,

2.Особенности работы по развитию связной речи на уроках РЯ в ЯШ.

Одним из видов речевой деятельности, играющих исключительную роль в

коммуникативной деятельности человека, является чтение. Через правильно

организованное чтение человек не только расширяет свой кругозор,

развивает речь и мышление, но и укрепляет и воспитывает в себе

необходимые в жизни моральные качества. Исключительно велика роль и

значение чтения в учебном процессе, в приобретении им знаний из учебной и

другой литературы по всем изучаемым дисциплинам, поэтому необходимо

совершенствовать навыки чтения на уроках русского языка. Осознание того,

что чтением нужно всерьез заниматься не только в начальной школе, но и в

средней, пришло, к сожалению, не так давно. Дело в том, что навыки зрелого

чтения формируются у учащихся не менее 6 лет, и, следовательно, работа по

обучению чтению должна оставаться одной из самых важных в 5 – 7 классах.

Как было нами отмечено, чтение – одно из важных и нужных умений

человека. Оно предполагает прежде всего овладение техникой чтения. Чем

совершеннее техника чтения, тем продуктивнее чтение. Как сложное

автоматизированное умение техника чтения включает следующие операции:

- узнавание букв, сочетаний букв и перекодирование их в звуки языка;

- узнавание графических образов слов и перевод их в звучащие слова;

- воспроизведение слов с соответствующей артикуляцией звуков и

постановкой ударения на соответствующем слоге;

- объединение слов в синтагматические группы и т.д.

Уровень владения техникой чтения определяется такими качествами,

как беглость, правильность, громкость, выразительность.

Следовательно, обучение чтению на уроках русского языка включает

работу над пониманием прочитанного и техникой чтения.

2. По форме, характеру и цели выделяют несколько видов чтения: вслух и

про себя, громкое и тихое, индивидуальное и хоровое, подготовленное и

неподготовленное, изучающее, ознакомительное, просмотровое,

реферативное.

Чтение вслух и про себя различается как два способа восприятия

письменного текста. Чтение вслух представляет собой перевод букв в звуки и

произнесение зрительно воспринимаемого текста вслух – во внешней речи.

При чтении про себя перекодирование букв в звуки заканчивается во

внутренней речи, читающий произносит фразы только про себя. При чтении

про себя значительно повышается скорость чтения, в этом состоит главное

преимущество чтения про себя.

В учебной практике чтение вслух и чтение про себя обычно

чередуются.

Изучающее чтение – это вдумчивое, несколько замедленное чтение

текста с целью наиболее полного извлечения из него информации,

понимания и запоминания его содержания.

Весьма эффективным видом задания при изучающем чтении является

установка на воспроизведение содержания текста после его прочтения

(пересказ).

Практикуемое на уроках русского языка чтение текстов выполняемых

упражнений является в подавляющем большинстве случаев изучающим

чтением. Техника осмысленного чтения вырабатывается главным образом на

материале изучающего чтения.

Цель ознакомительного чтения – понимание общего содержания

текста, извлечение из него необходимой информации. Задания при

ознакомительном чтении могут быть такими:

- выделить основную мысль текста;

- озаглавить текст или обосновать заголовок (почему так озаглавлен

текст, удачен ли такой заголовок);

- ответить на вопросы по содержанию текста;

- подтвердить какую-то мысль предложениями из текста и т.д.

Этот вид чтения необходим на уроках русского языка для того, чтобы

грамматические задания выполнялись не механически, а осмысленно, с

осознанием функционирования изучаемых грамматических явлений в

потоке связной речи.

Реферативное чтение предусматривает внимательное чтение текста,

выяснение его основного содержания. Извлекаемая из текста информация

передается письменно в сокращенном виде. Цель реферативного чтения –

научить учащихся составлять конспекты, аннотации. Данный вид чтения

практикуется в основном в старших классах.

Просмотровое чтение представляет собой беглый, поверхностный

просмотр текста с целью поиска нужного материала по той или иной

проблеме или общее знакомство со статьей, книгой. Навыки просмотрового

чтения необходимы для поиска нужного материала при подготовке докладов,

сообщений учащихся.

Как видим, содержание работы по совершенствованию навыков чтения

учащихся должна включать овладение техникой чтения всеми видами

чтения.

3. Чтение – мыслительный процесс, представляющий собой восприятие и

осмысление письменной речи, извлечение из него информации, понимание

его. Понимание является конечной целью чтения, поэтому необходимо

привить учащимся навыки осмысленного чтения, используя следующие

приемы:

- осмысление и понимание текста значительно облегчаются, если учебному

тексту будет предшествовать момент «вхождения» в читаемый текст. В

качестве средств «вхождения» в читаемый текст используются заглавие,

подзаголовки, иллюстрации, опорные слова, абзацные фразы, предтекстовые

вопросы и др.;

- осмысленному восприятию содержания текста и пониманию его

способствуют следующие задания: постановка вопросов по содержанию

текста, ответы на поставленные вопросы, деление текста на смысловые

части, озаглавливание текста и его отрезков, составление плана, пересказ

прочитанного и др.

На уроках русского языка работа над совершенствованием навыков

чтения учащихся должна быть организована на основе чтения и понимания

учебно-научного текста лингвистического содержания. Многолетняя

практика показывает, что работа с учебно-лингвистическим текстом на

уроке русского языка включает, как правило, пять основных этапов:

1 этап: подготовительный направлен на подготовку учащихся к восприятию

содержания текста учебника. На этом этапе используются следующие

приемы:

- уточнение темы и основной мысли текста;

- прогнозирование(предугадывание) содержания текста по названию

параграфа, рисунку, схеме и т.п.;

- словарная работа, предусматривающая уточнение лексического

значения ключевых слов текста;

- просмотровое чтение (в течение 30 секунд).

2 этап: ознакомительного чтения текста проводится с целью понимания

основного содержания текста, чтение сопровождается следующими

заданиями:

- постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста;

- уточнение темы, основной мысли текста;

- разбивка текста на смысловые части и составление плана;

- маркировка текста (подчеркивание основной информации, выделение

непонятных слов, подчеркивание слов, в которых сформулирована основная

мысль и т.д.);

- словарная работа;

- составление схем, таблиц на основе текста;

- подбор заголовка;

- оценка понимания текста;

- ответы на вопросы по содержанию текста.

3 этап: информационно-смысловая переработка текста на основе изучающего

чтения. Цель этого этапа заключается в том, чтобы понять, запомнить

данный текст и передать его содержание.

Целесообразно организовать работу по частям текста, которые

выделены учениками на предыдущем этапе. Каждая структурная часть текста

подвергается смысловому, структурному и языковому анализу. При этом

учащиеся читают вслух или про себя фрагмент текста, определяют его

основную мысль, отрабатывают выразительное чтение фрагмента,

пересказывают его, отвечают на вопросы, фиксируют содержание текста в

целом или его частей в виде конспекта, схемы, тезисного плана, подбирают

собственные примеры.

4 этап: выразительное чтение направлено на отработку у школьников

навыков выразительного чтения научного текста, а также дает возможность

еще раз изучить его содержание в полном объеме.

5 этап: пересказ текста дает возможность установить, как идет процесс

освоения учащимися языка науки, способности строить высказывание на

лингвистическую тему. Пересказ может быть полным и кратким, устным и

письменным. Следует обратить внимание, что начиная с 7 класса учащимся

время от времени следует предлагать письменное изложение текста.

Таким образом, работа, направленная на развитие и совершенствование

навыков чтения на уроках русского языка, должна учитывать обе стороны

чтения – его технику и понимание прочитанного. Рассмотренные нами

основные приемы помогают организовать процесс обучения осмысленному

чтению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.