Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 9. 1. Лингвистические основы методики развития речи учащихся в ЯШ.






1. Лингвистические основы методики развития речи учащихся в ЯШ.

Лингвистикой (наукой о языке) определяется содержание и характер изучаемого в школе материала: выбор приемов обучения зависит от характера языкового явления. Постоянное развитие лингвистической науки влечет за собой изменение в содержании обучения, что способствует развитию методики.

Так, в 70 – 80г.г. 20 в. после того, как в школьные программы были введены

разделы «Состав слова. Словообразование» и «Лексика. Фразеология»,

разрабатывались соответствующие разделы школьного учебника, система упражнений, приемы работы с теоретическими понятиями. В последние годы лингвистика сосредотачивается на описании внутренней организации системы языка, с точки зрения как та или иная языковая единица служит выражению мысли, т. е. коммуникативного назначения языка. В методике широко используются теоретические положения современной лингвистики: разграничение языка и речи, речевая деятельность, виды речевой деятельности, коммуникативные качества речи и т.д. Изучение русского языка в школе предполагает не просто овладение определенной суммой знаний о языке и системой соответствующих умений и навыков, но и речевое развитие школьников. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Подход к языку с точки зрения речевой деятельности определяет и внимание к содержательной стороне языка, к семантике. Большое значение для методики имеет функционально-семантическое направление лингвистики, в соответствии с которым учащиеся должны овладеть языковыми средствами как способами выражения того или иного содержания, смысла. Функциональность языковых средств предполагает тесную связь грамматической формы и значения. Такой подход формирует у школьников способность полноценно и многогранно воспринимать языковое явление – в единстве трех его сторон (значение – форма – функция). Традиционная формула что есть что обогащается подходом что используется, где, зачем, как. При этом формируется способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Итак, коммуникативный и функционально-семантический подход в изучении русского языка в школе опирается на достижении лингвистической

науки.

2.Роль тестов и принципы составления контрольно-измерительных материалов.

Для контроля ЗУН учащихся на уроках ря используются вопросно-ответный метод (опрос, устный и писбменный, индивидуальный, фронтальный). Он находит воплощение в письменных проверочных работах и в разных опроса: устном и письменном, индив-м и фронтальном (вопрсно-ответная беседа со всем класосом). Этот метод для текущего контроля (в процессе изучения темы), так и для периодического, или этапного, рубежного (после изучения крупной темы или раздела) Контрольно-оперативный метод (письменные проверочные работы. Контр диктанты) является главным способом проверки орфографической и пунктуационной грамотности школьников и реализуется через проведение различных диктантов.контр диктанты проводятся для итогового контроля после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие). Контрольно-коммуникативный метод (контр изложения, сочинения) практикуется для проверки коммуникативной компетентности учащихся, которая проявляется на уровне коммуникативных умений и навыков. С этой целью проводятся контрольные изложения и сочинения, как устные, так и письменные, а также перевод. Контрольные сочинения проводятся без предварительной подготовки. После проведения изложений и сочинений обязательна работа над ошибками.

Облегчает и ускоряет самостоятельную работу тестирование. Оно дает время на осознание того, насколько усвоен материал. Учащийся сам может корректировать систему своего обучения.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.