Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 2.






1.Содержание школьного курса синтаксиса и основные проблемы его изучения в НШ.

В практическом овладении РЯ как средством общения исключительно велика роль изучения синтаксиса, птм что речевые единицы являются по своей структуре синтаксическими. Языковые единицы всех уровней выполняют свою основную, коммуникативную функцию только в составе синтаксических единиц – словосочетания, предложения, сложного синт целого (текста). Задача изучения синтаксиса на функциональной основе – показать учащимся структурно-семантические свойства синт единиц, их роль в создании связной речи и научить пользоваться ими в процессе речевого общения.

Процесс изучения синт строя РЯ включает одновременно работу над структурой трех синт единиц, образующих неразрывную цепь: словосочетание-предложение-сложное синт целое (словосочетания участвуют в построении предложения, предложения объединяются в сложное синт целое, речь состоит из сложных синт целых) Значит. Работа по изучению структуры синт единиц составляет одновременно основное содержание работы по обучению русской речи.Основной задачей уроков РЯ является развитие связной устной и письменной речи учащихся, то все синт единицы необходимо рассматривать в контексте. Изучение синтаксиса РЯ в НШ имеет трудности: существенные расхождения в синт строе РЯ и ЯЯ. Изучение синтаксиса необходимо проводить в тесной связи с усвоением новой лексики.

В старших классах, в отличие от 5-9 классов, ставятся более сложные задачи, связанные с усвоением системы РЯ как средства общения и обучением учащихся национальной школы речевой деятельности на РЯ, также с изучением РЯ как объекта лингвистической науки. Основным методом изучения синт единиц и в старших классах остается метод наблюдения над примерами (синт разбор), сопровождаемый теоретическим осмыслением наблюдаемых языковых фактов. Эффективно использовать прием сопоставления синт конструкций, близких и контрастивных по структуре, метод лингвистического эксперимента – замена одной конструкции другой (другими), которые помогут усвоить синт синонимы и будут способствовать осознанному выбору их при построении связных высказываний. Широко используются в старших классах обобщающие таблицы, творческие упражнения по созданию связных текстов, преобладают упражнения по стилистике.

 

2.Методика обучения лексике и фразеологии на уроках РЯ в НШ.

Слово - основная значимая единица языка. Слово является неотъемлемой частью содержания всего школьного курса русского языка, поэтому в 70-е годы 20 века в школьную программу был введен самостоятельный раздел «лексика и фразеология» как средство знакомства учащихся с лексическим и фразеологическим богатством русского языка.

Основные задачи обучения лексике и фразеологии решаются в процессе формирования основных компетенций по предмету. Так, задача формирования лингвистической компетенции предполагает, что школьники знакомятся с такими лингвистическими понятиями, как лексика, фразеология, лексическое значение слова, синонимы, омонимы и др.; а также знакомство с учеными-лексикографами. Задача формирования языковой компетенции предполагает овладение нормами словоупотребления; приобретение навыков работы с основными лингвистическими словарями. Задача формирования коммуникативной компетенции диктует необходимость в выработке умения правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, умения отбирать лексические средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи. И наконец, слова и фразеологизмы, отражая особенности культуры русского народа, способствуют формированию культурологической компетенции учащихся.

В школьном курсе изучения лексики и фразеологии выделяют 3 этапа:

1 этап (1 – 4 кл.) – практическое изучение лексики;

2 этап (5 – 6 кл.) – систематическое изучение раздела;

3 этап (7 – 9 кл.) – попутное изучение с грамматикой.

На основе школьных программ можно представить перечень основных лексических умений, которыми должны овладеть школьники в ходе изучения

данного раздела:

- определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе

словообразовательного анализа;

- находить слова с переносным значением;

- определять многозначные слова;

- определять синонимы, подбирать к данному слову синонимы;

- определять антонимы, подбирать к данному слову антонимы;

- находить средств выразительности, тропы (эпитет, метафора и др.);

- находить фразеологизмы, объяснять их значения; употреблять в речи;

- уметь пользоваться словарями.

Итак, изучение раздела «Лексика и фразеология» способствует решению

основных задач обучения русскому языку в школе.

Научно-методической основой работы по изучению лексики и фразеологии является теория принципов усвоения речи, разработанная профессором Л.П. Федоренко, а также общеметодические принципы обогащения словаря учащихся, которые обоснованы в работах профессора М. Т. Баранова:

- экстралингвистический; - функциональный; - исторический; - стилистический; - принцип межуровневых и внутриуровневых связей и др.

При организации учебного процесса при изучении лексики и фразеологии следует опираться на частнометодические принципы:

- лексико-грамматический (сопоставление лексического и

грамматического значений слова);

- системный (учет всех элементов лексической парадигмы0;

- контекстный;

- лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания);

- опора на лингвистические словари.

Как видим, использование дидактических, общеметодических и частнометодических принципов обучения русскому языку способствует организации эффективной работы по обогащению речи учащихся лексическими единицами, формированию культуры словоупотребления.

Как известно, при изучении второго языка с установкой на активное овладение им необходимо уделять особое внимание расширению словарного запаса учащихся. В содержание словарной работы включается разъяснение (семантизация) незнакомых детям слов и отдельных значений многозначных слов. Работа над словом начинается с установления его лексического значения. В методике помимо термина «толкование значения» используется

термин «семантизация» слова, который подразумевает первый этап работы над словом, начинающийся с раскрытия его значения. М.Т. Баранов в книге

«Методика преподавания русского языка», объясняя суть термина «семантизация», пишет: «Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-

знак, которое производит учитель с помощью специальных методических

средств, есть его семантизация. … Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения,

закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом».

При выборе способа семантизации слова учитывается несколько

факторов: - особенности лексического значения слова (прямое или

переносное, однозначное или многозначное, конкретное или абстрактное и

т.д.); - структура слова (простое или сложное, производное или непроизводное и т.д.).Так, например, непроизводные слова семантизируются

чаще с помощью толкования понятия, путем подбора синонимов и антонимов, производные единицы – через словообразовательные связи.

Способы (методы) семантизации можно разделить на две большие группы: оносемантический и семантический.

Оносемантический способ (метод) предполагает обращение к внеязыковым реалиям. К нему относятся такие приемы, как наглядный и контекстуальный. Наглядный способ семантизаци (показ картин, предметов, демонстрация действий и т.д.) в основном применяется при объяснении лексического значения слов, обозначающих конкретные предметы и вещи. Контекстуальный способ объяснения значений слов – обращение к контексту, из которого ясно значение слова; когда значение незнакомого слова учащиеся могут угадать по контексту, по смыслу предложения, путем самостоятельного домысливания.

В рамках семантического способа (метода) семантизации выделяют следующие приемы:

- подбор синонима или антонима (сопоставление незнакомого слова с

уже известным детям синонимом или антонимом;

- логическое определение (использование родовидовых понятий);

- прием словесного описания;

- структурно-семантический прием, включающий: а)

словообразовательный прием (толкование производного слова с помощью

производящего) и б) этимологический прием.

Лексико-фразеологические упражнения способствуют обогащению словарного запаса учащихся. Решению этих задач служат следующие

упражнения: - укажите многозначные слова (антонимы, синонимы,

фразеологизмы); - подберите синонимы (омонимы и т.д.) к данному слову; - определите значение данного слова; - составьте к слову словарную статью; - найдите лексические или фразеологические ошибки в

предложении и др.

При изучении лексики и фразеологии необходимо организовать на уроках русского языка работу со словарями. Цель данной работы – сформировать у учащихся потребность и умение пользоваться различными словарями (толковым, фразеологическим, синонимов, антонимов и др.).

Обогащение словаря учащихся включает в себя и работу над эмоционально-экспрессивными средствами языка – тропами. Работа над выразительностью речи развивает у учащихся языковое чутье, интуицию, образное мышление. Итак, работа по лексике и фразеологии на уроках русского языка позволяет выработать у учащихся системного взгляда на лексику и фразеологию,

совершенствовать умение в точном, уместном и выразительном употреблении слов в устной и письменной речи школьников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.