Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 1.






1. Программы по русскому языку и учебники русского языка в национальных школах.

Программа для общеобразовательной школы – это основной документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по учебному предмету «Русский язык», способствующий формированию языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся.

Изучение РЯ в НШ происходит в условиях билингвизма и ведется с опорой на родной язык. Необходимость и целесообразность наличия НРК в содержании предмета «Русский язык» обусловлена требованиями обновления содержания образования, воздействием родного языка учащихся на усвоение русского, закономерностями обучения русскому языку в школе. Разработка и реализация НРК по русскому языку является актуальной проблемой современной методики и теоретическое обоснование получили в исследованиях Е.А.Быстровой, С.Л.Львовой, Т.С.Кудрявцевой, Г.Н.Никольской и других.

С учетом требований ГОСРФи НРК госуд-го образ-го стандарта общего образования в РС(Я) разрабатываются программы по предмету «РЯ» для ЯШ, которые обеспечивают такое содержание и построение курса. Чтобы способствовать в опреде-ые сроки и с лучшими результатами развивать русскую речь учащихся. В разных типах школ (инновационных, гимназиях, лицеях) имеются авторские программы.

Программа по русскому языку для 5-11 классов якутской школы, выпущенная учебно-методическим советом МО РС(Я) в 1999. Программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 4-8 классов якутской школы» 1987 под руководством Федорова К.Ф. Составители новой программы Федоров К.Ф., Дмитриева Е.Н., Попова М.К., Брызгалова С.М., Васильева С.П.

Программа состоит из объяснительной записки и языкового материала, подлежащего усвоению в каждом классе.

В объяснительной записке говорится, что законом «О языках в РС(Я)», предусмотрено владение гражданами республики двумя государственными языками и равноправное функционирование во всех сферах жизни русского и якутского языков.

В программе реализуются следующие лингводидактические и методические принципы:

- отбор учебного материала на лингвистической, экстралингвистической и коммуникативной основах, выражающийся в сочетании проблемно-предметного представления материала с системно-языковым;

- организация языкового материала на коммуникативной основе;

- функционально-семантическое описание языкового материала, при этом главное внимание уделяется смыслу языковой единицы и ее употребление в речи;

- сознательно-практический подход в обучении языковой компетенции;

- учет знаний по родному языку.

Предлагаемая программа позволяет решить следующие конкретные задачи по преподаванию русского языка в якутской школе:

- формировать и совершенствовать языковую компетенцию, дать им определенный круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и стилистике русского языка, то есть:

а) обеспечить усвоение системы русского языка в целом;

б) выработать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические навыки, навыки конструирования словосочетаний, предложений, ССЦ и текстов;

в) сформировать умения и навыки во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письма;

г) развить коммуниктивную компетенцию, выражающуюся в способности адекватно использовать в различных ситуациях общения, умения и навыков, приобретенные в процессе обучения языку по всем видам речевой деятельности;

д) научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим предметам; привить навыки работы со справочной литературой и словарями разных типов.

Цели и задачи изучения русского языка определяют содержание и структуру программы. В понятие содержание и структура программы входят:

- языковые знания по разделам курса русский язык;

- умения и навыки по видам речевой деятельности;

- знание по лингвистике текста;

- способы учебных действий учащихся по усвоению знаний, умений и навыков по русскому языку.

Материал расположен по линейно-ступенчатому принципу с учетом возрастных особенностей учащихся

Работа по развитию речи осуществляется в следующих направлениях, составляющих единое целое:

- овладение нормами русского литературного языка: произношения, словообразования. Построения словосочетаний и предложений, употребления предложений с различными второстепенными членами и стилевой принадлежностью;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Предусмотренный программой материал дается в каждом разделе по пунктам:

- языковые понятия и теоретические о них;

- умения и навыки устной и письменный речи, которыми должны овладеть школьники в связи с изучением указанных в первом пункте тем.

В программе выделены следующие основные этапы обучения русскому языку:

· 5-6 классы. Предусматривается систематическое изучение курса морфологии во взаимосвязи с усвоением синтаксических функций, морфологических форм различных частей речи, правил их сочетаемости с другими словоформами. Часть разделов морфологии с учетом возрастных особенностей учащихся и объема накопленного ими языкового материала и речевого опыта изучается в два этапа.

· 7-8 классы. Систематическое изучение курса синтаксиса на основе учета функционирования частей речи в предложениях и тексте.

· 9 класс. Синтаксис текста.

· 10-11 классы. Курс практической стилистики (для классов с углубленным изучением русского языку).

Количество часов в программе соответствует республиканскому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений, утвержденному приказом министерства образования РС(Я).

Одна из первых научно обоснованных программ по русскому языку была составлена Ф.И. Буслаевым и А.Д. Галаховым (1852 г.). Для преподавания в среднем звене (5-9 классы) общеобразовательных учебных заведений на сегодняшний день в качестве основных утверждены три основных программы. Программа, составленная, Т.А. Ладыженской, М.Т.Барановым и др., построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а

также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал представлен следующим образом: в 5, 6, 7 кл. изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 кл., основной курс синтаксиса изучается в 8-9 кл.

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского

языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по

всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала,

для чего значительное место в ней отводится повторению. Специально

выделены часы (пятая часть всего учебного времени) на развитие связной

речи. Изучение данной программы рассчитано: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл.

– по 170 ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9 кл. – на 68ч (всего 714 ч).

Программа под редакцией В.В.Бабайцевой и др. включает две рублики:

в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй

перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны

бытьсформированы на данной теоретической основе. В основе программы

и комплкеса в целом – концентрический принцип подачи материала,

однако программой выделяется вводный курс 9обощающий и

пропедевтический) и основной (систематический)курс, в соответствии с

которым в 5 кл. полностью изучаются разделы «Фонетика и графика»,

«Лексика и фразеология», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии с существительного. В 6 -7 кл. продолжается изучение морфологии, в 8-9 кл. изучается синтаксис, а также тема «Общие

сведения о языке».

Следует отметить, что данная программа имеет большую практическую

орфографико-пунктуационную направленнсть по сравнению с программой Т.А. Ладыженской и др., что находит отражение, например, в содержании раздела морфемики, однако теоретический материал в программе В.В. Бабайцевой и др. представлен в большем объеме. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).

В программе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта усилена речевая направленность курса русского языка, расширена (по сравнению с ранее рассмотренными программами) понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики. Каждый год обучения

строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно- углубляющий этап и основной этап, реализующий программный материал

по логике его развития. Программа рассчитана: в 5 кл. – на 204 ч, в 6-7 кл. – на 170ч в каждом классе, в 8 кл. – на 102 ч, в 9кл.- на 68ч (всего 714ч).

Как видим, рассмотренные программы составлены на основе Примерной

программы по русскому языку, обеспечивают вариативность и свободу

выбора в образовании для учителя, учащихся и их родителей.

2. Методика обучения фонетике и графике на уроках русского языка в национальной школе.

Обучение фонетике опирается на следующие методические

(общеметодические) принципы: - экстралингвистический; - функциональный;

- принцип межуровневых и внутриуровневых связей; - нормативно стилистический; - исторический.

При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:

- опора на речевой слух учащихся; - рассмотрение звука в морфеме; - сопоставление звуков и букв.

Основы артикуляционно-слуховой базы РЯ у учащихся закладываются за годы обучения в начальной школе. В 5-9 классах предусмотрено дальнейшее формирование, коррекция и совершенствование у них умений и навыков русского произношения.

Звуковой строй СРЯ имеет ярко выраженный консонантный характер, т.е. в нем господствуют согласные фонемы, а гласные находятся на службе у согласных. Целесообразность обучения согласным звукам раньше гласных м-б обоснована и другими доводами методического плана.. Так согласных звуков в РЯ значительно больше, чем в ЯЯ, следовательно, именно среди согласных имеется больше неродных звуков, чем среди гласных. Н-р, по отношению к ЯЯ в РЯ имеется 10 трудных согласных: в, в*, ж, з, з*, ф, ф*, ц, ш, ш*. Систему согласных звуков СРЯ составляют две основные оппозиции: оппозиция тв и мягк согл и оппозиция звонких и глухих согл.Первая оппозиция – противопоставление тв и мягк согл – не свойственна ЯЯ, она является вторичной по отношению к ЯЯ., вторая оппозиция – противопоставление согл по звонкости или глухости – свойственна и ЯЯ. Поэтому нужно сперва давать знания учащимся о звонкости и глухю. После о тв и мягк.

Трудности различения тв и мягк согл в РЯ учащимися ЯШ объясняются влиянием их родного языка. В ЯЯ согл такжн смягчаются в определенных позициях, чаще всего перед гласными вернего подъема переднего ряда, но не в такой степени как в РЯ. Особенность смягчения согл в ЯЯ состоит в том, что оно носит сингармонический характер, т.е. в одном слове все согл м-б или только тв или смягченными (кроме конечного согл) – в зависимости от гармонии гласных. Н-р, кулэбин – смеюсь, согл К, Л, Б произносятся смягченно, так как находятся перед гласными переднего ряда у, э, и, а в слове барабын – иду, согл Б, Р, Б произносятся твердо, тк находятся перед гласн заднего ряда А, Ы.

Можно выделить следующие типичные недочеты в произношении тв и мягк согл, которые характерны для учащихся ЯШ:

- недостаточно смягченное(полумягкое) произношение мягких согласных даже в словах, где все мягкие согл находятся перед гласными только переднего ряда, в позиции наиболее удобной.: сидели, видели, делили.

- недостаточно смягченное или даже твердое произношение мягк согл, если в слове преобладают тв элементы. (согл и гл заднего ряда): подавил, портрет.

- замена мягк согл тв в положении перед согл в конце слова: боРБа, вместо боР*Ба, или обратная замена –тв конечного согл мягким, если в слове преобладают мягкие компоненты: сидиТ*, вместо сидиТ.

-сохранение твердости предшествующего согл, подлежащего ассимилятивному смягчению, н-р, коСТ*и, вмести коС*Т*и или наоборот произношение согл с ассимилятивным смягчением там, где этого не требуется, н-р, коН*В*ерт, вместо коНВ*РТ.

- смягченное произношение непарных твердых согл ж, ш, ц и наоборот отвержденное произношение мягк согл ч8 и щ*.

Се затруднения и недочеты якутских учащихся в произношении тв и мягк согл РЯ м-б объяснены в конечном счете влиянием двух основных особенностей звукового строя их родного языка: 1. Отсутствием фонологического противопоставления тв и мягк согл, 2 действием гармонии гласных.

Вторая осн оппозиция – оппозиция гл и зв. Отдельные или частные трудности усвоения зв и гл согл РЯ в ЯШ м-б связаны:

- отсутствием в родном языкетех или иных согл звуков или с некоторыми различиями в артикуляции отдельных согл, общих для русского и неродного языков. Н-р, в ЯЯ отсутствует пары звонких и гл согл в-ф, ж-ш, кроме того остутствует зв З, впоследствии чего учащиеся-якуты могут затрудняться в произношении данных звуков, собенно в слабых позициях, возможно замена губно-зубного ф- губно-губгым П. щипящего ш – свистящим С: остроФ-остроП, стороЖ-стороС

В ЯЯ отсутствует такое явление. Как озвончение глухих согласных перед звонкими, поскольку в нем глухие согл не сочетаются с шумными звонкими.

Также следует обратить внимание на то, что в ЯЯ довольно широкое распространение имеет регрессивная ассимиляция ыт аата (ыД а: та). Хас да5аны – хаЗ Да5аны). Поэтому учителю следует следить за тем, чтобы учащиеся апроизносили смычные шумные звонкие на стыке знаменательных слов с оглушением и с достаточно четким взрывом: озяп очень (озяб очень), гараш аткрыт (гараж открыт).

1. Гласных фонем в РЯ меньше, чем в ЯЯ в последнем имеется 8кратких и8 долгих гл и 4 дифтонга. 2. Гл фонемы РЯ характеризуются тремя конститутивными признаками: по степени подъема языка, по месту подъема языка и по отсутствию или наличию лабиализации, а гл ЯЯ – четырьмя конститутивными признаками: кроме указанных, еще по длительности. 3. В РЯ сильнее влияние согл зв на гласные, в якутском – наоборот, сильнее влияние гласн на согл. 4. Гласн звуки РЯ выступают в своем основном виде только в двух сильных позициях: под ударением в абсолютном начале слова и после тв согл не перд мягк, в ЯЯ гласн менее подвергнуты позиционным изменениям и почти во всех положениях сохраняют свои основные качества.

При объяснении артикуляции отдельных звуков используются рисунки, схемы, снимки, показывающие расположение органов речи, наглядный показ работы органов речи.

Графика – это свод общих правил о назначении письменных знаков (букв). В русском письме буква такая-то передает такую-то фонему, данная фонема передается вот этой буквой. Правила графики относятся ко всей массе словоформ и притом к любой части словоформ (корню, приставке, окончанию и тд.)

Графика может быть построена на одном из трех принципов:

2. Фонетический: буква означает звук. 2. Фонематический: буква означает фонему. 3. Иероглифическом. Или традиционном, или условном: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, т.е. употребление букв не обусловлено современным строением словоформы. В русской графике буквами обозначены фонемы. В РЯ 39 фонем. А букв 33. Существует 14 пар твердых и мягких фонем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.