Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы СП.






• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального.

Принцип природосообразности — (Коменский, Песталоцци) заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс требует соблюдения определенных условий:

1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности ребенка;

4 следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;

2) полного признания прав ребенка;

3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника.

Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:

1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;

2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;

3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Сущность и содержание понятия социального воспитания.

Социальное воспитание - целенаправленное создание (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Главная цель социального воспитания - формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Функции воспитания следующие:

- создание условий для взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Система социальных институтов - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных.

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Осн. соц. институты:

Под институтами воспитания следует понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность. Они явл. одним из главных источников формирования общей к-ры человека. Личность воспитывается через контакты отношений.

Институты:

1)Экономические-потребность в добывании средств существования, служат для производства и распределения товаров и услуг.

2)политичесике - потребность в безовасности и соц.порядке, регулирует осуществление власти и доступ к ней.

3)институт религии-потребность в решении духовных проблем.

4)институт семьи и брака-потребность в воспроизводстве рода, формирование подрастающего человека.

5)институт образования-потребность в передаче знаний подрастающего поколения.

6)институты стратификации-распределение индивидов по определенной шкале статусов(доходы, возраст).

институты меняются.

Институционализация-процесс формирования и укрепления соц.института, определеннойсоц.практики, процесс закрепления статусов, ролей, т.е. процесс образования соц.института.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.