Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-экономические нормы и нормативы






Нормативы - относительные величины, характеризующие степень использования оборудования, материально- технических ресурсов (нормативы возвратных отходов, нормативы отчислений на социальные нужды, нормативы отчислений в бюджет и др.).

Нормы - максимально допустимые абсолютные величины расхода сырья и материалов, топлива, электроэнергии на производство единицы продукции, или на выполнение определенного объема работ, а также нормы затраты труда в виде технически- обоснованных норм выработки на выполнение конкретной работы. Нормы и нормативы должны бать прогрессивными, технически обоснованными.

Обоснованные нормы устанавливаются с учетом передового опыта и анализа резерва производства.

Отчетно-статистические нормы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период:

Таблица 9.

Норма расхода сырья состоит из трех частей:

Чистый полезный расход Организационно- технические потери Отходы

 

Классификация норм и нормативов:

1. нормы расхода сырья и материалов;

2. нормы расхода ТЭ ресурсов (топлива- энергии);

3. нормы и нормативы по обслуживанию оборудования (норма производительности оборудования, нормативы ремонта оборудования, нормативы режимов работы оборудования);

4. нормы и нормативы освоения проектных мощностей;

5. нормы и нормативы затрат живого труда (норма времени, выработки, обслуживания, численности работающих, технологическая трудоемкость, производственная трудоемкость);

6. финансовые нормы и нормативы;

7. календарно- плановые нормативы (по ним разрабатываются часовые графики; планируется загрузка оборудования).

Материально-техническое обеспечение на предприятии (МТО)

В задачи МТО входят:

1.своевременное обеспечение предприятия сырьем, материалами и другими ресурсами;

2.правильный выбор поставщиков в целях сокращения расходов;

3. рациональное использование складского и транспортного хозяйства, а также организация учета сырья и материалов.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, цен организует МТО своего предприятия. Приобретение ресурсов осуществляется непосредственно у производителей, в оптовой торговле, на аукционах и в организации посреднических фирм.

ПРИМЕР.

План производства в натуральном выражении продукции: «А» - 5250 т

«Б» - 12270 т

«В» - 4020 т

Норма выхода готовой продукции: «А» - 140%

«Б» - 138%

«В» - 136%

Цена за единицу сырья для продукции: «А» - 1250 руб.

«Б» - 2000 руб.

«В» - 2500 руб.

Определить потребность и стоимость сырья по видам продукции.

РЕШЕНИЕ:

Определяем количество сырья: «А» 5250 x 100/140 = 3750 т

«Б» 12270 x 100/138 = 8891 т

«В» 4020 x 100 /136 = 2955 т

Определяем стоимость сырья:

«А» = 3750 x 1250 = 4687, 5 тыс. р.

«Б» = 8891 x 2000 = 17782 тыс. р.

«В» = 2955 x 2500 = 7387, 5 тыс. р.

 

Сырье приобретается по сделкам, лизинговым операциям на основе бюджетного или международного контрактов.

Приход материальных ресурсов предприятия в основном учитываются по цене поставщиков, а расход – по средним ценам, сложившимся в текущем месяце.

 

Средняя цена = _ Стоимость (остаток + приход)__

количество (остаток + приход)

Транспортно-заготовительные расходы, наценки, надбавки, таможенные пошлины и др. списываются на счета затрат пропорционально сумме расходов материальных ресурсов и остатков.

Исходными данными для расчета потребности в сырье и материальных является производственная программа в ассортименте, нормы расхода

запасов материальных ресурсов, заявки и расчеты потребностей цехов на ремонтно- эксплуатационные нужды, данные об остатках материальных ресурсов, цены, стандарты на сырье, тарифы на перевозку, особые условия поставки отдельных видов продукции.

Стоимость топлива на технологические цели относится на себестоимость продукции как прямые расходы, т.е. выделяются в самостоятельную статью. Стоимость топлива на отопление отражаются в общепроизводственных расходах по статье содержание зданий и сооружений. Стоимость топлива на прочие производственные нужды распределяется в зависимости от целевого назначения. Стоимость топлива на непроизводственные нужды (отопление детских садов) в себестоимости не отражаются.

Расход электроэнергии на технологические процессы составляет 85%; на приведение в движение всего технологического оборудования (силовая электроэнергия) и освещение- 15%.

Нормирование расхода энергии производится в соответствии с планом производства в ассортименте.

Планирование потребности электроэнергии производится в соответствии с установленной мощностью трансформатора по счетчику за 1 кВа (киловольт – ампер).

Норма расхода зависит от следующих факторов:

· технического состояния оборудования;

· графика загрузки оборудования;

· методов обслуживания оборудования;

· сменности работы оборудования цехов.

Основные причины потерь электроэнергии в двигательной нагрузке:

· повышение мощностей установленных двигателей моторов против необходимой;

· неправильный режим работы оборудования (холостой ход).

Количество технологической электроэнергии определяется путем умножения планируемого к выработке количества каждого вида продукции на установленную среднегодовую норму расхода электроэнергии для выработки единицы продукции (тонн, центнеров, дал и др.); стоимость энергии – 1 кВтч умноженное на стоимость (за 1 кВт) общего расхода.

При снабжении предприятия электроэнергией со стороны учитываются также эксплуатационные расходы по содержанию трансформаторной подстанции предприятия.

Необходимое количество осветительной электроэнергии определяется по формуле:

Эсв = ____ ЛМЧ ___ кВт, где:

1000

Л- количество электроламп, установленных в цехе;

М- мощность каждой электролампы в ваттах;

Ч- количество часов горения электролампы, час.

Резервы снижения топливно - энергетических ресурсов:

· изучение и распространение передового опыта работы других предприятий;

· механизация и автоматизация топливно- энергетического хозяйства;

· установление прогрессивных норм расхода топлива и электроэнергии на единицу продукции.

 

Расчет потребности и стоимости тары

Тара – вспомогательный материал, она бывает внутренней и внешней и делится на мягкую, жесткую, полужесткую, синтетическую.

Тара бывает инвентарная (многооборотная) и обыкновенная.

Инвентарная тара является собственностью поставщика, значится на его балансе и поэтому подлежит возврату предприятию, с которого получена, а покупателю предоставляется во временное пользование; плата за пользование тарой устанавливается в виде амортизации.

Тара обыкновенная сдается тарособирающим организациям и возвращается предприятию, с которого она получена для повторного использования, что предусматривается в договорах, заключенных между поставщиком и покупателем.

Для повышения эффективности работы тарного хозяйства необходимо обеспечивать своевременный ремонт и возврат тары с целью увеличения кратности оборачиваемости тары. Наиболее эффективным способом хранения является бестарной.

 

Транспортно- заготовительные расходы

Транспортно- заготовительные расходы входят в стоимость сырья, материалов, топлива.

В хлебопекарной промышленности транспортно- заготовительные расходы выделяются в самостоятельную статью. Они включают в себя провозную плату, расходы на погрузку, разгрузку, на содержание складских контор, на командировки, связанные с непосредственной заготовкой сырья, потери материалов и сырья в пути в пределах норм естественной убыли, а также расходы по рекламе.

ПРИМЕР.

Кол- во сырья Емкость

т (нетто) тары, кг

а) изделие №1 12000 60

изделие №2 6000 30

изделие №3 14000 70

ИТОГО: 32000

 

б) масса 1 штуки тары – 0, 5 кг

в) стоимость перевозки и разгрузки за т брутто- 20 тыс. руб.

 

Определить общую сумму транспортно-заготовительных расходов и распределить ее по изделиям.

РЕШЕНИЕ:

1) Кол-во тары:

12.000/0, 060+6.000/0, 030+14.000/0, 070=600 тыс.шт.

2) Масса тары: 0, 5х600 тыс.шт.=300 т

3) Масса брутто: 32.000+300=32.300 т

4) Сумма транспортно-заготовительных расходов:

20 тыс.р.х32.300=646.000 тыс.руб.

5) Распределение по сортам:

646.000/32.300=20 тыс.руб. на 1 тонну сырья

изделие № 1 – 20х12.000=240.000 тыс.руб.

изделие № 2 – 20х6.000=120.000 тыс.руб.

изделие № 3 – 20х14.000=280.000 тыс.руб.

ИТОГО: 640.000 тыс.руб.

Лицензирование

Лицензия – официальное разрешение на торговлю товаром, одна из форм государственного контроля за экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств, разрешение на использование изобретений (ноу-хау) на основе лицензионного договора в течение определенного срока.

Лицензиар – организация или юридическое лицо, собственник изобретения, платежа, технологических знаний и прочее, продающий другому лицу лицензиату лицензию на использование своих прав в определенных пределах.

Лицензии бывают:

Исключительная – представляющая право одному лицу (лицензиату) в объеме определенном условиями лицензионного соглашения;

Неисключительная – предоставляет право нескольким лицензиатам;

Патентная – разрешение, выдаваемое: центральным банком коммерческому банку на использование лицензиатом в течение определенного времени;

Генеральная – разрешение на экспорт и импорт товаров на длительный срок (не менее года);

Валютная – выдается Центральным банком коммерческому банку на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономических, валютных операций юридических и физических лиц;

Разовая – разрешение на экспорт и импорт товара в пределах одной сделки.

Для ведения экспортно-импортных операций лицензиат контролирует ввоз и вывоз товаров.

Изменение ценности наличных денег в связи с инфляционными процессами связано с необходимостью проведения пересчета текущих платежей к моменту начала действия лицензионного соглашения. Пересчет сумм, планируемых получению в будущем, осуществляется с помощью ценности наличных денег в зависимости от времени их получения.

Лизинг как форма реализации сбыта продукции

Лизинг в переводе с английского языка – аренда.

Лизинг рассматривается как форма реализации машин и оборудования, и в тоже время, как средство финансирования сделок.

Лизинговые общества находят производителям пути сбыта их продукции, а также финансируют сделки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.