Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сильные и слабые стороны функциональной структуры






Преимущества Недостатки
1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 3) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 4) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля 1) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений 2) трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3) появление тенденций чрезмерной централизации 4) длительность процедур принятия решений 5) относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

 

В данном случае подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя,

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
(Заместители руководителя по функциям)
По маркетингу
По производству
По финансам
По персоналу
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
Уровень 1
Рис. 3. «Шахтная» структура управления организацией
Уровень 2
Уровень 3

либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

 

Такая структура до сих пор наиболее распространена во всём мире. Основу линейно-функциональный структур составляет т.н. «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы и пр.) (Рис. 3).

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
(Заместители руководителя по функциям)
По маркетингу
По производству
По финансам
По персоналу
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
  Функциональные службы по уровням
Уровень 1
Рис. 3. «Шахтная» структура управления организации Функциональные службы по уровням зацией
Уровень 2
Уровень 3

По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих задач. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом отходит на задний план, т.к. считается, что все службы работают на его получение.

Похоже работает и линейно-штабная структура управления (рис. 4), также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровнях. Главная задача линейных руководителей в такой структуре – координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Штаб руководителя организацией
Штаб руководителя подразделения
Руководитель подразделения
Руководитель подразделения
Штаб руководителя подразделения
Рис. 4. Линейно-штабная структура Руководитель подразделения правления организацией

Структуризация по внешнему признаку (адаптация к среде)

Итак, необходимость координации деятельности организации, т.е. внутренняя причина возникновения управления, является важным критерием структуризации. Однако, не менее важным является и вторая причина наличия управления в организации – осуществление связи с внешней средой, что так или иначе связано с необходимостью соответствия выбранной структуры стратегии организации. Как неоднократно отмечалось, адаптация к внешней среде стала выходить на первый план, когда стал распространяться маркетинговый подход к менеджменту (50 – 60 гг. XX века). До этого в течении многих десятилетий организации создавали рассмотренные выше структуры управления. Кроме вышеперечисленных особенностей главное их отличие – иерархичность или бюрократичность.

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: высокая степень разделения труда; развитая иерархия управления; большое количество норм и правил; длинная цепь команд; четкое разграничение полномочий. Можно сказать, что бюрократическая структура замкнута на внутренние особенности организации и совершенно не реагирует на внешние факторы. Отсюда и ее негативные стороны – негибкость и неспособность адаптации к изменению внешней среды. Чаще всего в бюрократические вырождаются организации с линейной структурой. Кроме того, там, где нет жесткой необходимости быстро реагировать на изменения во внешней среды, также происходит обюрокрачивание организации (как правило, к этому тяготеют государственные организации, работники которых непосредственно не связаны с внешней средой, а зависят в основном от иерархической структуры управления внутри).

Поэтому появились другие структуры, активно реагирующие на внешнюю среду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.