Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР. Провозглашение СНГ в декабре 1991 г.






Распад СССР. В переговорах с Президентом СССР согласились участвовать представители девяти из пятнадцати союзных республик. Они почти единодушно выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранить единое многонациональное государство на основе реальной федерации ее субъектов.Свободу маневров центра стесняли забастовки многих трудовых коллективов, выдвинувших лозунги отставки М.С. Горбачева, отмены всех привилегий номенклатуры, упразднения КГБ, проведения альтернативных выборов на основе многопартийности, департизации предприятий и передачи их под республиканскую юрисдикцию. В апреле 1991 г. число бастующих перевалило за миллион. Забастовки продолжались в течение нескольких недель и были приостановлены, лишь, когда власти приняли требования рабочих в части перехода предприятий под юрисдикцию республик и прекращения перечислений прибыли (особенно валютной) в союзный бюджет. К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект Союзного договора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования). Все остальные властные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получали возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию «государственного языка». Подписание договора было намечено на 22 августа, но оно так и не состоялось. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший центр призрачной властью, утрата действенного контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие М. С. Горбачева (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска. Население страны в целом сохраняло спокойствие. Продолжалась работа шахт, заводов, фабрик, учреждений, транспорта, в деревне — уборка скудного урожая. Лишь в Москве, а затем и в некоторых других крупных городах России Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т.п.). Ряд воинских частей и военачальников отказались подчиниться «путчистам». Главнокомандующий ВВС маршал авиации Е.И. Шапошников, например, не выполнил приказ Д.Т. Язова о приведении ВВС в повышенную боевую готовность. Однозначно проельцинские позиции заняли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточным для ликвидации «путча». 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней аресту подвергся председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов. Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске. М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза. История, однако, рассудила по-своему. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым кончину Союза. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

 

29. Русская культура XX в. Первые мероприятия советской власти в области культуры. Начало ликвидации массовой неграмотности. Интеллигенция и Гражданская война. «Культурная революция»

Культура СССР в 1920–1930-е гг. ХХ в. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

Образование и просвещение. Бесспорным достижением 1920-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 1920-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 1930-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб». К 1920-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 1920-х —начале 1930-х гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 1920-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д.С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Наука. Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер и др.) вынуждены покинуть страну. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», по которому сверялось все написанное и высказанное. В 1930-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий — выдающиеся экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов, философ П.А. Флоренский и др. В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны B.И. Вернадским, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицей, Н.И. Вавиловым, С.В. Лебедевым, Н.Д. Зелинским, А.Н. Туполевым, И.В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 1930-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н.И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко и др.

Литература. К началу 1920-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, В.Ф. Ходасевич, М. Шагал, И.Е. Репин, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин, Н.С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В.Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 1930-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д.Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государствен-ного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе и репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично. И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Разгром» А.А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Реквием» А.А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А.Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева, песни И.О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Г.В. Александрова и др.

 

Российская культура советской эпохи: условия реализации, достижения и противоречия. Образование и наука. Формирование кадров советской интеллигенции. Литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино советского времени. Творческие организации и союзы. Запрещённые авторы, идеи и произведения. Достоинства и недостатки организации народного образования и учреждений культуры

Культура советского общества в конце 1920-х-1930-е гг. В условиях формирования политической системы сталинизма проблемы культурной революции стали пониматься упрощенно. Началась активизация процесса насаждения коммунистической идеологии и нравственности. На этом фоне введение обязательного начального, а затем и среднего образования было выдвинуто в качестве главной задачи культурной революции. Усилились административные рычаги управления культурой в стране. Вместо А.В. Луначарского руководителем Наркомпроса в 1929 г. был назначен секретарь ЦК партии А.С. Бубнов. С начала 1930-х гг. создаются многочисленные органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусств. В 1930-х гг. происходит оформление механизмов бюрократического управления образованием, наукой и культурой в СССР и начинает осуществляться жесткий контроль над ними аппарата ЦК ВКП(б). В духовной жизни советского общества в этот период устанавливается идеологический диктат партии, усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумеваются любые отклонения от «генеральной линии партии». Непререкаемыми становятся оценки, данные И.В. Сталиным и другими партийными лидерами. Официальная пропаганда при помощи газет, журналов, радио создает образ светлого будущего, которое строит светский народ. Любые сомнения в верности избранного партией пути воспринимаются как идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, переносимые поколением 1920-1930-х гг., рисуются как временные трудности. В художественном творчестве поддерживались созданные на основе метода социалистического реализма произведения, изображавшие красочную советскую действительность. В то же время царила гнетущая атмосфера подозрительности, поиска врагов, нетерпимости к малейшим проявлениям инакомыслия.

Государство и церковь. С середины 1920-х гг. в СССР была развернута безудержная антирелигиозная пропаганда. Под руководством Е.М. Ярославского (М.И. Губельмана) массовая добровольная организация «Союз воинствующих безбожников» (1925-1947 гг.) развернула кампанию против церкви. В крупнейших храмах России - Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве - были созданы музеи атеизма. Многие культовые сооружения, имевшие историко-художественную ценность, были закрыты и разграблены, а уже в начале 1930-х гг. только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе такие выдающиеся архитектурные памятники, как Чудов и Вознесенский монастыри, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. В ходе массовых репрессий сокрушительный удар был нанесен по отечественной интеллигенции.

Литература. В сфере художественного творчества новые принципы организации советского общества в условиях политической системы сталинизма отразились в формировании творческих союзов. 23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому ликвидировались все прежние объединения литераторов и предписывалось провести изменения «по линии других видов искусств». В 1932 г. были образованы Союз композиторов, Союз архитекторов и Союз художников (на республиканском уровне; на всесоюзном он был оформлен в 1957 г.), а в 1934 г. - Союз писателей СССР. На его первом съезде главой Союза был избран М. Горький, первым секретарем правления - ответственный работник ЦК партии А.С. Щербаков. Членство в союзах являлось необходимой частью творчества и базой материального благосостояния деятелей культуры, отлучение от союза превращало художника в изгоя. Основополагающим был провозглашен метод социалистического реализма, согласно которому от художника требовалось не просто описывать «объективную реальность», а «правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии». Но даже в этих условиях в 1930-е гг. создаются такие значительные произведения советской литературы, как роман «Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» М. Горького, трилогия «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, роман-эпопея «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова. Именно в эти годы М.А. Булгаков пишет свой лучший роман «Мастер и Маргарита» (впервые он был опубликован в 1960-е гг.). Выходят в свет произведения Л.М. Леонова, Е.И. Замятина, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, К.Г. Паустовского, М.С. Шагинян, Ю.Н. Тынянова, М.М. Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Н.А. Островского, А.А. Фадеева и др. В сокровищницу мировой поэзии вошли произведения А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, A.Т. Твардовского, Б.Л. Пастернака. В детской литературе успешно работают С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.П. Гайдар, Б.С. Житков, Л.А. Кассиль, А.Л. Барто, С.В. Михалков, B.В. Бианки, Л. Пантелеев (А.И. Еремеев) и др.

Скульптура и искусство. В условиях культа личности Сталина портреты и монументы вождя стали неизменными атрибутами художественного творчества. Однако и в этих условиях создавались подлинные шедевры мирового изобразительного искусства. К ним относятся полотна К.С. Петрова-Водкина, М.Б. Грекова, Б.В. Иогансона, А.А. Дейнеки, С.В. Герасимова. В портретном жанре успешно работали такие выдающиеся мастера, как М.В. Нестеров, П.П. Кончаловский и П.Д. Корин. Удивительной самобытностью отмечены картины М.С. Сарьяна. Символами эпохи победившего социализма стали великолепные скульптуры В.И. Мухиной, И.Д. Шадра (Иванова), Н.А. Андреева.

Театр. В развитие театрального искусства в эти годы большую лепту внесли не только «канонизированные» постановки МХАТа (во главе которого стоял В.И. Немирович-Данченко) и Малого театра, но и спектакли театра В.Э. Мейерхольда, Камерного театра А.Я. Таирова, Театра революции А.Д. Попова, Ленинградского Театра комедии Н.П. Акимова. Развивался детский театр, и особую роль в этом сыграл созданный Натальей Ильиничной Сац Московский театр для детей.

Кинематограф. В Советском Союзе важнейшим из искусств становится кинематограф. В конце 1920-х гг. отечественное кинопроизводство окончательно вытесняет зарубежные фильмы. В развитие мирового киноискусства огромный вклад внесли выдающиеся советские документалисты Дзига Вертов (Д.А. Кауфман), Э.К. Тиссе, А.М. Згуриди, Эсфирь Ильинична Шуб. Первым советским звуковым игровым фильмом стала «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. К числу лучших художественных лент принадлежат фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания («Семеро смелых» и «Комсомольск» С. А. Герасимова, «Депутат Балтики» И.Е. Хейфица и А.Г. Зархи, трилогия о Максиме Г.М. Козинцева и Л.3. Трауберга, «Человек с ружьем» С.И. Юткевича, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», М.И. Ромма «Чапаев», братьев Васильевых). Неизменным успехом пользовались знаменитые музыкальные комедии Г.В. Александрова («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» с участием замечательной актрисы Л.П. Орловой). Благодаря кинематографу популярность получили песни И.О. Дунаевского, Б.А. Мокроусова. Симфонические произведения создавались композиторами С.С. Прокофьевым, Д.Д. Шостаковичем, А.И. Хачатуряном, Т.Н. Хренниковым, Д.Б. Кабалевским.

Волна репрессий 1930-х гг. унесла жизни сотен деятелей литературы и искусства. Жертвами сталинского произвола стали О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.Н. Васильев, В.Ф. Наседкин, В.Э. Мейерхольд, травле подвергались М.А. Булгаков, Е.И. Замятин, Б.Л. Пастернак, Д.Д. Шостакович, А.В. Лентулов, Д.П. Штеренберг и др.

Идеология и культура в СССР (лето 1945-весна 1953 гг.). После окончания войны руководство страны приступило к «подкручиванию» идеологических гаек. В 1943 г. начальник Управления пропаганды и агитации (УПА) Г.Ф.Александров информировал секретарей ЦК ВКП(б) Маленкова и Щербакова о «грубых политических ошибках» целого ряда советских журналов. Наиболее скрупулезному «критическому анализу» в тот период подверглись произведения М.Зощенко, А.Платонова, И.Сельвинского, а также творчество режиссера А.Довженко. Повесть Зощенко «Перед восходом солнца» была названа «пошлой, антихудожественной и политически вредной». О рассказе Платонова «Оборона Семидворья» сообщалось, что произведение написано «плохим, вычурным языком», а «образы героев - советских бойцов и командиров – оглуплены». Погромной критике подверглось стихотворение Сельвинского «Кого баюкала Россия», в котором была строка «Страна пригреет и урода» (Маленков в образе этого урода увидел Сталина. Нападки на поэта). Первая гроза для литераторов, деятелей культуры прошла стороной. Многие литераторы в апреле 1946 г. даже были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В том же году принимается решение об отмене постановления Секретариата ЦК «О контроле над литературно-художественными журналами». Многим тогда показалось, что наступает ослабление идеологического пресса. На заседании Политбюро 13 апреля 1946 г. (председатель Сталин) решили, что необходимости устранения недостатков в идеологической работе. Жданову и Александрову поручалось представить предложения по улучшению агитационно-пропагандистской деятельности. 8 июля 1946 г. принято постановление «О росте партии и о мерах по усилению партийно-организационной и партийно-политической работы со вновь вступившими в ВКП(б)». Его появление объяснялось тем, что 67, 2% коммунистов, включая работников обкомов и крайкомов, к моменту окончания войны не имели даже среднего образования. Постановлением одновременно предусматривалось сократить прием в партию служащих, которые на 1 января 1946 г. составляли 47, 6% общей численности ВКП(б). В целях устранения указанных недостатков решением от 2 августа 1946 г. «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников» вводилось обязательное обучение партийных функционеров. Для этого создавались Высшая партийная школа, Академия общественных наук, восстанавливалась Военно-политическая академия. Одной из главных задач руководства, таким образом, провозглашалось укрепление партийного влияния в различных областях идеологии. Начало кампании, которая была развернута в 1946 г. против автономии культурной жизни, связано с именем Жданова, который озвучивал идеи главного организатора травли интеллигенции - Сталина. Одновременно стремление руководства «поставить на место» интеллигенцию тесно переплеталось с интригами в Кремле, борьбой за власть между Ждановым и Маленковым. Подготовка постановления, направленного против ряда ленинградских писателей и журналов, в которых они публиковались, началась летом 1946 г. В начале августа Сталин обрушил ворох обвинений на А.А.Ахматову и М.М.Зощенко. 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б), подвергшее разгромной критике журналы «Звезда» и «Ленинград». Зощенко и Ахматова в 1946 г. оказались исключены из Союза писателей. 26 августа – постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». 4 сентября «О кинофильме «Большая жизнь». Разгромной критике подверглась вторая серия картины С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Неоправданной критике подверглись Шостакович, Прокофьев, Мурадели (постановление от 10 февраля 1948 года) и другие композиторы за то, что в их музыкальных произведениях не было ни единой мелодии, которую мог бы насвистывать простой рабочий. Одним из направлений всеохватывающей пропагандистской кампании стало раздувание националистических настроений. Жданов пустил в оборот слово, которое вскоре стало употребляться как позорное клеймо – «низкопоклонство». Им обозначалось преклонение и самоуничижение перед западной культурой. Тема превосходства всего советского или русского над всем иностранным получает приоритет. На волне борьбы с космополитизмом начались гонения евреев. В мае 1949 г. Политбюро ЦК получило из Ленинграда от Нового первого секретаря обкома и горкома ВКП (б) В.М.Андрианова письмо, в котором приводились утверждения «рядовых советских граждан» о положении русских в городе. В течение 1950 г. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) и Секретариата ЦК, направленных на ужесточение кадровой чистки, прежде всего, в медицинских учреждениях, а также в подведомственных Минздраву РСФСР научно-исследовательских институтах и учебных заведениях. Антисемитские настроения особенно усилились в 1952 г. и способствовали фабрикации «дела врачей». Существенный ущерб в конце 1940-х гг. был нанесен биологии. С новой силой продолжились преследования генетиков, начатые еще до войны. Лысенко, используя атмосферу нетерпимости и национализма, стал одним из главных гонителей классической генетики, виновником разгрома советской биологии и гибели многих отечественных ученых. Целью, проводимой в послевоенный период «акции устрашения» интеллигенции стало стремление руководителей страны показать на примере наиболее талантливых, что середнякам «высовываться» просто не стоит. Любое отступление от официальных установок будет немедленно пресекаться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.