Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозный мир и менталитет средневекового человека. Кризис религиозного сознания: церковная реформа и раскол в России






Церковные реформы в XVI в. В 1439 году в итальянском городе Ферраре открылся собор римской католической церкви. Собор свои заседания перенес во Флоренцию, отчего решение собора получило название Флорентийской унии. Уния предусматривала признание восточными церквями канонической власти папы римского

и догматов католического вероучения. Восточная церковь сохраняла собственную обрядность и собственные литургические языки. Унию подписал московский митрополит Исидор, которого низложили за это (потом Феодосий – Симон). После взятия Константинополя турками в 1453 году уния греческой церковью была ликвидирована. Уже к концу XV в. в среде русского духовенства обозначились два течения, условно

именуемые нестяжателями и иосифлянами. Между ними велись споры по вопросам об условиях и предназначении монашеской жизни. Нестяжатели во главе со старцем-отшельником Нилом Сорским стояли на том, что уход от мира должен быть направлен на индивидуальное нравственное совершенствование и спасение души, поэтому активно пропагандировали такую форму монашества, как пустынножительство. Ручной труд, никакой собственности, дары и подаяния, нет росту территорий. Противники нестяжателей иосифляне, названные так по имени своего лидера, игумена Иосифа Волоцкого, отстаивали за монастырями не только душеспасительные, но и широкие общественные функции, указывая, что монастырь по назначению своему является духовным центром притяжения для населения целой округи, а посему нуждается в крепком хозяйственном обеспечении. Четкая организация хозяйственной жизни, детально разработанная для населения сетка «тарифов» на услуги монахов, все что дано монастырю не может быть отобрано. На церковном соборе 1503 г. добились неприкосновенности церковные земли. На место Иоасафа (1539-1542 гг.) пришёл митрополит Макарий (1542-1563 гг.). Он старался укрепить престиж и гражданской, и церковной власти. В 1547 г. убедил Ивана IV венчаться на царство, со званием «самодержец всея Руси». Он составил Четье Минеи, организовал Стоглавый собор 1551 г., укрепил отношения с Максимом Греком. Более успешной оказалась поездка в Россию в июне 1588 года Константинопольского патриарха Иеремии 2. Борис Годунов сделал Иеремии 2 следующее предложение: переместить вселенский патриарший престол в Москву, потом в Владимир на Клязьме. Тот не согласился, но его посадили под арест. Иеремия 2 в январе 1589 года принимает решение возвести Московского митрополита Иова в патриаршее достоинство. В 1590 г. Собор признал патриаршество автокефальной русской церкви, утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии Православных церквей.

Церковные реформы в XVII веке. В 1605 году патриарх Иов был насильственно смещен, т.к. не признал самозванца, а на патриаршество возведен Игнатий, тайный сторонник унии. В 1606 году на патриарший престол был избран Гермоген, который принимает огромные усилия по поддержанию авторитета государственной власти. В 1610 г. он обращается к населению Нижнего Новгорода, Казани, Ярославля с призывом об изгнании интервентов, результатом призыва явилось создание народного ополчения в Нижнем Новгороде. Гермоген не дожил до освобождения Москвы осенью 1612 года. В 1619 году новым патриархом был избран ростовский митрополит Филарет (это отец Михаила Федоровича Романова). После смерти Филарета московский патриарший престол занимали еще 7 человек, один из которых Никон (1652-1658 гг.). Под руководством царского наставника Стефана Бонифатия образовался кружок ревнителей древнего благочестия. Члены: Иван Миронов, протопоп Аввакум, игумен Никон и другие светские и церковные деятели. Основная задача – исправление богослужебных книг от ошибок, искоренение скоморох на пирах и многогласий в службах и т.д. Первая точка зрения - считали, что чтобы исправить ошибки в богослужебных книгах нужно по греческим книгам (Никон). Вторая точка зрения – считали, что чтобы исправить ошибки в богослужебных книгах нужно исправлять по древнерусским книгам (протопоп Аввакум), но Никона поддержал царь Алексей Михайлович, сам Никон был родом из Новгородского уезда, его звали Никита. Вскоре он ушёл в монастырь, далее приехал в Москву по церковным делам. Никон вскоре стал митрополитом, а затем после смерти патриарха Иосифа стал патриархом. Новый патриарх продолжал программу боголюбцев по поднятию нравственного уровня, но разрыв на православный национализм и православный интернационализм. Никон и царь мечтают о вселенской православной империи. В 1653 патриарх Никон рассылает по московским приходам памятки, где предписывал изменить обряд. Аввакум решает подать царю челобитную протеста, основная мысль петиции: Никон отошел от заветов православия, а царь эту петицию даже не стал читать, он передал ее патриарху. В течение 1653 года Никон расправился с боголюбцами, Аввакум с женой и детьми был отправлен в Сибирь. Боголюбцы отказывались признавать религиозный авторитет греков после падения Флорентийской

унии и падения Константинополя, Никон же считал, что греки нам по-прежнему учителя во всем. Весной 1654 года Никон протаскивает через Собор решение о надобности исправления печатных богослужебных книг, но на деле это все обернулось исправлением по новым греческим изданиям. Завел греческие облачения, новые обряды: крещение (крестное знамение) не двумя, а тремя пальцами, замена земных поклонов поясными, 3-х кратное «аллилуйя» вместо 2-х кратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против, вместо Исус – Иисус, внесены изменения в

правила богослужения и иконописи, все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. В 1682 год Аввакума сожгли, начались репрессии против старообрядцев. Самым знаменитым произведением старообрядческой литературы стало «Житие Аввакума». Собор 1666-1667 гг. проклял старообрядцев и началось их преследование, при приближении царских отрядов устраивали «гарь» - самосожжение. 1668-1676 гг. – восстание в Соловецком монастыре, монахи отказались подчиняться реформам Никона, более того правительство отправило войска, однако восстание было подавлено. Активно внедрялась практика самосожжения старообрядцев. Более того, поддерживали движение старообрядцев и знатные люди (например, боярыня Морозова), но вскоре, Никон и царь поссорились. Открытый разрыв произошёл в июле 1668 году. Никон объявил, что он уходит с кафедры, хотя думал, что его будут уговаривать остаться. Он уехал в Новоиерусалимский монастырь и ждал, пока царь попросит вернуться обратно, но царь не попросил. Вскоре был церковный собор 1666 г. с участием восточных патриархов, который отстранил Никона от власти, вынес приговор старообрядцам. Благодаря патриарху Иоакиму в 1675 г. Монастырский приказ был ликвидирован и в






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.