Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды индукции.






1. В зависимости от полноты исследования предметов какого-либо класса различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция – такое умозаключение, в котором общее заклю­чение о классе предметов делается на основании изучения всех предме­тов данного класса. Заключение в полной индукции имеет достовер­ный характер, и поэтому некоторые логики относят его к необходимым (демонстративным) умозаключениям.

Схема полной индукции:

S1 суть Р.

S2 суть Р.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Sn суть Р.

S1 ,... Sn весь класс предметов.

Все S суть Р.

Например, заключение «Все студенты нашей группы – отличники» можно сделать только при условии, что мы знаем всех студентов нашей группы и все они в действительности обладают признаком быть отличником».

Главное достоинство полной индукции состоит в том, что она дает достоверные заключения (как дедуктивные умозаключения). Но пол­ная индукция дает достоверные заключения при наличии следующих условий:

а) когда класс предметов или явлений, подлежащих изучению, представляет собой небольшое число элементов – ограничен, поддается «регистрации»;

б) когда точно известен признак, принадле­жащий предметам данного класса.

Недостатки полной индукции:

1) она не дает принципиально нового знания и не выходит за пре­делы того, что содержится в ее посылках. Хотя общее заключение, по­лученное на основе исследования частных случаев, суммирует содер­жащуюся в них информацию и позволяет обобщить ее, взглянуть на нее с иной, общей точки зрения, систематизирует и интегрирует зна­ния. Именно поэтому полная индукция используется не только в по­вседневной практике, но и в ходе научного познания и обучения;

2) применима только для ограниченного класса предметов;

3) чем больше класс изучаемых предметов, тем труднее ее исполь­зовать (тем более она трудоемка). Например, с помощью полной ин­дукции нельзя установить достоверность в обобщениях такого рода, как «Счастливые часов не наблюдают»; «Все тела тонут»; «Гадюки ядовиты» и т. п. В таких обобщениях может использоваться только не­полная индукция.

Неполная индукция – такое умозаключение, в котором общий вы­вод о классе предметов делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов, т. е. от знания некоторых пред­метов определенного класса переходят к знанию о классе предметов в целом (в том числе на неисследованные его части).

 

Схема неполной индукции:

S1 суть Р.

S2 суть Р.

S 3 суть Р.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

S1 S2, S 3 .... — элементы класса К.

Некоторые элементы S класса К суть Р.

Если не всем предметам класса присущ выделенный нами признак, то тоже можно сделать умозаключение по неполной индукции.

На основании изученной части определенного класса явлений мож­но сделать общее заключение обо всем классе явлений, но оно может быть только вероятностным (правдоподобным) знанием, при этом сте­пень его вероятности зависит от глубины и тщательности исследования тex конкретных случаев, на которые опирается индуктивное обобщение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.