Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации






Состав. Правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав всех руководителей органов исполни­тельной власти, поскольку таких органов очень много. Неизбеж­ным поэтому является установление различных статусов и на­именований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение или невхождение их руководителей в состав прави­тельства. В ряде стран в целях недопущения произвольного рос­та числа министерств и других исполнительных органов это чис­ло закреплено законом. В Российской Федерации такого законо­дательного перечня нет. Но для того чтобы не допустить создания недееспособного правительства, Конституция РФ уста­навливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. ПО Конституции РФ Правительство РФ состо­ит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Статус федерального министра распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других органов исполнительной власти (федеральных служб и агентств), если этот ранг был им присвоен Президентом РФ, — в этом слу­чае, однако, руководитель органа исполнительной власти не ста­новится членом Правительства РФ с правом голоса на его засе­даниях (обычно речь идет о приравнивании к статусу министра по оплате труда и социальному обслуживанию). Таким образом, практически число членов Правительства РФ определяется Пре­зидентом РФ. Число заместителей Председателя Правительст­ва РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие вклю­чаются и возможные первые заместители — общее их число опять же определяется Президентом РФ по своему усмотрению (в ныне действующую структуру введены две должности первого заместителя).

Общая структура федеральных органов исполнительной вла­сти обычно разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя порой весьма сущест­венно. Эту функцию Президент РФ делит с Председателем Пра­вительства РФ, который согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 112) не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. На него возложена конституционная обязанность предлагать Президенту РФ кандидатуры для назна­чения на должности и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Од­нако последнее слово все же остается за Президентом РФ.

Федеральное Собрание не обладает правом создания или лик­видации конкретных министерств и ведомств, поскольку это вхо­дит в компетенцию Президента РФ. Однако оно в известной сте­пени контролирует этот процесс, устанавливая расходы по каждо­му федеральному органу исполнительной власти из федерального бюджета. При принятии федерального бюджета каждому мини­стерству и ведомству, как и каждой государственной программе, устанавливается точная сумма расходов на год.

Председатель Правительства РФ определяет основные направ­ления деятельности Правительства: представляет Президенту РФ предложения по структуре и назначениям, организует работу Правительства и руководит его заседаниями, определяет обязан­ности заместителей Председателя Правительства и представляет Правительство в международных отношениях.

Решения Правительства принимаются коллегиально, однако в неотложных случаях Председатель издает от имени Правительст­ва распоряжения по отдельным вопросам государственного управления, о чем информирует Правительство.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создается Президиум, который обычно состоит из Председателя Правительства, его заместителей, мини­стра финансов, министра экономического развития, министра иностранных дел, министра обороны, министра внутренних дел и двоих-троих других министров. В работе Президиума принима­ют участие Президент Российской академии наук и Председатель Центрального банка. В состав Президиума в отдельные годы бы­ли введены (без права голосования) президенты и губернаторы, являющиеся руководителями межрегиональных ассоциаций эко­номического сотрудничества субъектов РФ. Президент РФ впра­ве председательствовать на заседаниях Президиума (как и всего П равител ьства).

На заседаниях Президиума могут рассматриваться любые во­просы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и при­нимаются решения, в том числе акты нормативного характера (обязательно с участием министра юстиции).

Решения Президиума Правительства принимаются большин­ством голосов от общего числа его членов, издаются в форме по­становлений и распоряжений Правительства и не должны проти­воречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство за­дач. По их представлению Правительство назначает заместителей министра, но они самостоятельно распределяют обязанности ме­жду своими заместителями, а также утверждают структуру и штат­ное расписание центрального аппарата министерства в пределах установленной численности работников и выделяемых ассигнова­ний.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в со­ставе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрально­го аппарата министерства и иных лиц по представлению минист­ра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Правительством РФ. Коллегия на своих регу­лярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства. Решения коллегии оформляются про­токолами и проводятся в жизнь, как правило, приказами мини­стра. В случае разногласий между министром и коллегией ми­нистр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Министерство издает в пределах своей компетенции на осно­ве и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязатель­ными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчинен­ности и гражданами, в необходимых случаях другие ведомствен­ные нормативные акты.

Министры Российской Федерации и руководители федераль­ных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая включает руководителей тех министерств и ведомств, ко­торые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федераль­ными законами и указами. Подчинение этих министров Прези­денту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и не­сут коллективную ответственность за деятельность Правительст­ва РФ. Правительство координирует деятельность этих органов исполнительной власти.

Вторую группу составляют руководители министерств и ве­домств, работающие под непосредственным руководством Пра­вительства РФ.

Порядок формирования. Формирование Правительства РФ на­чинается с назначения его Председателя. Председатель — веду­щая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные на­правления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согла­сия Государственной Думы (в отличие от других членов Прави­тельства), и его право предлагать Президенту РФ назначить или освободить любого члена Правительства делает его не «первым среди равных» (так обычно характеризуют премьер-министров по отношению к другим членам правительства в парламентских го­сударствах), а должностным лицом, пользующимся непререкае­мым авторитетом по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ). Председатель Правительства РФ регулярно встречается с Прези­дентом РФ, получая от него поручения и указания, он признает­ся «вторым лицом» в государстве, временно исполняет обязанно­сти Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в со­стоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

Конституция РФ определяет (ст. 113), что Председатель Пра­вительства РФ действует в соответствии с Конституцией РФ, фе­деральными законами и указами Президента РФ, что исключает возможность в иных, кроме законов, формах воздействовать на него (указания, поручения и проч.) со стороны Федерального Собрания. Перечисляя правовые акты, которыми обязан руковод­ствоваться Председатель Правительства РФ, Конституция РФ тем самым предоставляет ему определенные гарантии самостоя­тельности.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не мо­жет обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президен­том РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представи­тельный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Может ли Президент РФ взять на себя функцию Председа­теля Правительства РФ? Известно, что такой случай имел ме­сто в 1992 г., когда в условиях нарастающего противостояния между законодательной и исполнительной властью Президент Б. Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 г. этой возможно­сти не предусматривает, а, скорее всего, ее исключает. Только в связи с исключительными условиями какого-либо острейшего политического кризиса можно было бы представить себе, что Го­сударственная Дума даст согласие на назначение Президента РФ главой Правительства РФ, но это было бы явно в обход Консти­туции РФ.

Правомерно поставить и другой вопрос: может ли Прези­дент РФ предложить Государственной Думе в качестве кандида­туры на пост главы Правительства РФ ее депутата? Конститу­ция РФ не исключает такой возможности, но ясно, что при со­гласии Думы на назначение данного депутата он должен в силу принципа разделения властей немедленно сложить с себя депу­татские полномочия. Таким образом, можно утверждать, что юридически Президент РФ совершенно свободен в подборе кан­дидатуры Председателя Правительства РФ, хотя он, разумеется, связан определенными политическими обстоятельствами.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюсти опреде­ленные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Это сделано явно с целью, чтобы ни при ка­ких условиях в течение долгого времени страна не оставалась без Правительства или имела только исполняющего обязанности Председателя Правительства. Предусмотрены три основных слу­чая с установлением соответствующих сроков внесения кандида­туры в Государственную Думу:

не позднее двухнедельного срока после вступления в долж­ность вновь избранного Президента (напомним, что избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня офи­циального объявления Центризбиркомом о результатах выбо­ров);

не позднее двухнедельного срока после отставки Прави­тельства;

в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государ­ственной Думой.

Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 111) она рассматри­вает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложе­ния о кандидатуре. Ранее в гл. 23 «Федеральное Собрание Рос­сийской Федерации» учебника мы видели, что Регламент Госу­дарственной Думы устанавливает определенный порядок рас­смотрения этого вопроса (выступление кандидата с программной речью, вопросы к нему и др.). При этом Дума не вправе требо­вать от кандидата оглашения намеченного им состава Правитель­ства РФ, поскольку предлагать Президенту РФ кандидатуры чле­нов Правительства РФ может только назначенный Президен­том РФ (после, естественно, получения согласия Думы) глава Правительства РФ.

По поводу назначения главы Правительства между Президен­том РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление регламентируется Конституцией РФ в весьма жестких формах. После трехкратного отклонения представлен­ных кандидатур Председателя Правительства РФ Государствен­ной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительст­ва РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые вы­боры. Конституция РФ не указывает, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить во второй раз дру­гую кандидатуру, и в третий раз — третью кандидатуру (т. е. каж­дый раз новых лиц) или он вправе трижды предлагать одно и то же лицо. Последний подход поддержал в своем толковании ст. 111 Конституции РФ Конституционный Суд РФ в постанов­лении от 11 декабря 1998 г. Это право Президента должно реали-зовываться с учетом конституционных требований о согласован­ном функционировании и взаимодействии участников этого про­цесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией или не противоречащих ей форм взаимодействия, складываю­щихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

Естественно, что в обычных условиях роспуск Государствен­ной Думы и назначение новых выборов не очень желательны для ее депутатов, и это обстоятельство используется Президентом как средство давления на них при решении вопроса о согласии. Но можно представить себе и иные (и весьма вероятные) условия — когда новые выборы будут политически невыгодны Президен­ту РФ, что заставит его искать более компромиссного кандидата на пост Председателя Правительства РФ. Так что соотношение политического риска выглядит здесь в достаточной мере сбалан­сированно. Но если Дума все же проявляет несговорчивость и отклоняет все кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ, то он вынуждается назначить Председателя Правительства РФ без ее согласия по единственному соображению: не оставить страну без Правительства.

После назначения Председателя формирование Правительст­ва РФ осуществляется весьма простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассмат­ривает, отбирает и назначает. Поскольку этот процесс не являет­ся публичным, то можно только догадываться о содержании кон­фиденциальных бесед между двумя руководителями страны и степени их взаимной уступчивости при обсуждении конкретных кандидатур. Многое зависит от политического веса каждого уча­стника этого процесса, который может меняться в зависимости от условий.

Политическая система и форма правления в Российской Фе­дерации не лимитируют партийный характер Правительства РФ. Естественно предположить, что Президент РФ будет всегда пред­лагать в премьеры своего политического соратника (сам Прези­дент РФ пока еще никогда не возглавлял какую-либо политиче­скую партию), а премьер, в свою очередь, будет стремиться к по­литической однородности возглавляемого им Правительства. В то же время Правительство может не носить ярко выраженной пар­тийной окраски; у Президента РФ и Председателя Правительст­ва РФ также нет юридической обязанности создавать его на коа­лиционной основе. К этому могут побудить только определенные политические соображения. Пока же руководители исполнитель­ной власти подчеркивают стремление иметь в составе Правитель­ства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, неза­висимо от политических взглядов (несколько министров в разные годы были назначены из депутатов оппозиции в Государственной Думе). Президентская форма правления с неподотчетностью пра­вительства перед парламентом позволяет формировать исполни­тельную власть на такой основе, хотя трудно представить себе стабильным правительство без какого-то минимума политиче­ской однородности его членов.

Членам Правительства не запрещено входить в политические партии, но они не могут занимать никакой другой должности в государственных органах и органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринима­тельскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую ра­боту, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для членов Правительства Российской Федерации установлены огра­ничения на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируе­мой за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гра­жданства. Им запрещено также состоять в органах управления, попечительских и наблюдательных советах иностранных неком­мерческих неправительственных организаций, а также их струк­турных подразделений, действующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами или взаимными договоренностями федеральных органов государственной власти с государственны­ми органами иностранных государств, международными и ино­странными организациями. Члены Правительства не могут иметь «двойное гражданство», они обязаны ежегодно представ­лять сведения о доходах и имуществе, несут ряд других обязан­ностей, установленных Федеральным конституционным зако­ном.

Срок полномочий и отставка. Конституция РФ не устанавлива­ет срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президен­та РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент — новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Го­сударственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы все­гда будут происходить в период президентской легислатуры, по­скольку даже очередные парламентские выборы обычно не син­хронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более это не происходит, если парламентские выборы внеочередные. Одна­ко в полном соответствии с логикой президентской формы прав­ления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на на­значение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Госу­дарственной Думы. Конституция РФ, как уже отмечалось, преду­сматривает возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей. Имеется в виду отставка, стой­кая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принад­лежащие ему полномочия или отрешение от должности (ч. 2 ст. 92). Во всех этих случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента, а Правительство, естественно, продолжает действовать. Исполняющий обязанно­сти Президента ограничен в своих правах (не может распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предло­жения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ). Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения ис­полнения Президентом РФ своих полномочий должны состоять­ся выборы Президента РФ. Надо полагать, что эти положения распространяются и на случай кончины Президента РФ.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительст­во РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно пре­кращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правитель­ству и его Председателю продолжать действовать до сформирова­ния нового Правительства.

В мировой конституционно-правовой практике известны по­нятия коллективной ответственности правительства и индиви­дуальной ответственности каждого члена правительства. В пер­вом случае правительство, допустившее в своей деятельности крупный провал какого-либо принципиального вопроса, уходит в отставку в полном составе. Наряду с такой коллективной от­ветственностью каждый министр индивидуально отвечает за по­ложение дел в своем ведомстве и в случае «прокола» должен уйти в отставку. Как правило, при уходе в отставку премьер-министра вместе с ним покидают правительство и другие его члены.

В Конституции РФ этих понятий нет, но Федеральным кон­ституционным законом «О Правительстве Российской Федера­ции» установлено, что Правительство РФ является коллегиаль­ным органом. Следовательно, все решения Правительства прини­маются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства за свой политиче­ский курс. Но эту ответственность оно несет только перед Прези­дентом РФ, который вправе, хотя и только по предложению Председателя Правительства, освободить от должности любого члена Правительства, а также освободить и самого Председателя по своему усмотрению, оставив на своих постах всех остальных. Поэтому положение Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому отставка Председателя Правительства автоматически влечет за со­бой отставку Правительства в полном составе, вносит своеобраз­ную поправку в конституционные взаимоотношения Президента и Правительства. Оно кажется более логичным для парламент­ской формы правления, но трудно воспринимаемо для прези­дентской формы. Каждый член Правительства несет индивиду­альную ответственность за свою деятельность и положение дел в ведомстве, что дает основание Президенту РФ своей властью ос­вобождать министров, если у них имеются серьезные недостатки в работе, что он довольно часто и делал. Отставка отдельного ми­нистра не может в решающей степени повлиять на деятельность всего Правительства РФ, хотя и в состоянии причинить ему поли­тические неприятности.

Закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительст­ва РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Прави­тельства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Прези­дента РФ освобождать Председателя Правительства, не обраща­ясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты. Логическое объяснение такого поло­жения следует искать в том, что Президент РФ несет ответствен­ность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно принять решение об освобождении от должности такого руководителя Правитель­ства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента РФ. Роль Государственной Думы в назначении пре­мьера этим не ущемляется, поскольку новая кандидатура Предсе­дателя вскорости неминуемо будет представлена для получения ее согласия. Если же представить себе, что Председателя Прави­тельства нельзя освободить без согласия Государственной Думы, то в таком случае он получил бы серьезную страховку для дейст­вий вразрез с Президентом. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Согласия Государственной Думы для отставки, естест­венно, не требуется (по прежнему закону «О Совете Минист­ров — Правительстве Российской Федерации» оно предусматри­валось). Президент РФ единолично решает, принять или откло­нить просьбу Правительства. Если он принимает отставку или может уговорить Правительство взять просьбу обратно, то даль­нейшие действия Президента и Правительства понятны. Но что должно последовать, если Президент не примет отставку, а Пра­вительство на этом настаивает? Конституционного ответа на этот вопрос нет, здесь возможно только политическое урегулирова­ние, но Правительство должно продолжать свою деятельность в силу ранее принятых на себя обязанностей.

Положение Президента РФ более предпочтительно. Он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Консти­туции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае принципиальных расхождений между Президентом и

Правительством предпочтение в интересах стабильности государ­ственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Более чувствительный «нерв» — отношения Правительст­ва РФ с Государственной Думой, поскольку, не имея конститу­ционных средств воздействия на политику Президента РФ, оппо­зиция в Думе систематически направляет острие своей критики на Правительство РФ. Согласно Конституции РФ Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет авто­матически его отставки: Президент РФ вправе сам решать во­прос, отправить ли Правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы, т. е. позволить Правительст­ву продолжать свою деятельность без каких-либо помех.

Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех ме­сяцев выразить недоверие Правительству РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может быть при­знано «повторным»). И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу. Следует признать, что содержащаяся здесь угроза роспуска не может не оказывать влияния на депута­тов Думы, во всяком случае пока она воздерживалась от повтор­ного выражения недоверия Правительству РФ, хотя некоторые депутаты к этому призывали.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остро­ту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Пре­зидента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Го­сударственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда яс­но и то, что она исходит из договоренности о принятии Прези­дентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго ре­шения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, ко­нечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому при­бегает в условиях выгодной для себя политической конъюнкту­ры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра­зить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель­ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо­ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол­легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра­вительство большинством голосов примет обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при­нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен­ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы — возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо­чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче­нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ­ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Следует учитывать, что практическая применимость рассмот­ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра­вительства более прочно, когда большинство в палате принадле­жит партии, поддерживающей Президента РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.