Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психопрофилактика в работе специального психолога






Задачи психопрофилактической работы в специальном образовательном учреждении и требования к ее проведению.

Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Очень важный вид деятельности психолога, но малоразработанный, сложность в том, что педагогический коллектив и родители не готовы к пониманию ее значимости и необходимости. Инициатива полностью должна исходить от психолога, который на основе своих знаний, наблюдений, предполагает, что можно изменить, предупредить, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания:

1. Контроль за соблюдением в школе психологических условий учебно-воспитательного процесса, необходимых для полноценного развития, формирования личности, детей имеющих недостатки в развитии (предупреждение психологического, учебной перегрузки, неадекватной самооценки учащихся, повышения тревожности и пр.)

2. Создание благоприятного психологического климата в школе (доброжелательность отношений)

3. Предупреждение о возникновении возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Выготский отмечал, что переходные периоды в развитии детей являются причиной трудновоспитуемости детей. Особенно важно обратить внимание на переход ребенка из детского сада в школу, когда происходит смена видов деятельности (игровой на учебную). Также важен период перехода из младшей школе в среднюю и старшие классы. Для решения проблем старшеклассников связанных с самоопределением надо привлекать не только педагогов, но и родителей.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

К психопрофилактике и психологическому консультированию тесно примыкает такой вид работы, как психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей. У учителей существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не умеют его понять.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.