Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей






Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конститу­ции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Россий­ской Федерации» и других федеральных законов.

Общие условия выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение кандидатов. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок яв­ляется достаточно распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается на более длительные сро­ки (чаще всего на пять-шесть лет, а в Италии, Турции на семь лет). Президент РФ может быть переизбран на второй четырех­летний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и чет­вертый сроки возможно, но только после перерыва. Конституци­онный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 г. указал, что из­брание первого Президента РФ в 1991 г. (т. е. до принятия Кон­ституции РФ в 1993 г.) на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, дос­тигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах явля­ется добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательно­го корпуса, не допуская в то же время принудительного голосо­вания или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избрание Президента РФ прямым способом связывает его с народом более тесно, чем избрание парламентом (ФРГ. Турция) или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень уж принци­пиального характера с точки зрения демократизма. Главное со­стоит в том, что путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, посто­янно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоян­ного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время Феде­ральным законом «О выборах Президента Российской Федера­ции» установлено, что не имеет права быть избранным Прези­дентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтвер­ждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (п. 5.1 ст. 3).

Скупые конституционные требования к Президенту — при­знак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государ­ства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному из­бирательному округу, включающему в себя всю территорию Рос­сийской Федерации. Избирательные комиссии создаются и дей­ствуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадлежит политическим партиям и изби­рателям (в порядке самовыдвижения). Для поддержки самовы­движения необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Выдвижение от партии происходит на съезде (конферен­ции) партии, который может выдвинуть только одного кандида­та, данные о котором сообщаются в Центризбирком России.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Политическая партия или группа избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Не собирают подписей те партии, которые были допущены к распределению мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы. Во всех случаях требуется пре­доставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. В ходе из­бирательных кампаний Центризбирком нередко выявлял случаи подтасовок с подписями и на этом основании отказывал кандида­там в регистрации, но Верховный Суд РФ чаще всего признавал та­кие решения необоснованными и обязывал Центризбирком заре­гистрировать кандидата. Центризбирком откладывает выборы, ес­ли зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными права­ми и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистри­рованные кандидаты обязаны на время проведения выборов ос­тавить государственную или муниципальную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся на второй» срок Президент РФ, имеющий право продолжать осуществлять свои полномочия, — не пользоваться преимуществами своего должностного положения. Кандидаты на пост Президента поль­зуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денеж­ную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транс­портом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На вы­борах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средст­ва из федерального бюджета. Закон подробно регламентирует по­рядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на из­бирателей.

В случае если один из кандидатов на должность Президента использует свое право и снимет свою кандидатуру за несколько дней до выборов без вынуждающих к тому обстоятельств, то Центральная избирательная комиссия относит на счет этого кан­дидата соответствующую часть понесенных ею расходов по про­ведению выборов. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по ре­шению Центральной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения канди­датов и осуществления последующих избирательных действий.

Назначение и финансирование выборов. Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией и федеральным законом. Дата выборов назначается Советом Федерации Федерального Со­брания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выбо­ров является второе воскресенье после истечения конституцион­ного срока, на который был избран предыдущий Президент. Вы­боры назначаются не позже чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они про­водятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчи­ваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы (такие выборы были проведены 26 марта 2000 г. после добровольной отставки Президента Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.).

Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Пре­зидента обязаны создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств, средств, выделенных политической партией или общественными объединениями, входящими в избирательный блок, доброволь­ных пожертвований граждан и юридических лиц. Но есть и об­щее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб., а при повторном голосовании — 500 млн руб. Не допускаются по­жертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, россий­ских юридических лиц с иностранным участием (если доля ино­странного капитала превышает 30%), международных организа­ций и общественных движений, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц с государственной или муниципальной долей, превышающей 30%, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных органи­заций и религиозных учреждений, анонимных жертвователей. За­кон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды.

Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность. Подсчет голосов избирателей проводится непосредст­венно членами участковой избирательной комиссии, о чем со­ставляется протокол. На основании этих протоколов территори­альная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

Избранным считается кандидат, который получил более поло­вины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центр­избирком признает выборы несостоявшимися, если в них приня­ло участие менее половины избирателей; если голосование про­водилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании; если из двух кандидатов ни один не получил более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного го­лосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был из­бран, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопар­тийной системой). По итогам повторного голосования избран­ным считается кандидат, получивший большее — по сравнению с другим кандидатом — число голосов. Если же повторное голосо­вание не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку ре­зультатов выборов на всех уровнях. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола о результатах выборов.

В ходе кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. в первом туре ни один из кандидатов (их было 10) не получил большинства голосов, хотя явка избирателей к урнам была достаточно высокой (до 70% от зарегистрированных избирателей). Избирательная кам­пания в основном проходила в соответствии с законодательством, хотя Центральная избирательная комиссия обращала внимание на некоторые нарушения правил предвыборной агитации. 3 июля 1996 г. был проведен второй тур выборов, в результате которого Президентом РФ вновь был избран Б. Н. Ельцин. Он получил 53, 7% голосов принявших участие в выборах избирателей, в то время как его соперник — 40, 4%. В выборах 2000 и 2004 гг. участ­вовали несколько зарегистрированных кандидатов. Президен­том РФ в обоих случаях уже в первом туре был избран В. В. Путин, получивший свыше 50% голосов.

Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит на­роду присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Пре­дусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государст­венной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение обязанностей Президента. Отрешение от должно­сти. Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президен­том.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае:

его отставки;

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия;

отрешения от должности.

Первый случай предполагает свободное волеизъявление Пре­зидента. Так, 31 декабря 1999 г. первый Президент за полгода до истечения срока полномочий издал Указ о прекращении испол­нения полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого времени пол­номочия перешли к Председателю Правительства РФ.

По второму случаю в Конституции РФ не предусмотрено ни­какой процедуры, но Конституционный Суд РФ, давая толкова­ние ст. 92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 г. указал, что такая процедура должна устанавливаться федераль­ным законом. Речь здесь идет не о кратковременном заболева­нии, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его консти­туционных полномочий. Суд подчеркнул, что порядок досрочно­го прекращения полномочий по состоянию здоровья должен ис­ключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо ор­ганом или лицом властных полномочий Президента РФ; при оп­ределении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — во­леизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

Третий случай предполагает принудительные действия, ука­занные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выпол­нять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязан­ностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособно­стью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Ис­полнение обязанностей Президента в указанных возможных слу­чаях (некоторые из них указаны в Конституции, другие — нет) основывается на самой Конституции, а потому не требует чьего бы то ни было назначения. Однако Президент РФ вправе своим указом возложить временное исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ в случае кратковременной не­способности их исполнения по болезни. Именно такой Указ был издан 19 сентября 1996 г. Б. Н. Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией и действовал до подписания Пре­зидентом Указа о прекращении временного исполнения Предсе­дателем Правительства обязанностей Президента РФ. Президент­ские обязанности передавались главе Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего бы­ли переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Моменты временной передачи полномочий и их пре­кращения были определены отдельными указами Президента РФ (непосредственно перед началом хирургической операции — с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. и сразу же после окончания действия наркоза — в 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.).

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о по­правках и пересмотре положений Конституции Р'Ф. Эти ограни­чения вытекают из того, что исполняющий обязанности Прези­дента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудитель­ного отрешения Президента от должности на основании обвине­ния в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, извест­ный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», яв­ляется сильной гарантией против злоупотребления властью и на­рушения главой государства конституционных порядков. Он все­гда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко — в США, например, за более чем 200-летнюю историю было только две попытки (одна из них в 1998 г. в отношении Билла Клинтона) отстранения Президента от должности в поряд­ке импичмента, но обе они закончились безрезультатно.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности со­пряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государствен­ной Думой Президента РФ в государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Сама процедура отрешения имеет две стадии:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдви­жении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т. е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение спе­циальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами);

2) решение об отрешении Президента РФ от должности выно­сит другая палата парламента — Совет Федерации — двумя третя­ми голосов от общего числа членов (т. е. 119 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Ду­мой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Со­вета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Вер­ховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым созда­ются гарантии против политического волюнтаризма и в процеду­ру включаются наиболее компетентные для решения данного во­проса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает испол­нение им своих обязанностей. Попытка в 1998 г. ряда фракций в Государственной Думе начать процедуру отрешения от должно­сти Президента Б. Н. Ельцина закончилась безрезультатно на первой же стадии данной процедуры. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гаран­тии (государственная охрана, медицинское обслуживание, не­прикосновенность, денежное содержание и т. д.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.