Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространение либерализма в России в XVIII веке до Екатерины II.




Во время Петра I знакомство с концепцией либерализма у русских людей происходило в основном во время их пребывания на Западе во время учебы, дипломатической работы и т. д. Некоторые воспринимали благотворность ограничения верховной власти, как Голицын Д. М., другие — нет, как Татищев В. Н., но и первых, и вторых в России были единицы. Сам Петр Великий перенимал западный опыт беспорядочно. Ему нужны были технические и военные знания для одержания верха в войне со Швецией, которая продлилась два десятилетия. Почти все внутренние изменения в стране были подчинены этой цели. Их результатом стало более эффективное функционирование старого порядка вотчиного государства, а не модернизация страны как у европейцев: у них этот процесс ознаменовал собой начало эпохи Нового времени. Но некоторые нововведения Петра отличал дух либерализма. Его привлекла идея всеобщего блага. Для России соображения, что правитель и подданные несут обоюдную ответственность за его создание или за благо Отечества, оказались новацией. Эти воззрения появились на Западе еще в IX веке, в России же все замыкалось на интересе самодержца. Воспринятя новая концепция появилась в 1702 г. в манифесте, приглашавшем иностранцев в Россию, и не раз повторялась впоследствии. Одним из ее проявлений стала практика Петра объяснять в содержании своих новаторских указов их мотивы. До него в Московии было иначе. Царские грамоты несли дух безапелляционности, ожидалось, что подданные предназначены выполнять предписания государя. Петр после своей смерти оставил Россию с законом, что монарх сам, только руководствуясь своей волей, выбирает себе наследника для передачи власти. После внезапной смерти подростком его сына Петра II не осталось никакого завещания. Верховный тайный совет, учреждение которого относится к годам правления вдовы Петра I — императрицы Екатерины I — должен был решать как поступить далее. Возобладала точка зрения лидера Совета Голицына Д. М.: пригласить на трон племянницу Петра Великого, вдову правителя Курляндии Анну. К утру следующего дня 20 января 1730 г. он составил ряд условий, воспользовавшись шведским примером. Русские кондиции требовали от Анны править совместно с Верховным тайным советом, объявлять войну и заключать мир только с его согласия, за ним же оставить командование вооружёнными силами, не выдвигать никого выше чина полковника без согласования с ним, не тратить более 500 000 руб.в год из государственного бюджета и не вводить самостоятельно новых налогов, не выходить замуж и не назначать наследника престола по своей воле, а также не распределять земель ни в чью пользу, не подвергать никого суду без должного рассмотрения, особенно если это касается лишения жизни кого-либо из знати, его чести и собственности. Нарушение этих положений влекло за собой лишение престола. Показательно, что после пяти лет, прошедших с окончания петровского правления, эти условия нашли одобрение у его сподвижников, составлявших Совет. Анна Иоанновна согласилать в присланными кондициями. На пути в Москву она поняла, что большинство хочет её видеть на престоле в качестве прежнего самодержавного монарха. Только 1 февраля, действуя в обстановке строжайшей секретности, Голицын сообщил генералитету о существовании кондиций. А прибывшие в старую столицу дворяне разбились на партии, обсуждавшие создавшееся положение. 25 февраля при принятии от них депутации, выступавшей за реставрацию самодержавия, и при молчании верховников Анна публично разорвала лист кондиций. Новая властительница России распустила Верховный тайный совет, назначив всех его бывших членов, кроме одного, в Сенат. В дальнейшем она постепенно удаляла из властных органов эти фигуры. Из восьми верховников несколько Долгоруких были казнены, одного из фамилии Голицыных сделали шутом, сам же Дмитрий Михайлович спустя семь лет был арестован и умер в заключении, владение же текстом кондиций было объявлено преступлением. Своей опоре — дворянству — Анна была вынуждена идти навстречу. Со временем она провела в жизнь часть содержания их петиций, поданных при вступлении на престол. В 1731 г. она учредила для детей высшего сословия специальные школы, выпускники которых получали офицерское звание. Отныне уходило в прошлое их унижение начинать обязательную службу как простые солдаты. Через пять лет вышло новое послабление: дворянские семьи, имеющие несколько сыновей могли оставлять одного из них дома для присмотра за поместьем. Тогда же верховная власть отодвинула начало службы государству на пять лет, дав ему начало с двадцатилетнего возраста и ограничив четвертью века весь период её несения. Уступки дворянству достигли своего апогея в манифесте, подписанном Петром III в январе 1762 г. через месяц после его вступления на престол. О своём намерении освободить дворян от обязательной службы государству он говорил ещё в бытность наследником и поддерживался в этом братьями Воронцовыми и Паниным Н. И. Этот документ был обнародован в чуть позднее и назывался «Манифест о даровании вольности российскому дворянству». Высшее сословие встретило его с восторгом. Однако раздавались и голоса, недовольные тем, что не были отменены телесные наказания и конфискация имений. Ещё большее недовольство вызвал общий образ правления Петра III. Уже к лету составился заговор: гвардия стояла за императрицу Екатерину, а воспитатель наследника Панин Н. И. за соблюдение законности, то есть за воцарение будущего Павла I.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.