Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция






В процессе коррекционных воздействий необходимо учитывать степень тяжести психического дизонтогенеза.

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в:

ориентации аутичного ребенка во вне;

обучении его простым навыкам контакта;

обучении ребенка более сложным формам поведения;

развитии самосознания и личности аутичного ребенка.

Организация психокоррекционной работы.

1.В связи с легкой возбудимостью ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов.

2.Необходима строгая организация режима в группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям.

3.Психолог должен бережно относится к любой, даже самой примитивной активности ребенка.

4.Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ для каждого ребенка.

Задачи психологической коррекции с детьми с РДА.

1.Преодоление негативизма при общении и установление

контакта с аутичным ребенком.

2.Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3.Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4.Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5.Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).

6.Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Основные этапы психологической коррекции:

1) Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком.

рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия.

с, помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий.

Важное значение придается свободной, мягкой эмоциональности занятий. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться с прямыми вопросами к ребенку.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стрежневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы ребенка. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

2) Второй этап усиление психической активности детей. Важно умение почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. У многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений. Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

3) Третий этап организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

3) Третий этап организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

Кроме общих задач в процессе коррекции детей с РДА, выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы переключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные действия могут только усугубить его агрессивные проявления.

4) Четвертый этап - работа с родителями, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка, в присутствии родителей на занятии и их активном участии в нем.

 

8. Динамика психических функций при различных формах ЗПР

(можно рассказать про зону ближайшего развития) Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

 

Зпр IQ 75-95. Зпр – один из видов дизонтогенеза при котором наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних этапах. Обычно диагностируется в старшем дошкольном возрасте. классификации ЗПР:

по Певзнер: 1 с нарушенным темпом психического развития 2.с астеническими и церебрастеническими состояниями 3. С акалькулией

по Сухаревой: 1. С задержанным темпом психического развития, с дефектами семейного воспитания 3 астенизированных соматическими заболеваниями 4. С первичными нарушениями речи, обусловленными локальными поражениями мозга. Позднее еще ряд классификаций, но наиболее распространена по этиологическом принципу Лебединской:

1.конституционального генеза – эмоциональная мотивация, повышен фон настроения, непосредственность, поверхностность. Напоминают норму младшего возраста. Затруднения в обучении связаны с преобладанием игровой мотивации, незрелостью личности

2.соматогенного происхождения.вследствие длительн хронических заболеваний, врожд и прибрет пороками. В замедлении темпа развития и освоении навыков основная роль – астении. Часто сочетается с инфантилизмом – неуверенностью, боязливостью, капризностью.

3. Зпр психогенного происхождения – связана с неблагоприятными условиями воспитания. Гипоопека (не воспитывается чувство долга, ответственность), гиперопека, кумир семьи – безынициативность, несамостоятельность, эгоцентризм, нелюбовь к труду. В дисгармоничных семьях – невротичность

4.церебрально органического происхождения. Наиболее распостранено. Стойкие и выраженые нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. В анамнезе негрубая органическая недостаточность цнс. У них - Замедление возрастных фаз развития, нередко сдвг, всд, умеренная гидроцефалия, отсутсвует живость и яркость эмоций, внушаемы, некритичны. Недостаточность памя, внимания, обусловлены инертностью психических процессов, их медлительностью.Наблюдается мозаичность, поэтому некоторые испытав трудности при овладении письмом, другие – чтением, третьи счетом и т.д.

Внимание. Неумение сосредоточится, трудности переключения, снижение концентрации произвольного внимания, кратковременная продуктивность или быстрая отвлекаемость особенно при длительном выполнении однообразных заданий, при утомлении перестают воспринимать новую информ. След-но накапливаются пробелы в учебных знаниях. Психол коррекция требует длительного времени и усилии, при целенаправленном формировании навыков самоконтроля формируется усидчивость и аккуратность, способность работать не отвлекаясь более длительное время.

Ощущение и восприятие недостаточны, ограничены, фрагментарны, нарушены структурность, предметность и целостность, сложно строить целостный образ по какой-либо части, выделить фигуру на фоне. трудности возрастают при усложнении объекта и ухудшении условий. Восприятие нарушено как деятельность, включающая мотивационно-целевой компонент, отсутствует целенаправленность и планомерность в обследовании объекта. Поисковые действия хаотичны, импульсивны, упускают множество мелких деталей. Скорость восприятия снижена, недостатки восприятия сказываются на развитии всех произвольных видов деятельности особенно у детей с ЗПР церебрально-оргнического генеза.

Память недостаточная сформированность мнестической деятельности – основная причина нарушений в школьном обучении. С трудом воспроизводят словесный материал, больше времени на припоминание, редкое использование вспомогательных мнестических приемов. Важна форма предъявления информации для запоминания. Наглядная память лучше, чем словесно-логическая. Эффективно опосредованное запоминание. Использование внешних и внутренних опор - наиболее действенный способ увеличения границ памяти, так же ассоциативное и смысловое увязывание с прошлым опытом. Испытывают серьезные затруднения без специального обучения. Отличительн признак мнестич деятельности – патологическая затронутость одних сторон памяти при отностительной сохранности других.

Мышление сниженная познавательная активность, стремление избегать интеллектуального напряжения, затруднение словесное опосредование совершаемых действий.. Нелостаточен уровень сформированности операций обобщения, затруднено усвоение специальных терминов. Хорошо могут знать объект, но не вспомнить его название. Многих хорошо владеют элементарными способами классификации, но медленнее, чем норма. Уровень наглядно-действенного мышления соответствует норме, словесно-логическое мышление осваивается гораздо хуже. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере необходимыми компонентами мышения – анализом, синтезом, сравнением, обобщением, отвлечение, при описании выделяют значительно меньше признаков, чем норма. Развитие речи замедленно. Недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков, оттенков речи, бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение чтения и письма.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.