Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности ребенка при умственной отсталости.






У.о - совокупность наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации из-за преобладающего интеллектуального нарушения. (тотальность, слабость абстрактного мышления, необратимость нарушений), состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся нарушением когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей. Всегда нарушено адаптивное поведение. IQ: 69-50 – легкая; 49-35 – умеренная; 34-20 – тяжелая; 19 и ниже – глубокая.

Познавательные функции

Внимание – рассеяно, проблемы концентрации, устойчивости, целенаправленности, произвольности, переключения, распределения. Не могут пользоваться словесной инструкцией для улучшения. «Увязают» в многочисленных деталях объекта»

Ощущение и восприятие – ядерный симптом патологии. Формируются замедленно с большим количеством недостатков. Замедленность зрительного восприятия, сужение объема, не усматривают связей и отношений между объектами, нет стремления разобраться в подробностях, объединяют в группы по несущественному признаку, хуже сохраняют восприятие величины предмета при удалении, затруднение в кинестетическом восприятии, различение звуков замедленно и с затруднениями. Восприятие недифференцированное, распадающееся.

Память – замедленное усвоение нового, быстрое забывание, неумение пользоваться приобретенными знаниями на практике, умственная работоспособность истощаема. Опосредованная память малодоступна., нарушение мотивационного компонента памяти, неспособность целенаправленно заучивать и припоминать.

Мышление – снижение уровня обобщения, конкретность, скорее вспоминают, чем размышляют, неясен переносный смысл, не производят обобщение, анализ и синтез, плохо усваивают правила и общие понятия, инертность мышления, нарушение мотивациного компонента мышления, резонерство, отсутствие контроля над действиями, критичности, нет предвидения результата.

Речь и двигательный навык. От полной немоты, ограничения несколькими словами. Степень развития зависит от обучения и воспитания, замедлен темп развития артикуляции. Словарный запас резко уменьшен, значения многих слов неясны. Односложность фраз, скачки мыслей, искажение смысла. Пишут с ошибками, почерк искажен. Моторные расстройства – параличи, ограничения координации, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса. Иногда движения возникают спонтанно, иногда невозможно вызвать движение сообразуясь с обстоятельствами, вызов нескольких движеия одновременно.

Эмоции – незрелы, недоступность тонких оттенков чувств. Одни быстро сменяют переживания, поверхностны, другие могут застревать на определенных эмоциях. Чувства часто бывают неадекватны и непропорциональны воздействиям, большое влияние эгоцентрических суждений. Эмоциональная незрелость связана с интеллектуальным нарушением, слабость интеллектуальной регуляции, не могут найти удовлетворения потребности в действии. С опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства: долга, совесть, ответственность, самоотверженность. Формируются только посредством специального воспитания. Большое место занимают элементарные потребности. Расстройство воли проявляется недостатком инициативы, внушаемостью, упрямством, неумением руководить своими действиями, либо неожиданной настойчивостью, упорством, стремлением удовлетворить эгоистические интересы. Некритичны, отсутствуют попытки проверить, сопоставить со своими интересами. Сущность незрелости – недоразвитость духовных потребностей.

Личность

Подвластен непосредственным воздействиям ситуации или собственным аффектам, отсутствие личностной переработки этих воздействий. Личность подвержена воздействиям окружающих обстоятельств, не приобретает независимость. Не в состоянии учитывать отдаленные мотивы. Самооценка формируется под влиянием окружающих, собственной деятельности. При столкновении положительной и негативной оценки возникает обидчивость, упрямство, агрессивность. Если такая ситуация длительна, то эти формы становятся чертами личности. Завышенная самооценка может быть псевдокомпенсаторным образованием в ответ на низкую оценку окружающих. Навыки общения формируются с большим опозданием, затруднены плохим пониманием речи и бедным словарем. Большинство осторожны в общении, уклоняются от ответов или дают односложные, однако встречаются охотно общающиеся, дающие развернутые ответы и спрашивающие сами. Иногда поведение неадекватно, нет контроля над эмоциями. Ведущая деятельность – (в6-8-лет) игровая, обучение должно опираться на игру. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни. Дети из дет. Домов быстрее обучаются общению, чем дети в семье, усваивают различные коммуникативные стили. Способны выполнять посильные поручения. Те дети, которые совершают покупки с родителями, имеют домашних животных, допущены к домашнему хозяйству, демонстрируют больший запас умений. Могут пренебрегать правилами безопасности. Запас знаний об окружающем мире не значителен, ограничивается местом, где они живут и деятельностью, которой занимаются. Ограниченный запас знаний о родственниках. Затрудняются в географических понятиях. Трудности и замечания могут вызывать агрессию или уход от деятельности. Различия в освоении навыков определяются воспитанием.

Подростки с легк. Степ. У.о. могут освоить неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. Овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи, вышивальщицы и т.д. Квалификация ограничивается низшими разрядами. В сельской местности социальная адаптация может и не вызывать проблем.

Познавательные, эмоциональные, социальные и поведенческие нарушения в зависимости от степени нарушения интеллекта выражаются по разному.

Умеренная у.о.: несформированные познавательные процессы, мышление конкретно, непоследовательно, тугоподвижно, неспособно к образованию отвлеченных понятий. Ограничено понимание и использование речи, косноязычны, лексика бедна. Развитие моторики задержано, страдает координация, точность и темп движений, у одних – замедленность, вялость, неловкость, у других – повышенная подвижность, нецеленаправленность, беспорядочность. Внимание неустойчиво, привлекается с трудом. Запас сведений и представлений мал. Мышление конкретно, непоследовательно, тугоподвижно. Образование отвлеченных понятий недоступно, либо резко ограниченно. Недоразвитие восприятия и памяти. Требуют руководства, плохо осознают ситуацию. Одни – приветливы и добродушны, другие – злобны, агрессивны. У многих повышение и извращение влечений, Импульсивность. Нередко неврологическая симптоматика, пороки развития конечностей, кожи, головы, внутренних органов.

Тяжелая у.о.: Мышление очень конкретно, ригидно, лишено способности к обобщению. Выражено недоразвитие моторики, нарушение координации. Трудно осваивают навыки самообслуживания. Обучение – тренировка навыков и освоение ориентировки в окружающем. Не способны овладеть элементарными трудовыми процессами, Неврологическая патология. Не могут существовать самостоятельно.

Глубокая у.о: ограничены в понимании и выполнении требований. Внимание, восприятие, память крайне не развиты. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления. Большинство неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала, нуждаются в постоянной опеке. С ними возможны лишь самые простые формы невербальной коммуникации. Понимание и использование речи – в лучшем случае выполнение основных команд и элементарные просьбы. Вместо речи отдельные нечленораздельные звуки. Не понимают жесты, наиболее тяжелые не смеются, не плачут, не узнают окружающих. Внимание ничем не привлекается, с трудом ориентируются, Реагируют только на боль, выражение лица тупое. Не отличают съедобное от несъедобного. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, умение играть. Встречаются аффекты гнева, стремление причинить себе боль. Часто проявления сексуального возбуждения. Одни апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто неврологические и другие соматические нарушения, а так же расстройства зрения, слуха.

6. полиморфизм синдромов аутизма как проблема организации деятельности в специальном образовательном учреждении

Аутизм (1920 Блейер). В 1943г Каннером описан ранний детский аутизм. В настоящее время используется термин «расстройства аутистического спектра» В МКБ – 10 относятся к общим (первазивным) расстройствам психического развития – характ-ся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Триада признаков аутизма: качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия, кач ухудшение в сферах вербальной и неыербальной коммуникации и воображения, органиченный репертуар видов активности и интересов.

Причины и классификации: 2 направления исследования причин – биологич и психологич

Биологическое – органич патология Г.мозга; хромосомные и генетич нарушения; биохимич нарушения.

Их роли велика у детей с аутизмом распространены эпилептиформные состояния, ПЭП, признаки подкорковой и лобно-теменной атрофии, гидроцефалии. Часто сочетается с умств. Отст. При хромосомном генезе, аутистическая симптоматика не всегда проявляется ярко по сравнению с другими нарушениями.

В настоящее время большое экспериментальное подтверждение получает этиопатогенетическая модель, базирующаяся на теории избытка опиоидов. Так же связываются степень выраженности агрессии и возбудимости с уровнем секреции дофамина, серотонина и норадреналина.

Психологическое – психологический генез аутизма, не отрицая биологических механизмов. Родители аутичных детей часто абстрагированы, проявляли мало интереса к ним. Последние исследования дают убедительные факты, что есть психодинамические факторы в сембях, приводящие к аутистическому расстройтву. Однако психогенные факторы могут играть роль пусковых механизмов. Изучение этиопатогенеза восходит к положению Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития. Первичные – сенсоаффективная гиперостезия, слабость энергетического потенциала; вторичные – сам аутизм, как ухрд от внешнего мира, ранящего интенсивностью раздражителей, стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений.. Расстройства аутистического спектра – сборная группа различных синдромов, имеющих разное происхождение. Так же остаются неучтенными различные стертые формы аутизма. РДА в 3-5 раз чаще у мальчиков. Однако, у девочек более тяжелое течение.

Аутистические синдромы классифицируются: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром ретта, дркгое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера, другие общие расстройства развития.

Клинико-психологические и психолого-педагогические проявления. Первые признаки сразу после рождения; отсутствие потребности в общении и целенаправленного поведения; стремление с сохранению стабильности окружающей среды; своеобразные страхи; своеобразие моторики; симптомы нарушения этапности и иерархии психического и физического развития; своеобразие речи и ее формирования; своеобразное сочетание низших и высших эмоций; интеллектуальная неравномерность; стереотипии в поведении, моторике, речи, игре; нарушение формулы сна; недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители; нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов; способность к отноительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника; возможность регресса психических функций при отсутствии правильного коррекционного подхода.

Внимание. Недостаточность психического тонуса, отрешенность. На попытки привлечь внимание реакция негативная или ее нет, проявляется с раннего возраста. Однако отдельные стимулы могут вызвать даже завораживающее воздействие, особенно вращающиеся предметы. Доминируют непроизвольные механизмы регуляции внимания. При реализации педагогического воздействия стоит учитывать быструю пресыщаемость, вплоть до агрессивных вспышек с попытками уничтожить результаты своего труда.

Восприятие. Особенности внимания приводят к большой селективности восприятия: воспринисая одни стимулы может игнорировать другие. Трудность в воспиятии и оценке социоэмоциональных сигналов. Возможна бурная реакция на слабые стимулы при отсутствии реакции на сильные. Нарушение целостности картины мира. Воспринимают не сам объект, а его отдельные характеристики. Большое значение имеют обонятельные, тактильные и кинестетические ощущения, это объясняет склонность к стереотипным движениям. Недостаточна способность к восприятию глубины, объема и удаленности. Снижена болевая чувствительность, что может привести к нанесению себе серьезных повреждений на фоне аффективной реакции, сопровождаемой аутоагрессией.

Память оказывают влияние нарушения внимания, восприятии, процессов переработки информации. Механческая память часто сохранна, что позволяет запоминать большие блоки информации, которые из-за недостаточной переработки применяются шаблонно. Развитие абстрактной, логической и смысловой памяти определяется преимущественно уровнем интеллекта.

Мышление. Зависит от своеобразия эмоциональной сферы. Ориентация не на значимые, а на индивидуально предпочитаемые признаки объекта. Недостаточное усвоение признаков окружающей действительности, сложности осознания явлений. Может быть способен к обобщению и абстрагированию. Выражена интеллектуальная неравномерность (наряду с сохранными способностями обнаруживаются существенно отстающие или опережающие).

Личность и деятельность. Эмоциональное расстройство, отсутствие комплекса оживления, признаков привязанности, стремлению к общению. Недостаточно сформирована установочная, ценностная и морально-нравственная сфера. Эмоции и чувства, связанные с абстрактными понятиями могут проявляться слабо в виду трудностей их понимания. Способности детей вариативны. В деятельности как правило ограниченные стереотипные интересы на фоне низкой инициативности и заинтересованности.. Проявляется в сколонности устанавливать жесткий порядок повседневной жизни, ритуалами, стереотипиями. Замедлено формирование предметной деятельности, орудийных действий, развитие речи, тонкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие интереса к игрушкам, предметно-игровые действия доминируют над развитием сюжетной игры, что осложняет появление способности принимать на себя роли. Ролевая игра неутойчива может прерываться беспорядочными действиями, склоны к индивидуальной игре, насыщенной аутодиалогами, в спонтанной игре способны действовать целенаправленно. Земедление формирования продуктивной и трудовой деятельности, связано со сниженной мотивационной готовностью, слабостью волевых процессов, истощаемостью. Учебная деятельность затруднена. Затруднео выделение учебно-значимой информации, продумывание вариантов решения, установление последовательности действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.