Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств






Важным элементом конституционно-правового статуса Рос­сийской Федерации является ее право неограниченно участво­вать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договора­ми. Конституция РФ (ст. 79) ставит для осуществления этого права только два условия. Передача полномочий не должна: 1) влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражда­нина и 2) противоречить основам конституционного строя Рос­сийской Федерации. Указание на международные договоры озна­чает, что передача полномочий должна быть не односторонней, а порождать взаимные обязательства.

Передача полномочий есть не что иное, как добровольное ог­раничение своего суверенитета. Конституции многих стран (Франции, Италии и др.) давно согласились с необходимостью такого ограничения во имя международного сотрудничества, ре­зультатом чего, в частности, стало появление ряда наднациональ­ных органов в Западной Европе. Конституция РФ также позволя­ет России вступать в различные межгосударственные объедине­ния, принимая на себя широкие международные обязательства.

Рассматриваемая конституционная норма реализована вступ­лением России в Содружество Независимых Государств. СНГ ос­новано на началах суверенного равенства всех его членов. Стра­ны Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В рамках этого объединения осуществляется координация экономического сотрудничества, сбалансированное социальное развитие государств-членов в рам­ках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция, военно-политическое сотрудничество. Страны СНГ ставят своей приоритетной задачей обеспечение ос­новных прав и свобод человека в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами международного права, свободное общение, контакты и передвижение граждан государств-членов в Содружестве. Страны Содружества сотрудничают также в облас­ти права, в частности путем заключения двусторонних и много­сторонних договоров об оказании правовой помощи, и способст­вуют сближению национального законодательства. В СНГ преду­смотрены:

Совет глав государств, который является высшим органом СНГ;

Межпарламентская Ассамблея, действующая на основе Конвенции от 26 мая 1995 г.;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Экономический суд;

Совет министров обороны;

Штаб по координации военного сотрудничества;

• Комиссия по правам человека и ряд других органов. Государства — участники СНГ заключили много договоров и

соглашений, направленных на реализацию целей этого объедине­ния. Так, Договор о сотрудничестве в охране границ госу­дарств — участников СНГ с государствами, не входящими в Со­дружество, от 26 мая 1995 г. (его не подписали ряд государств) устанавливает, в частности, что стороны несут взаимную ответст­венность за обеспечение охраны своего участка границы с учетом интересов безопасности сторон и что они вправе принимать для этого меры с помощью воинского контингента другого государ­ства — участника СНГ. В соответствии с этим положением Рос­сийская Федерация участвует в охране Государственной границы ряда государств — участников СНГ на основе заключенных дву­сторонних соглашений. В рамках этого межгосударственного объединения создан Межгосударственный экономический коми­тет (МЭК), который является постоянно действующим коорди­нирующим и исполнительным органом Экономического союза и осуществляет контрольные и распорядительные функции в пре­делах полномочий, добровольно делегированных ему суверенны­ми государствами СНГ.

2 апреля 1996 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией был заключен Договор об углублении интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях, который, признавая государст­венную независимость, суверенитет и территориальную целост­ность сторон, провозглашает поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях. Для достижения этих целей учреждаются Межго­сударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарла­ментский Комитет. Одновременно на тех же основах, но с еще большей степенью интеграции был создан Союз России и Бело­руссии (с 8 декабря 1999 г. — Союзное государство). В частности, этот орган вправе принимать модельные законодательные акты, содействовать унификации законодательства двух стран.

15 марта 1996 г. Государственной Думой было принято поста­новление, которым была подтверждена юридическая сила резуль­татов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 г. Этим актом Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. объявлено не имевшим и не имеющим юридической силы в части, относящейся к прекращению Союза ССР. Другим постановлением от того же числа Государственная Дума признала утратившим силу постанов­ление Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об об­разовании СССР» от 12 декабря 1991 г. Однако эти постановления Государственной Думы не имеют правовых последствий, т. е. не могут юридически восстановить СССР и денонсировать Соглаше­ние о создании СНГ (гак называемые беловежские соглашения). Во-первых, Договор об образовании СССР отдельно не вступал в силу, а был только составной частью советских конституций 1924 и 1936 гг. Во-вторых, согласно Конституции РФ денонсация меж­дународных договоров может осуществляться не постановлениями Думы, а федеральным законом. Таким образом, указанные поста­новления Государственной Думы были не в состоянии изменить конституционно-правовой статус Российской Федерации и право­мерность создания Содружества Независимых Государств.

Полная международная правосубъектность Российской Феде­рации является проявлением ее суверенитета и выступает как важнейшее правовое средство включения в мировое сообщество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.