Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи инженерной психологии






 

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.

В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений, основными из которых являются: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (рис. 1.3).

Методологические проблем ы в период активного развертывания инженерно-психологических исследований, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических фактов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, определить принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить место инженерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики. В конечном итоге методология инженерной психологии - это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.

Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наибольшее значение в процессах управления и обслуживания техники. Частными задачами здесь являются следующие.

- Изучение психологических и психофизиологических характеристик человека-оператора. При этом изучаются закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики процессов памяти и мышления при управлении и обслуживании техники, особенности принятия решения человеком и осуществления им управляющих воздействий.

- Психологический анализ деятельности оператора в СЧМ. Здесь изучаются общие закономерности деятельности оператора, разрабатывается классификация видов операторской деятельности, выявляется роль различных психических процессов в деятельности оператора.

- Оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий. При решении данной задачи имеется в виду оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения оператором отдельных действий при упрощенных формах взаимодействия оператора с техническими устройствами: оператор - индикатор, оператор - орган управления и т.п. Полученные характеристики используются в дальнейшем в качестве исходных данных при оценке соответствующих показателей системы " человек - машина" в целом.

- Изучение функциональных состояний оператора в процессе работы. Здесь разрабатываются принципы и методы изучения состояния человека, изучается влияние различных состояний на работоспособность человека, исследуется его поведение при действии различных факторов, исследуется динамика работоспособности оператора в процессе работы.

Системотехническое направление инженерной психологии связано с изучением инженерно-психологическихвопросов построения СЧМ. Это направление включает четыре основные группы задач.

- Разработка инженерно-психологических принципов построения технических элементов СЧМ. Сюда относится разработка требований, принципов построения и проектирования средств отображения информации, органов и пультов управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений человека.

- Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача есть одна из важнейших в инженерной психологии. Ее составляющими являются: разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ; распределение инженерно-психологических задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях системы управления.

- Разработка инженерно-психологических принципов построения и организации СЧМ. Важнейшим вопросом здесь является определение возможностей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка принципов, методов и критериев распределения функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обеспечивающих и обслуживающих систем.

- Разработка принципов, методов и критериев оценки надежности и эффективности СЧМ.

Однако как бы ни была совершенна современная техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует всестороннего учета психологических свойств и способностей человека. Большое число происшествий, аварий и отказов обусловлено эксплуатационными причинами. За ними часто кроются ошибки человека, совершенные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической подготовки, незнания правил эксплуатации техники и безопасного обращения с ней. Поэтому возникает задача инженерно-психологического обеспечения эксплуатации СЧМ. Ее решением занимается эксплуатационное направление инженерной психологии. Частными задачами здесь являются следующие.

- Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инженерно-психологических рекомендаций по профессиональному отбору, обучению и тренировкам операторов, формированию операторских коллективов и организации взаимодействия между ними.

- Инженерно-психологическое обеспечение научной организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации режимов и технологических графиков работы операторов, разработки режимов труда и отдыха, учета психологических факторов для создания безопасных условий труда, разработки инженерно-психологических рекомендаций по построению и использованию эксплуатационно-технической документации.

- Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспечения их совместимости в группе, анализа эффективности групповой деятельности и взаимодействия операторов разного уровня управления.

- Медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности операторов. Важным здесь является разработка методов повышения психологических характеристик операторов путем проведения специальных тренировок, разработка методов стимуляции деятельности и повышения работоспособности операторов, организация контроля за состоянием и результатами работы оператора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.